Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2019 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре Усенко А.О.,
с участием прокурора Устиновой Т.А.,
представителя административного истца Чистякова В.М.,
представителя административного ответчика Муртазина Ф.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1831/2019 по административному исковому заявлению Ермолаева Е.Е., Гарькиной М.А., Шпадырева С.П. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647,
У С Т А Н О В И Л:
Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 со дня его принятия, указывая, что им на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 619,60 кв.м., подвал, кадастровый номер №, которое расположено в нежилом здании Литер А по адресу: Самарская область, Автозаводский район, ул.Автостроителей, 63, пом.н1. Земельные участки с кадастровыми номерами № и №, общей площадью 264 кв.м. и 908 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства кафе с бильярдным клубом, были предоставлены в период строительства заказчику – застройщику объекта на праве аренды. В настоящее время земельный участок для целей эксплуатации нежилого здания не сформирован и не предоставлен. Согласно технической документации, объект является складом. Данное нежилое помещение не подпадает под критерии, установленные ст.378.2 НК РФ, поскольку не является административно-деловым либо торговым центром, и в нем не размещаются офисы, объекты бытового обслуживания или общественного питания. Включение нежилого помещения в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административных истцов, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу.
Представитель административных истцов Гарькиной М.А. и Шпадырева С.П. по доверенностям от 24.10.2017 года № 63 АА 4313880, от 19.02.2018 года № 63 АА 4742196 Чистяков В.М. в судебном заседании поддержал административный иск по изложенным выше основаниям.
Ермолаев Е.Е.представил письменное ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие, административные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель административного ответчика по доверенности от 08.04.2019 года № 31 Муртазин Ф.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.
Прокурор полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административных истцов.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. № 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области 18.10.2017 года № 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете «Волжская коммуна» № 218 (30176), от 01.11.2017 года № 283 (30178), от 02.11.2017 года № 285 (30180), от 16.11.2017 года № 297 (30192).
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.
В вышеуказанный перечень под номером под номером № включен объект недвижимости – нежилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 619,6 кв.м., подвал № 1, расположенное по адресу: <адрес>.
Указанное нежилое помещение на основании договора купли-продажи от 07.06.2012 года № 2/к на праве общей долевой собственности принадлежит Шпадыреву С.П. (доля 2170/6196), Гарькиной М.А. (доля 1856/6196), Ермолаеву Е.Е. (доля 2170/6196), что подтверждается договором купли-продажи от 07.06.2012 года № 2/к, свидетельством о государственной регистрации права от 21.07.2012 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 16.09.2019 года.
Оценивая обоснованность включения нежилого помещения, принадлежащего истцам на праве общей долевой собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Объект недвижимости – нежилое помещение имеет назначение: нежилое помещение, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРН.
Указанное нежилое помещение расположено в подвале № 1 нежилого здания с кадастровым номером №, имеющим назначение: нежилое здание, наименование – кафе с бильярдным клубом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 07.10.2019 года.
Нежилое здание с кадастровым номером № расположено на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, общей площадью 264 кв.м. и 908 кв.м. соответственно, имеющих категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства кафе с бильярдным клубом.
Согласно техническому паспорту на нежилое помещение, помещение, общей площадью 619, 6 кв.м., включает в себя: лестничные клетки, площадью 22,2 кв.м., 15,2 кв.м., 8,9 кв.м., склад, площадью 490,7 кв.м., туалеты, площадью 2,9 кв.м., 4, 3 кв.м., подсобные помещения, площадью 11,1 кв.м., 7,0 кв.м., 16,1 кв.м., 18,0 кв.м., тамбур, площадью 6,6 кв.м., эл.щитовую, площадью 16,6 кв.м.
В соответствии с заключением кадастрового инженера от 04.12.2017 года №, нежилое помещение фактически используется: помещения (комнаты): № 1, площадью 22,20 кв.м., № 3 и 4, площадью 7,20 кв.м., № 7, площадью 15,20 кв.м., № 16, площадью 8,90 кв.м., № 8, площадью 6,60 кв.м., - являются помещениями общего пользования;
Помещения (комнаты): № 2 площадью 486,40 кв.м. – не используются,
Помещения (комнаты): № 13 площадью 16,60 кв.м., № 5а площадью 11,10 кв.м., № 6 площадью 7,0 кв.м., № 2/1 площадью 1,90 кв.м., № 2/2 площадью 2,40 кв.м. – являются вспомогательными помещениями,
Помещения (комнаты): № 14 площадью 16,10 кв.м., № 15 площадью 18,00 кв.м., используются под офис.
Процентное отношение площади административно-бытовых помещений (34,10 кв.м., позиции № 14 площадью 16,10 кв.м. и № 15 площадью 18 кв.м.) к общей площади объекта (616,90 кв.м.) составляет 5,52%.
В соответствии с договором аренды помещения от 24.04.2013 года, заключенному между административными истцами (арендодатели) и ООО «АКВА» (арендатор), арендодатели сдали, а арендатор принял в пользование на условиях аренды часть нежилого помещения, расположенного в здании по адресу: <адрес>, общей площадью 71,10 кв.м., кадастровый номер №, сроком на 5 лет для самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности. Помещение передается арендатору во временное владение и пользование исключительно в целях размещения складов арендатора в помещениях № 15 и № 2 и осуществления торговли в помещении № 14.
20.12.2017 года в соответствии с дополнительным соглашением к договору аренды помещения от 24.04.2013 года, досрочно расторгнут договор аренды помещения от 24.04.2013 года по взаимному соглашению сторон с 21.12.2017 года.
Министерство имущественных отношений Самарской области в ответ на заявление об определении вида фактического использования нежилого помещения указало, что согласно полученным актуальным сведениям из ЕГРН объект недвижимого имущества с кадастровым номером № является нежилым помещением в нежилом здании кафе с бильярдным клубом с кадастровым номером №, также включенным в Перечень, расположенном на земельных участках с кадастровыми номерами №, № с разрешенным использованием «для строительства кафе с бильярдным клубом». На основании изложенного, принято решение об определении вида фактического использования объекта недвижимости как объекта, налоговая база которого определяется с учетом особенностей, установленных ст.378.2 НК РФ.
В соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 06.09.2013 года № 715 «Об утверждении Единой всероссийской спортивной классификации», бильярд относится к одному из видов спорта, в связи с чем, наименование здания «кафе с бильярдным клубом» свидетельствует о многофункциональном предназначении.
Таким образом, сведения об объекте, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, однозначно не предусматривают размещение в спорном нежилом помещении объектов бытового обслуживания, административных либо торговых центров, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания, поэтому нежилое помещение не может быть отнесено к объекту налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, только исходя из его наименования.
С учетом изложенного, принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, включающий в себя спорный объект, однозначно не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, рассматриваемое нежилое помещение не предназначено для использования в целях бытового или торгового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения.
Из материалов дела следует, что, мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.
Из материалов дела следует, что на момент формирования и утверждения Перечня часть нежилого помещения находилась в аренде, общая площадь помещений, переданных в аренду составляла менее 20% от общей площади всего спорного нежилого помещения. В 2018 году нежилое помещение в аренду не сдавалось.
Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая назначение и фактическое использование рассматриваемого объекта недвижимости, вид разрешенного использования земельного участка, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве общей долевой собственности у административных истцов критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования административных истцов в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 г.), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административных истцов в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск заявлению Ермолаева Е.Е., Гарькиной М.А., Шпадырева С.П. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 № 1647, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Автозаводский район, ул.Автостроителей, 63, пом. н1, со дня его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 октября 2019 года.
Председательствующий: М.А.Панкова