Решение по делу № 8Г-13542/2022 [88-14732/2022] от 14.06.2022

16RS0040-01-2021-004043-80

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-14732/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

11 августа 2022 года                                                                    г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Федотовой Е.В.,

судей Улановой Е.С., Арзамасовой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 27 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 сентября 2021 г. по гражданскому делу по заявлению Зеленодольского городского прокурора Республики Татарстан к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В., мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Мигунова В.Ю., полагавшего доводы кассационной жалобы, подлежащими отклонению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Зеленодольский городской прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. В обоснование исковых требований указал, что Зеленодольской городской прокуратурой по обращению Гашигуллиной А.Р. проведена проверка исполнения законодательства, направленного на соблюдение беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в помещения, занимаемые Зеленодольской городской и районной организации Общественной организации «Татарская Республиканская организация Всероссийского общества инвалидов» - «Общество инвалидов Республики Татарстан» (далее - ТРО ВОИ ) и находящиеся в муниципальной собственности Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. ТРО ВОИ занимает встроенные нежилые помещения, расположенные по адресам: <адрес> <адрес> для использования, в том числе под парикмахерскую. Сам офис общественной организации - Зеленодольской городской и районной организации ТРО ВОИ располагается также в <адрес>. Указанные помещения Зеленодольской городской и районной организации ТРО ВОИ предоставлены на основании договоров аренды и договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом. Все помещения Зеленодольской городской и районной организации ТРО ВОИ находятся в жилых домах. При этом входные группы данных помещений не соответствуют требованиям доступности для маломобильных групп населения, не адаптированы под нужды граждан с ограниченными возможностями, в связи с чем не обеспечиваются равные условия для всех категорий с учетом их потребностей в получении услуг. В связи с выявленными нарушениями в части исполнения требований, законодательства, направленного на соблюдение беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в помещения, занимаемые обществом инвалидов, 30 декабря 2020 г. в адрес руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района внесено представление. Согласно ответу исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, вопрос по беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в помещения ТРО ВОИ в настоящее время находится на стадии подготовки вариантов решения. При этом, выявленные Зеленодольской городской прокуратурой нарушения по состоянию на 31 марта 2021 г. не устранены. В связи с изложенным Зеленодольский городской прокурор Республики Татарстан просил возложить обязанность произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в помещения, занимаемые Зеленодольской городской и районной организацией Общественной организации «Татарская Республиканская организация Всероссийского общества инвалидов» - «Общество инвалидов Республики Татарстан», расположенные по адресам: <адрес>, а именно установить пандусы.

Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 27 апреля 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 сентября 2021 г., заявление Зеленодольского городского прокурора Республики Татарстана удовлетворено. На исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан возложена обязанность оборудовать пандус для маломобильной группы населения на входе в помещения, занимаемые Зеленодольской городской и районной организацией Общественной организации «Татарская республиканская организация Общественной организации «Татарская Республиканская организация Всероссийского общества инвалидов – Общество инвалидов РТ», расположенные по адресу: <адрес>, и <адрес>, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.

         В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты как незаконные.

          Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания по уважительной причине не просили, в связи с чем жалоба в порядке части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.

         Из материалов дела следует, что муниципальному образованию г. Зеленодольск принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером площадью 72,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 12 апреля 2021 г.

20 декабря 2016 г. за муниципальным образованием Зеленодольский муниципальный район зарегистрировано право собственности на нежилое помещение с кадастровым номером площадью 93,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

22 ноября 2016 г. между исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и Зеленодольской городской и районной организацией ТРО ВОИ заключен договор аренды муниципального имущества, по условиям которого Зеленодольской городской и районной организации ТРО ВОИ предоставлено в аренду нежилое помещение с кадастровым номером площадью 72,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, для использования под мастерскую по ремонту обуви и парикмахерскую.

30 апреля 2019 г. между исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и Зеленодольской городской и районной организацией ТРО ВОИ заключен договор безвозмездного пользования имуществом, по условиям которого Зеленодольской городской и районной организации ТРО ВОИ передана в безвозмездное пользование часть встроенного нежилого помещения на 1-ом этаже 5-ти этажного кирпичного жилого дома площадью 41.5 кв.м по адресу: <адрес>.

Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что имущество передается ссудополучателю для размещения досугового клуба «Камчатка», где осуществляются досуговые и образовательные мероприятия для лиц с инвалидностью.

Вышеуказанные нежилые помещения расположены на первом этаже в жилых домах.

В январе 2021 года Зеленодольской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на соблюдение беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в помещения, занимаемые Зеленодольской городской и районной организацией ТРО ВОИ, в ходе которой установлено, что занимаемые Зеленодольской городской и районной организации ТРО ВОИ помещения не адаптированы под нужды граждан с ограниченными возможностями, в связи с чем не обеспечиваются равные условия для всех категорий граждан с учетом их потребностей в получении услуг.

В связи с выявленными нарушениями в части исполнения требований законодательства, направленного на соблюдение беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в помещения, занимаемые обществом инвалидов, 30 декабря 2020 г. в адрес руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района вынесено представление.

Из ответа исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 25 февраля 2021 г. следует, что вопрос по беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в помещения, занимаемые Зеленодольской городской и районной организацией ТРО ВОИ, в настоящее время находится на стадии подготовки вариантов решения.

Выявленные Зеленодольской городской прокуратурой нарушения на день вынесения решения суда не устранены.

Из пояснений представителя Зеленодольской городской и районной организации ТРО ВОИ ФИО4 следует, что помещение площадью 72,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, используется Зеленодольской городской и районной организацией ТРО ВОИ под размещение офиса, где осуществляется прием и консультация граждан с ограниченными возможностями, и парикмахерской. Помещение, расположенное по адресу: <адрес>, используется Зеленодольской городской и районной организацией ТРО ВОИ для размещения парикмахерской и досугового клуба «Камчатка», где осуществляются досуговые и образовательные мероприятия для лиц с инвалидностью. Вход в данные помещения не оборудован средствами беспрепятственного доступ маломобильных групп населения в помещения.

Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Устава муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» Республики Татарстан, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства в части создания гражданам с ограниченными возможностями условий для беспрепятственного доступа к спорным объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются гарантированные государством права и законные интересы неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также права на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, в связи с чем возложил на ответчика обязанность оборудовать пандус для маломобильной группы населения на входе в помещения, занимаемые Зеленодольской городской и районной организацией Общественной организации «Татарская республиканская организация Общественной организации «Татарская Республиканская организация Всероссийского общества инвалидов – Общество инвалидов РТ», расположенные по адресу: <адрес>, и <адрес>, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.

           С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

           Выводы судебных инстанций сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.

     Ссылки заявителя на отсутствие финансирования и обращение руководителя Исполнительного комитета ЗМР РТ к Главе Зеленодольского муниципального района с просьбой рассмотреть возможность выделения денежных средств в сумме 184851 руб. для адаптации под нужды граждан с ограниченными возможностями, на не обращение граждан непосредственно в исполнительный комитет по поводу затруднительного доступа в спорные помещения не освобождают ответчика от обязанности по исполнению требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.

Создание инвалидам и маломобильным группам населения равных возможностей с другими гражданами в реализации своих прав, обеспечению возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех ее аспектах, предполагающих отсутствие каких-либо препятствий в их доступе к объектам социальной инфраструктуры, является одной из приоритетных задач государства и согласуется с провозглашенными и гарантированными Конституцией Российской Федерации правами ее граждан.

Доводы кассационной жалобы о том, что у Зеленодольской городской и районной организации «Татарская Республиканская организация Всероссийской Общества инвалидов» отсутствуют претензии к состоянию и оборудованию спорного муниципального имущества и именно на данной организации лежит обязанность за свой счет производить его текущий и капитальный ремонт, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толкования норм права, а также сводятся к переоценке исследованных доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных по делу фактических обстоятельствах.

          Между тем, при разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание выводов судов по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.

Следовательно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения суда, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.

При таких обстоятельствах не имеется предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 27 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.

Председательствующий:                                             Е.В. Федотова

Судьи:                                                                 Е.С. Уланова

                                                                                        Л.В. Арзамасова

8Г-13542/2022 [88-14732/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Зеленодольский Городской Прокурор
Ответчики
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
Другие
Зеленодольская городская и районная организация Общественной организации Татарская Республиканская организация Всероссийского общества инвалидов - Общество инвалидов РТ
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
11.08.2022Судебное заседание
11.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее