Решение по делу № 33-5573/2024 от 15.03.2024

Судья Коваленко И.А. УИД 61RS0006-01-2023-003774-44

(2 инст.) дело № 33-5573/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 апреля 2024 г.                             г. Ростов-на-Дону

    Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Вялых О.Г.

Судей Владимирова Д.А., Семёновой О.В.

при секретаре Заярском А.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3495/2023 по иску Прокурора г. Новошахтинска в интересах неопределенного круга лиц к ГУП РО «УРСВ», третье лицо Администрация г. Новошахтинска, Региональная служба по тарифам Ростовской области об обязании выполнить мероприятия, предусмотренные производственной программой в сфере водоснабжения, по апелляционной жалобе ГУП РО «УРСВ» на решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 декабря 2023 г. Заслушав доклад судьи Владимирова Д.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Новошахтинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГУП РО «УРСВ» об обязании выполнить мероприятия, указав, что в ходе проверки выявлены факты неполного выполнения филиалом «Новошахтинский» ГУП РО «УРСВ» производственной программы на 2022 г.

Не выполнены мероприятия на общую сумму 6 018,85 рублей, включающие в себя:

капитальный ремонт разводящей водопроводной сети Ду 110 мм протяженностью 350 м. по адресу: по ул. Базарная, от ул. Фрунзе до магазина «Магнит» в г. Новошахтинске (устройство водопроводных колодцев);

капитальный ремонт разводящей внутриквартальной водопроводной сети Д 160 мм. (сталь) протяженностью 1200 м. п. по адресу ул. Достоевского в г. Новошахтинске (аварийный участок протяженностью 114,5 м. в районе домов № 22 - № 42)

капитальный ремонт фильтров 3-й очереди. Замена фильтрующей загрузки 3-х фильтров по адресу Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Водострой, 5а;

капитальный ремонт водопроводной сети ул. Культурная. Замена участка водопровода Ду 110 мм. протяженностью 380 м.;

капитальный ремонт аварийного участка разводящей водопроводной сети Ду 160 мм. протяженностью 910 м. по адресу: г. Новошахтинск, ул. Магистральная;

капитальный ремонт аварийного участка разводящей водопроводной сети Ду 100 мм протяженностью 1 400 м. по адресу г. Новошахтинск, ул. Семашко (заменено только 790 м.)

капитальный ремонт кровли здания и потолочного перекрытия помещения хлораторной НС № 3 «Баки Ленина» по адресу г. Новошахтинск, ул. Городская, 47а.

Отраженные в представлении нарушения до настоящего времени не устранены; мероприятия, предусмотренные производственной программой, не выполнены.

Истец, уточнив исковые требования, просил обязать ГУП РО «УРСВ» выполнить следующие мероприятия, предусмотренные производственной программой в сфере холодного водоснабжения на 2022 г. для Новошахтинского производственного участка за счет денежных средств ГУП РО «УРСВ», в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

капитальный ремонт разводящей водопроводной сети Ду 110 мм. протяженностью 350 м. по адресу по ул. Базарная, от ул. Фрунзе до маг. «Магнит», г. Новошахтинск (не выполнен ремонт 80 м.);

капитальный ремонт разводящей внутриквартальной водопроводной сети Д 160 мм. (сталь) протяженностью 1200 м. п., по адресу ул. Достоевского, г. Новошахтинск (не выполнен ремонт 1 085,5 м.);

капитальный ремонт водопроводной сети ул. Культурная. Замена участка водопровода Ду 110 мм. протяженностью 380 м. (не выполнен ремонт 369 м.);

капитальный ремонт аварийного участка разводящей водопроводной сети Ду 100 мм. протяженностью 1400 м. по адресу: г. Новошахтинск, ул. Семашко (не выполнен ремонт 610 м.).

Решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 декабря 2023 г. исковые требования удовлетворены.

Представитель ГУП РО «УРСВ» в апелляционной жалобе просит отменить решение. Апеллянт указывает, что судом не учтены доводы ответчика, а также пояснения Региональной службы по тарифам РО о том, что законодательство в сфере тарифного регулирования регламентирует процедуру неосвоенных средств из необходимой валовой выручки регулируемой организации при утверждении тарифов на очередной период регулирования. Меры ответственности за неисполнение в полном объеме производственных программ путем исключения экономически необоснованных доходов предприятия осуществляется органом исполнительной власти в сфере тарифного регулирования. Обращает внимание, что удовлетворение требований о возложении обязанности по осуществлению указанного в иске перечня работ порождает правовую неопределенность в вопросе возмещения предприятию расходов на их реализацию. Полагает, что оснований для обращения прокурора в суд с иском не имеется, поскольку отсутствует нарушение прав потребителей по холодному водоснабжению. Постановлением Правительства РО от 09.08.2013 г. № 497 утверждены полномочия по контролю за выполнением производственных программ организаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение. Контроль за выполнением производственных программ возложен на Региональную службу по тарифам РО. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, в связи с чем, прокурором избран ненадлежащий способ защиты права.

На апелляционную жалобу поданы возражения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель апеллянта, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы не явился. Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела применительно к ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения.

Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации г. Новошахтинска от 10.12.2018 г. № 1251 ГУП РО «УРСВ» определено гарантирующей организацией в г. Новошахтинске для централизованной системы холодного водоснабжения. Таким образом, ресурсоснабжающей организацией в области водоснабжения на территории города Новошахтинска является ГУП РО «УРСВ», интересы которого на территории г. Новошахтинска представляет Новошахтинский филиал. В настоящее время основным видом деятельности Новошахтинского фили-лала ГУП РО «УРСВ» являются: обеспечение питьевой водой населения, промышленных предприятий, объектов социально-бытовой инфраструктуры, эксплуатация и техническое обслуживание сооружений, сетей водопровода.

Производственная программа организации коммунального комплекса ГУП РО «УРСВ» на 2022 г. согласована в Администрации г. Новошахтинска и представлена в Региональную службу по тарифам РО. По завершении проверки обоснованности предоставленных расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ГУП РО «УРСВ» производственной программы и соответствующих этим потребностям тарифов на то вары и услуги, Региональной службой по тарифам РО согласована производственная программа и установлены соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги (ст. 9 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»). Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 15.01.2019 г. № 1/1 утверждена производственная программа ГУП РО «УРСВ», в том числе и по Новошахтинскому производственному участку на 2019-2022 г.

Как установлено судом, прокуратурой города по поручению прокуратуры РО в мае 2023 г. проведена проверка соблюдения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере и другим вопросам. В ходе проверки выявлены указанные в уточненном исковом заявлении факты неполного выполнения филиалом «Новошахтинский» ГУП РО «УРСВ» производственной программы на 2022 г.

Принимая решение, суд руководствовался положениями Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 641, Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-Ф3 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и указал, что имеются законные основания для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку изложенные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении ГУП РО «УРСВ», предусмотренных производственной программой в сфере водоснабжения, мероприятий, финансирование которых заложено в тарифе в сфере водоснабжения. Нарушаются права граждан, проживающих на территории г. Новошахтинска в части предоставления услуг по водоснабжению надлежащего качества, поскольку включенные в программу участки водопровода имеют высокую степень износа и требуют ремонта, однако, повторно не смогут быть включены в программу производственного контроля.

Доводы апелляционной жалобы предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения не содержат, исходя из следующих обстоятельств.

Согласно положениям ч. 5 ст. 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регламентируют обязательное правило расчета тарифов в сфере водоснабжения (водоотведения) с учетом расходов организаций, осуществляющих горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение), необходимых для реализации инвестиционной и производственной программ, а также целевых показателей деятельности таких организаций.

П. 1 ч. 3 ст. 41 указанного закона предусмотрено, что производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Производственная программа должна содержать перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке.

В соответствии со ст. 3, 7 Федерального закона от 30 декабря 2014 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности оказания услуг и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.

Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счёт средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации.

Регулирование тарифов на услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от оказания услуг организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учётом обеспечения доступности для потребителей услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

Организация коммунального комплекса самостоятельно разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу.

Между тем, ГУП РО «УРСВ» нарушило запланированный производственной программой комплекс мероприятий, осуществляемые по тарифам, утверждённым Региональной службой по тарифам Ростовской области, не исполнило в полном объеме указанные мероприятия, в связи с чем, суд пришел к верному выводу о признании незаконным бездействия ответчика по невыполнению данных мероприятий.

Факт невыполнения в полном объеме мероприятий производственной программы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2022 г. ответчиком не отрицался.

Доводы апеллянта относительно того, что удовлетворение требований о возложении обязанности по осуществлению указанного в иске перечня работ порождает правовую неопределенность в вопросе возмещения предприятию расходов на их реализацию, выводов суда не опровергают.

Указанные в апелляционной жалобе обстоятельства не освобождают ответчика от исполнения обязанности по выполнению указанных мероприятий и соблюдения производственной программы.

Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам ст. 56, 67 ГПК РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 641, обоснованно исходил из того, что мероприятия, предусмотренные производственной программой в сфере водоснабжения на 2022 год ГУП РО «УРСВ» в полном объеме не исполнены, при этом их финансирование заложено в тарифы на водоснабжение для потребителей.

Судом дана надлежащая оценка фактических обстоятельств дела и их юридическая квалификация, исследованы представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права установлено не было.

Базовым нормативным актом, регулирующим спорные правоотношения, является Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии с пунктом 21 статьи 2 которого производственная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, - программа текущей (операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно положениям статьи 41 указанного Федерального закона производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством РФ. При разработке производственной программы учитываются результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения. Производственная программа должна содержать перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке; планируемый объем подачи воды (объем принимаемых сточных вод); объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы; график реализации мероприятий производственной программы; плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; иные сведения, предусмотренные порядком разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требованиями к составу производственных программ, которые утверждены Правительством РФ. Производственные программы утверждаются органами регулирования тарифов. Производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов.

Доводы жалобы об отсутствии у прокурора оснований для обращения в суд поскольку нарушение прав потребителей по холодному водоснабжению отсутствует, а полномочия по контролю за выполнением производственных программ организаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение возложены на Региональную службу по тарифам РО, а не прокурора, об избрании прокурором ненадлежащего способа защиты права и о неправильности решения не свидетельствуют.

Судом в решении обоснованно указано на то, что производственная программа предусматривает совершение ответчиком определенных действий в соответствующие сроки - в 2022 г. Поэтому неисполнение обязательств в установленные сроки является нарушением исполнения обязательств. Таким образом, неисполнение запланированных системных мероприятий производственных программ по реконструкции эксплуатируемой системы коммунальной инфраструктуры, влияет на качество оказания услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, свидетельствует о ненадлежащем контроле за качеством оказываемых ГУП РО «УРСВ» услуг и, как следствие, не проведение своевременного ремонта и замены пришедших в негодность рабочих частей водовода. В связи с указанными обстоятельствами создается угроза к возникновению аварийных ситуаций, влекущих длительное приостановление оказания услуг водоснабжения жителям г. Новошахтинска и ухудшение качества постановляемой воды, что является недопустимым и требующим незамедлительного устранения.

Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований для отмены решения, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права.

Таким образом, разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

При таких обстоятельствах, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 декабря 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУП РО «УРСВ» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 5 апреля 2024г.

33-5573/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Новошахтинска прокуратуры Ростовской области
Ответчики
ГУП РО УРСВ
Другие
Региональная служба по тарифам Ростовской области
Администрация г. Новошахтинска
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области
Суд
Ростовский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.ros.sudrf.ru
03.04.2024Судебное заседание
09.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2024Передано в экспедицию
03.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее