Судья Тузовская Т.В. | Дело № 33-423/2024 |
Дело № 2-5230/2023
УИД 41RS0001-01-2023-007746-48
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 14 марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего судьи | Полозовой А.А., |
Судейпри секретарес участием прокурора | Степашкиной В.А., Гавриной Ю.В., Тадиной К.А.,Ляховенко В.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вислобоковой Ларисы Михайловны к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение (квартиру) в новом сейсмостойком жилом доме, встречному иску Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Вислобоковой Ларисе Михайловне об изъятии в муниципальную собственность жилое помещение, признании право собственности, признании прекратившей право пользования, выселении из жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе Вислобоковой Ларисы Михайловны на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 ноября 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Вислобоковой Ларисы Михайловны к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда о возложении обязанности предоставить благоустроенное, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах города Петропавловска-Камчатского жилое помещение (квартиру) в новом сейсмостойком жилом доме, отказать.
Встречное исковое заявление удовлетворить.
Изъять у Вислобоковой Ларисы Михайловны (<данные изъяты>) в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый № с предоставлением ей взамен изымаемого другого жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Признать за Вислобоковой Ларисой Михайловной (<данные изъяты>) право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Признать за Петропавловск-Камчатским городским округом право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
После регистрации права собственности за Петропавловск-Камчатским городским округом на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признать Вислобокову Ларису Михайловну (<данные изъяты>) прекратившей право пользования жилым помещением - квартирой <адрес>
После регистрации перехода права собственности за Петропавловск-Камчатским городским округом на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, выселить Вислобокову Ларису Михайловну (<данные изъяты> из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в предоставленное Вислобоковой Ларисе Михайловне жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад судьи Степашкиной В.А., объяснения Вислобоковой Л.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Цынкевич Д.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, заключение прокурора об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вислобокова Л.М. обратилась в суд с иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о предоставлении благоустроенного, равнозначного по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах города Петропавловска-Камчатского жилое помещение в новом сейсмостойком жилом доме.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29 декабря 2016 года № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, а также включен в адресный перечень домов подпрограммы А «Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края». Постановлением главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 24 ноября 2021 год принято решение об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа земельного участка и жилых помещений в данном многоквартирном доме, на основании чего ей направлен проект соглашения о возмещении за жилое помещение с учетом убытков, подлежащих возмещению, в связи с изъятием для муниципальных нужд жилого помещения. Полагает, что при указанных обстоятельствах имеет право выбора способа обеспечения своих жилищных прав, просит предоставить ей равнозначное по площади, благоустроенное жилое помещение в новом сейсмостойком жилом доме в пределах города Петропавловска-Камчатского, отвечающее всем установленным требованиям, поскольку в противном случае она будет ограничена в таком выборе.
В свою очередь Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа предъявило к Вислобоковой Л.М. встречный иск об изъятии в муниципальную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением взамен изымаемого другого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> признании права собственности на предоставляемое жилое помещение, права собственности на изымаемое жилое помещение за Петропавловск-Камчатским городским округом, прекратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселении из указанного жилого помещения в предоставленное другое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, отмечая, что во исполнение решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 ноября 2022 года администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признанное пригодным для проживания. На предложение осмотреть данное жилое помещение Вислобокова Л.М. не отреагировала. 4 октября 2023 года издано постановление администрации ПКГО о мене данных жилых помещений. 9 октября 2023 года в адрес Вислобоковой Л.М. направлена копия постановления и проект договора мены, который ею до настоящего времени не подписан.
В судебном заседании Вислобокова Л.М. первоначальные требования поддержала, встречные требования не признала.
В судебном заседании представитель Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Цынкевич Д.А. на удовлетворении встречных требований настаивала, требования Вислобоковой Л.М. не признала.
Представитель Управления Росреестра Камчатского края в судебном заседании участия не принимал.
Принимавший участие в суде первой инстанции прокурор для дачи заключения по делу поддержал встречные исковые требования и просил их удовлетворить, первоначальные требования полагал удовлетворению не подлежащими.
Рассмотрев дело по существу, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе Вислобоковой Л.М. выражает не согласие с решением суда первой инстанции, считает его необоснованным и вынесенным с существенным нарушением норм материального права, просит судебную коллегию его отменить. Полагает, что решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 29 ноября 2022 года не имеет значения при рассмотрении данного дела, поскольку материально-правовое требование и фактические обстоятельства, на которых истец основывает свои требования к ответчику, полностью отличаются от предмета и оснований иска прокурора. Указывает на противоречие действий ответчика по не включению <адрес> от 22 ноября 2013 года № 520-П в адресный перечень Подпрограммы 2 Государственной программы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также, что незаконные действия (бездействия) администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, неправильное толкование закона, не может являться поводом для ограничения прав граждан, являющихся собственниками спорных жилых помещений и имеющих право выбора способа обеспечения своих жилищных прав. Считала, что ответчик лишил ее, собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и включенным в адресный перечень домов, сейсмоукрепление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, участвующих в Программе 2 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения» в рамках мероприятий Государственной программы, включаемых в федеральную адресную инвестиционную программу «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ», гарантированного права на своевременное переселение в новый сейсмостойкий дом, что не соответствует требованиям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, и нарушает права, свободы и законные интересы заявителя на выбор способа обеспечения своих жилищных прав.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Исходя из положений части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 указанной нормы).
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Таким образом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ). Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Из содержания приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, Вислобокова Л.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № общей площадью 41,3 кв.м.
Постановлением администрации ПКГО от 05 июля 2012 года № утвержден перечень многоквартирных домов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны (Приложение № 1), в который включены 175 домов, в том числе <адрес>.
Заключением межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 24 ноября 2016 года № установлено, что многоквартирный <адрес> имеет дефицит сейсмостойкости - 2,5 балла, в связи с чем комиссией принято решение о нецелесообразности дальнейшей эксплуатации указанного многоквартирного дома по причине снижения эксплуатационных характеристик и физического износа несущих конструкций до недопустимого уровня надежности здания и заключение о наличии оснований для признания указанного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации ПКГО от 29 декабря 2016 года № 324-р указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу и включен в адресный перечень домов Подпрограммы А «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» государственный программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года № 520-П (далее - Подпрограмма А).
Постановлением администрации ПКГО от 24 ноября 2021 года № 2640 земельный участок с кадастровым номером № и жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес> изъяты для муниципальных нужд ПКГО.
Постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года № 520-П утверждена государственная программа Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края» (далее - Государственная программа), целью которой является повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения Камчатского края.
Указанная Программа включает 10 подпрограмм, в том числе: подпрограмму А «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» (далее - Подпрограмма А) и подпрограмму 2 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения» (далее - Подпрограмма 2).
Целью подпрограммы А является обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года, в благоустроенные жилые помещения.
Целью Подпрограммы 2 является повышение безопасности проживания граждан до приемлемого уровня в условиях высокой сейсмической активности.
Вступившим в законную силу решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 29 ноября 2022 года признаны незаконным бездействие администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выраженное в отказе предоставлять, в том числе Вислобоковой Л.М. - собственнику жилого помещения в многоквартирном <адрес> признанном аварийным и включенным в Подпрограмму А «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 22.11.2013 №520-П, по договору мены благоустроенные жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям в границах города Петропавловска-Камчатского Камчатского края, взамен изымаемых»;
на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в рамках Подпрограммы А «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 22.11.2013 № 520-П, предоставить Вислобоковой Л.М. по договору мены благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению <адрес>, составляющему 41,3 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям в границах города Петропавловска-Камчатского Камчатского края, взамен изымаемого.
Во исполнение решения Управлением 20 июня 2023 года был заключен муниципальный контракт от 20 июня 2023 года на приобретение жилого помещения в целях переселения граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда и приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 43,6 кв.м.
Согласно заключению межведомственной жилищной технической комиссии от 12 сентября 2023 года № указанное жилое помещение признано соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещением, и пригодным для проживания.
4 октября 2023 года главой Петропавловск-Камчатского городского округа принято постановление № о заключении с Вислобоковой Л.М. договора мены жилого помещения – двухкомнатной квартиры, общей площадью 43,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> принадлежащей на праве собственности Петропавловск-Камчатскому городскому округу, на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 41,3 кв.м. по адресу: <адрес> о чем последней было направлено уведомление с проектом договора мены.
В судебном заседании суда первой инстанции Вислобокова Л.М. пояснила суду, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, относится к вторичному жилищному фонду, в связи с чем, она отказывается от его получения, поскольку полагает, что ей положено жилое помещение в новостройке.
Таким образом, жилищные права Вислобоковой Л.М. при расселении жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, реализованы в рамках Подпрограммы А с предоставлением истцу права выбора, в частности другого жилого помещения, взамен изымаемого, такое обеспечение жилищных прав истца носит компенсационный характер.
Согласно заявленным требованиям истец просит предоставить благоустроенное, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, в границах города Петропавловска-Камчатского, жилое помещение в новом сейсмостойком жилом доме в рамках Подпрограммы 2.
К мероприятиям в рамках Подпрограммы 2 относятся, в том числе, строительство сейсмостойких жилых домов взамен тех, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны. Данные мероприятия реализуются в порядке предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам.
В рамках реализации мероприятий Подпрограммы 2 разработан Порядок предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в многоквартирных домах, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны (Приложение № 6 к Государственной программе, далее – Порядок).
В соответствии с ч. 2 установленного Порядка расселение граждан из многоквартирных домов осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в Камчатском крае.
Уполномоченный орган местного самоуправления готовит решение о мене жилых помещений, в соответствии с которым собственникам жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения взамен ранее занимаемых, и заключает договоры мены ранее занимаемых и предоставляемых жилых помещений (ч.17 Порядка).
При невозможности предоставления собственникам жилых помещений равнозначных жилых помещений, взамен ранее занимаемых с их согласия им могут быть предоставлены жилые помещения большей (меньшей) площади, если в жилищном фонде, выделенном для расселения граждан в рамках Подпрограммы 2, отсутствуют жилые помещения, равные по площади ранее занимаемым жилым помещениям (ч.19 Порядка).
Перечень многоквартирных домов, в которых проживают граждане, подлежащие расселению (далее в настоящем Порядке - Перечень), приведен в приложении 1 к настоящему Порядку. Указанный перечень формируется на основании нормативного правового акта органа местного самоуправления муниципального образования в Камчатском крае, исходя из количества жилых помещений, строящихся в рамках реализации Подпрограммы 2 (ч.3 Порядка).
Многоквартирный <адрес> включен в указанный перечень постановлением Правительства Камчатского края от 12 февраля 2018 года № 61-П, в виде отдельных жилых помещений – квартир №№, № №, №, №
Установив юридически значимые обстоятельства и применяя приведенные выше нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции при разрешении спора исходил из того, что предоставление жилого помещения взамен изымаемого носит компенсационный характер и гарантирует собственнику условия проживания, которые не должны быть ухудшены в сравнении с прежними. Указав, что предоставляемое Вислобоковой Л.М. жилое помещение признано пригодным для проживания, является благоустроенным применительно к условиям проживания в г. Петропавловске-Камчатском, превышает по общей площади ранее занимаемое помещение, находится в границах г. Петропавловска-Камчатского, суд отказал в удовлетворении требования истца предоставить жилое помещение в новом сейсмоустойчивом доме. При этом суд отметил, что ч. 2 ст. 15 ЖК РФ не относит к требованиям, предъявляемым к жилому помещению, предоставление жилья в новом жилищном фонде.
Поскольку право Вислобоковой Л.М. на жилищное обеспечение путем предоставления ей жилого помещения взамен изымаемого реализовано, суд удовлетворил встречное требование Управления об изъятии у истца в муниципальную собственность жилого помещения по адресу: <адрес> предоставлением ей взамен изымаемого другого жилого помещения по адресу: <адрес>. Руководствуясь ст. 209, п.2 ст. 237, п.2 ст. 292 ГК РФ, суд удовлетворил требования Управления о признании права собственности на изымаемое жилое помещение за ПКГО и признании права собственности за Вислобоковой Л.М. на предоставляемое взамен изымаемого жилое помещение – <адрес>, также удовлетворив производные из права собственности требования о признании Вислобоковой Л.М. прекратившей право пользования жилым помещением – <адрес>, выселении ее из данного жилого помещения в предоставляемое взамен изымаемого жилое помещение.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, полагая их законными и обоснованными, соответствующими правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что включению в адресный перечень многоквартирных домов Подпрограммы 2 подлежали все жилые помещения многоквартирного <адрес>, является необоснованным и отклоняется судебной коллегией, поскольку в адресный перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках Подпрограммы 2, <адрес>, не включена.
Как ранее было указано, в соответствии с ч. 3 Порядка (Приложения № 6 к Государственной программе) Перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках Подпрограммы 2, формируется на основании нормативного правового акта органа местного самоуправления муниципального образования в Камчатском крае, исходя из количества жилых помещений, строящихся в рамках реализации Подпрограммы 2.
Из ответа Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации ПКГО от 20 апреля 2022 года следует, после расселения многоквартирных домов, включенных в адресный перечень Подпрограммы 2, остались незаселенными трехкомнатные квартиры в домах в районе Северо-Восточного шоссе. Поскольку в муниципальной собственности ПКГО имелись свободные 3-х комнатные квартиры, в домах, введенных в эксплуатацию в рамках Подпрограммы 2, с целью заселения указанных 3-х комнатных квартир, сокращения расходов по содержанию жилых помещений за счет бюджета ПКГО, было принято решение предложить для заселения указанные квартиры гражданам, занимающим жилые помещения, состоящие из трех комнат в домах, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу, и включенных в перечень домов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, утвержденный Постановлением от 05 июля 2012 года № 1904. Весь дом <адрес> в адресный перечень Подпрограммы 2 Государственной программы не включен.
Таким образом, реализация мероприятий в рамках Подпрограммы 2, в частности, строительство сейсмостойких жилых домов взамен тех, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, требует больших вложений денежных средств, определяется достаточно длительным временным периодом. Кроме того, проблемой, препятствующей инвестиционной активности в строительной сфере, является нехватка земельных участков под строительство жилья, обеспеченных инженерными коммуникациями. В городском округе в настоящее время исчерпан ресурс свободных и обеспеченных инженерной инфраструктурой строительных площадок. Вместе с тем, проживание в жилых домах, признанных аварийными и непригодными, создает опасность для жизни людей, в связи с чем, требуется комплекс мер, направленных на повышение безопасности проживания граждан на территории ПКГО (п. 1.1, раздела 1 постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 03 октября 2016 года № 1985).
Указанный многоквартирный дом включен в перечень домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, реализация мероприятий по переселению граждан из которых осуществляется в рамках Подпрограммы А. Дата окончательного расселения многоквартирного <адрес> определена 31 декабря 2022 года.
При таких обстоятельствах, поскольку предоставление жилья взамен аварийного носит компенсационный характер, не связано с улучшением жилищных условий, и право истца на обеспечение равнозначным жилым помещением взамен изымаемого реализовано и защищено путем предоставления истцу жилого помещения в рамках Подпрограммы А, квартира истца в адресный перечень многоквартирных домов Подпрограммы 2 не включена, суд первой инстанции обоснованно оставил заявленные Вислобоковой Л.М. исковые требования без удовлетворения, удовлетворив встречные требования Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает. Доказательств, подтверждающих незаконность требований Управления, истцом в ходе рассмотрения дела, а также суду апелляционной инстанции не представлено, в материалах дела не содержится. Удовлетворение встречных исковых требований Управления не нарушает прав истца на предоставление жилого помещения взамен изымаемого.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств и не могут являться основанием для отмены или изменения правильного по существу решения суда.
Обстоятельства, установленные решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 ноября 2022 года, в силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ, при рассмотрении данного дела являются преюдициальными, как в части выбранного истцом способа обеспечения жилищных прав (предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого) в доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, так и соблюдения процедуры в порядке ст. 32 ЖК РФ изъятия жилых помещений, земельного участка под многоквартирным домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Иных доводов, которые имели бы существенное значение для рассмотрения дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи