УИД: 23RS0058-01-2023-006294-87
Дело № 2-483/2024 (2-4696/2023)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«11» апреля 2024 года г. Сочи
Хостинский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего Клименко И.Г.
При секретаре Апретовой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Департамента ветеринарии Краснодарского края к Елизаровой Витте Викторовне об устранении нарушений при содержании свиней
УСТАНОВИЛ:
Департамент ветеринарии Краснодарского края обратился в Хостинский районный суд города Сочи с иском к Елизаровой Витте Викторовне об устранении нарушений при содержании свиней.
В обоснование требований указывает, что в ходе проведения ветеринарно-санитарного мониторинга установлено содержание Елизаровой В.В. животных (свиней) в количестве 9 голов и собак в количестве 3 голов. Собаки зарегистрированы и состоят на учете в Учреждении, подвергаются противоэпизоотическим мероприятиям и имеют идентификационные номера. Свиньи не подвергаются противоэпизоотическим мероприятиям (отсутствуют сведения об исследовании на африканскую чуму свиней, вакцинации против классической чумы свиней и болезни Ауески), а также при содержании животных установлены многочисленные нарушения. Ответчику даны рекомендации по устранению выявленных нарушений обязательных требований при содержании свиней. В случае с Ответчиком, осуществляющим разведение свинопоголовья, законные требования игнорируются, что может привести к неблагоприятным последствиям. Содержание свинопоголовья Ответчиком с вышеуказанными нарушениями не воспрепятствует заносу на территорию ЛПХ вируса АЧС и других заболеваний, что впоследствии приведет к возникновению новых очагов вышеуказанных заболеваний на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи и в целом Краснодарского края, значительным затратам бюджетных средств, связанным с ликвидацией очагов и ограничению прав и свобод граждан на осуществление перемещения продукции животного и растительного происхождения, связанных с введением ограничительных мероприятий (карантина).
Представители истца Департамент ветеринарии Краснодарского края в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям изложенным в исковом заявлении, с учетом их уточнения.
Ответчик Елизарова В.В. в судебном заседании категорически возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Администрация Барановского сельского округа администрации города Сочи в судебном заседании просила суд удовлетворить исковые требования.
Представитель третьего лица Администрация Хостинского района г. Сочи в судебном заседании просила суд удовлетворить исковые требования.
Представитель третьего лица ГБУ КК "Управление ветеринарии г.Сочи" в судебном заседании просила суд удовлетворить исковые требования.
В судебное заседание представитель третьего лица Администрация Краснодарского края, третье лицо Решетникова Е.В. не явились, будучи надлежаще уведомленными.
В соответствии с ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся участников процесса изучив исковое заявление, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив все в совокупности, пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ч.1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1«О ветеринарии» (далее – Закон) ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
предоставлять специалистам в области ветеринарии, являющимся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
до прибытия специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Согласно статье 2 Закона, ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.4. Закона, ветеринарные правила содержания животных устанавливают требования к условиям содержания животных (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию животных, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованием животных. Ветеринарные правила содержания животных утверждаются применительно к отдельным видам животных и целям их содержания.
«Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденные приказом Минсельхоза России от 21 октября 2020 г. № 621 (далее – Правила № 621) устанавливают требования к условиям содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания, реализации, требования к осуществлению мероприятий по карантинированию свиней, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований свиней, содержащихся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 1000 голов свиней включительно, а также содержащими более 1000 голов свиней.
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 26 февраля 2001 г. № 129 «О департаменте ветеринарии Краснодарского края» департамент ветеринарии Краснодарского края является уполномоченным на осуществление части полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора в отношении граждан, осуществляющих исключительно на территории Краснодарского края деятельность, предметом которой являются разведение, выращивание, содержание животных, перемещение (в том числе перевозка и перегон) животных по территории Краснодарского края, оборот и убой животных на территории Краснодарского края, производство, переработка, хранение, реализация на территории Краснодарского края товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и их транспортировка по территории Краснодарского края (далее – переданные полномочия).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона Краснодарского края от 8 июня 2020 г. № 4300-КЗ «Об обеспечении ветеринарного благополучия на территории Краснодарского края» в целях проведения на территории Краснодарского края мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, уполномоченный орган организует проведение ветеринарно-санитарного мониторинга. Ветеринарно-санитарный мониторинг - совокупность мероприятий по сбору, обработке, анализу, оценке информации о животных, случаях их заболевания и состоянии здоровья сельскохозяйственных животных и птицы.
Согласно п. 2.1 «Порядка организации и проведения ветеринарно-санитарного мониторинга на территории Краснодарского края», утвержденного приказом департамента ветеринарии Краснодарского края от 2 сентября 2020 г. № 309 учреждения осуществляют подготовку ежегодных планов проведения ветеринарно-санитарного мониторинга по муниципальным образованиям, в разрезе городских (сельских) поселений с учетом полного охвата всех хозяйств физических лиц, предназначенных для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных и птицы, находящихся на территории муниципального образования (далее – Хозяйства), с периодичностью их посещения не реже одного раза в квартал.
В соответствии с поступившей из ГБУ КК «Управление ветеринариигорода Сочи» (далее - ГБУ «Ветуправление города Сочи», Учреждение) информацией от 11 сентября 2023 г. № 44.01-1193/23-01 (вх. № 686-06-19 от 11 сентября 2023 г.) ответственными лицами из числа специалистов организаций, подведомственных уполномоченному органу (ГБУ «Ветуправление города Сочи») 11 сентября 2023 г. проведен ветеринарно-санитарный мониторинг Хозяйства физического лица ФИО2 по адресу: <адрес>, СТ «Заря Пластунка 777» кадастровый № (далее – Ответчик).
В ходе проведения ветеринарно-санитарного мониторинга данногоХозяйства установлено содержание животных (свиней) в количестве 9 голов и собак в количестве 3 голов.
Собаки зарегистрированы и состоят на учете в Учреждении, подвергаются противоэпизоотическим мероприятиям и имеют идентификационные номера.
Свиньи не подвергаются противоэпизоотическим мероприятиям (отсутствуют сведения об исследовании на африканскую чуму свиней, вакцинации против классической чумы свиней и болезни Ауески), а также при содержании животных установлены нарушения, а именно:
- территория содержания свиней не огорожена способом, исключающим возможность проникновения на эту территорию посторонних лиц и транспортных средств, а также ограничивающим доступ животных, включая животных без владельца и диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов);
- в хозяйстве осуществляется выгульное содержание свиней, исключающий контакт свиней с другими животными, включая птиц;
- минимальное расстояние от конструкции стены или угла помещения для содержания свиней (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней в хозяйствах не соответствует заданным параметрам, указанным в ветеринарных правилах, менее 30 метров;
- свиноводческое помещение не оборудовано вентиляцией;
- стены, перегородки, покрытия свиноводческого помещения не устойчивы к воздействию дезинфицирующих веществ и повышенной влажности;
- свиноводческое помещение не убирается от навоза, отсутствует площадка для складирования и биотермического обеззараживания навоза;
- для дезинфекции обуви в свиноводческом помещении отсутствуют приспособления или устройства, обеспечивающими дезинфекцию подошвы обуви при входе и выходе из свиноводческого помещения;
- в свиноводческом помещении не проводится дезинсекция, дезакаризация и дератизация;
- при посещении свиноводческого помещения и обслуживания свиней не используется чистая продезинфицированная рабочая одежда и обувь, осуществляется выход в рабочей одежде и обуви за пределы территории хозяйства;
- для кормления свинопоголовья используются пищевые отходы.
Вышеописанное является нарушением требований:
- п. 7, п. 12 раздела III Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 28 января 2021 г. № 37 «Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней»;
- п. 7, п. 8 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 29 сентября 2020 г. № 580 «Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов классической чумы свиней»;
- п. 7, п. 8 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 14 сентября 2020 г. № 540 «Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов болезни Ауески»;
- п. 4, п. 5, п. 6, п. 7, п. 9, п. 10, п. 12, п. 13, п. 14, п. 16 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 21 октября 2020 г. № 621 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации».
В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022-2023 г.г.» (далее – Постановление № 336) возбуждение дела об административном правонарушении должностными лицами контрольного (надзорного) органа возможно исключительно в случае выявления нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, основания для организации контрольного (надзорного) мероприятия, в соответствии с требованием п. 3 Постановления № 336 отсутствуют, в связи с чем, дело об административном правонарушении по части 1 статьи 10.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбудить не представляется возможным.
На основании вышеизложенного, учитывая информацию, находящуюся у контрольного (надзорного) органа о непосредственных нарушениях обязательных требований при содержании животных, руководствуясь ст. 52 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Истцом было организовано проведение профилактического визита.
Ответчику даны рекомендации по устранению выявленных нарушений обязательных требований при содержании свиней:
территорию Хозяйства содержания свиней огородить способом, исключающим возможность проникновения на эту территорию посторонних лиц и транспортных средств, а также ограничивающим доступ животных, включая животных без владельца и диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов);
обеспечить без выгульное содержание свиней либо выгул свиней в закрытом помещении или под навесами, исключающий контакт свиней с другими животными (за исключением птиц и мелких животных);
минимальное расстояние от конструкции стены или угла помещения для содержания свиней (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней в хозяйствах должно соответствовать минимальному расстоянию от конструкции стены или угла свиноводческого помещения (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней, должны быть не менее 30 метров согласно таблицы № 1 Правил № 621;
свиноводческое помещение оборудовать вентиляцией;
стены, перегородки, покрытия свиноводческого помещения в Хозяйстве выполнить из материалов устойчивым к воздействию дезинфицирующих веществ;
организовать в свиноводческом помещении уборку от навоза, и производить складирование на площадке территории ЛПХ для биотермического обеззараживания навоза;
при входе в помещение для содержания животных установить приспособления или устройства, обеспечивающие дезинфекцию подошвы обуви при входе и выходе из свиноводческого помещения (дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами, или ванночки с дезинфицирующими растворами, или оборудование для автоматической мойки и дезинфекции подошв обуви);
обеспечить проведение дезинсекции, дезакаризации и дератизации свиноводческого помещения не реже 1 раза в год;
посещение свиноводческого помещения и обслуживание свиней осуществлять в чистой продезинфицированной рабочей одежде и обуви, которые не должны использоваться за пределами территории Хозяйства;
для кормления свинопоголовья не использовать пищевые отходы;
провести исследование на африканскую чуму свиней.
В соответствии с требованиями п. 4, п. 5, п. 6, п. 7, п. 9, п. 10, п. 12, п. 13, п. 14, п. 16 Правил № 621, п. 7, п. 12 раздела III Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 28 января 2021 г. № 37 «Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней».
В целях предотвращения возникновения и распространения африканской чумы свиней (далее – АЧС) физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками (владельцами) свиней (далее - владельцы свиней), обязаны:
предоставлять по требованиям специалистов органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации 2 (далее - специалисты госветслужбы), свиней для осмотра;
извещать в течение 24 часов специалистов госветслужбы обо всех случаях заболевания или гибели свиней, а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание;
принимать меры по изоляции подозреваемых в заболевании свиней, а также обеспечить изоляцию трупов свиней в том же помещении, в котором они находились;
выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в личном подсобном хозяйстве, крестьянском (фермерском) хозяйстве, в хозяйстве индивидуального предпринимателя, в организациях, в которых содержатся свиньи (далее - хозяйства), противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами;
обеспечить содержание свиней в пределах хозяйств без выпаса и без доступа к животным других видов;
соблюдать условия, запреты, ограничения в связи со статусом региона, на территории которого расположено хозяйство, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации по АЧС в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. № 635 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2016 г., регистрационный № 41508) (далее - решение о регионализации).
В целях предотвращения возникновения и распространения АЧС комплектование хозяйств осуществляется здоровыми свиньями, происходящими из хозяйств, отнесенных к компартментам III, IV в соответствии с Правилами определения зоосанитарного статуса хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утвержденными приказом Минсельхоза России от 11 мая 2023 г. № 482 (далее - Правила компартментализации), и (или) из хозяйств, расположенных на территории со статусом "Благополучный регион" по АЧС в соответствии с решением о регионализации (далее - благополучная территория) в течение 36 месяцев со дня принятия решения о регионализации.
Запрещается вывоз за пределы территории со статусом «Неблагополучный регион» по АЧС, установленным решением о регионализации (далее - неблагополучная территория) продуктов убоя свиней и продуктов их переработки непромышленного изготовления, не прошедших термическую обработку при температуре не менее 70°С в течение не менее 30 минут, и (или) без подтверждения отсутствия возбудителя по результатам лабораторных исследований на АЧС.
В целях доказательства отсутствия циркуляции возбудителя на территории соответствующего субъекта Российской Федерации специалистами госветслужбы должен осуществляться отбор и направление в лабораторию (испытательный центр) органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации для исследования на АЧС (далее - лаборатория), проб биологического и (или) патологического материала.
Согласно предоставленной информации 26 октября 2023 г. ГБУ «Ветуправление города Сочи» (исх. от 26 октября 2023 г. № 44.01-1424/23-01), Ответчик не выполняет в полной мере ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, других ветеринарных правил, который начинает носить уже систематический характер, а именно:
при содержании свиней в количестве 4 голов территория содержания свиней не огорожена способом, исключающим возможность проникновения на эту территорию посторонних лиц и транспортных средств, а также не ограничивает доступ животных, включая животных без владельца и диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов), в хозяйстве осуществляется выгульное содержание свиней, исключающий контакт свиней с другими животными, включая птиц, минимальное расстояние от конструкции стены или угла помещения для содержания свиней (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней в хозяйствах не соответствует заданным параметрам, указанным в таблице № 1 Правил № 621, менее 10 метров, свиноводческое помещение не оборудовано вентиляцией, стены, перегородки, покрытия свиноводческого помещения выполнены из материалов не устойчивых к воздействию дезинфицирующих веществ и повышенной влажности, свиноводческое помещение не убирается от навоза, отсутствует площадка для складирования и биотермического обеззараживания навоза, для дезинфекции обуви в свиноводческом помещении отсутствуют приспособления или устройства, обеспечивающими дезинфекцию подошвы обуви при входе и выходе из свиноводческого помещения, в свиноводческом помещении не проводится дезинсекция, дезакаризация и дератизация, при посещении свиноводческого помещения и обслуживания свиней не используется чистая продезинфицированная рабочая одежда и обувь, осуществляется выход в рабочей одежде и обуви за пределы территории хозяйства, для кормления свинопоголовья используются пищевые отходы, свиньи не идентифицированы, что является нарушением требований п. 4, п. 5, п. 6, п. 7, п. 9, п. 10, п. 12, п. 13, п. 14, п. 16, п. 18 Правил № 621.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ«Об обязательных требованиях в Российской Федерации» обязательные требования устанавливаются в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, не причинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее - охраняемые законом ценности).
Нарушение Ветеринарных правил по содержанию свинопоголовья Ответчиком, невыполнение указаний специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней, игнорирование обязанностей по осуществлению хозяйственных и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих предупреждение болезней животных, может стать причиной возникновения и распространения заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), что причинит вред (ущерб) охраняемым законом ценностям.
В случае с Ответчиком, осуществляющим разведение свинопоголовья, законные требования игнорируются, что может привести к неблагоприятным последствиям.
В соответствии с Перечнем заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденным приказом Минсельхоза России от 19 декабря 2011 г. № 476 африканская чума свиней (далее – АЧС) относится к особо опасным болезням животных, а классическая чума свиней, болезнь Ауески к заразным заболеваниям. Профилактическая вакцинация свиней против АЧС не проводится, так как отсутствует, не разработана вакцина против указанного заболевания.
При установлении АЧС устанавливаются ограничительные мероприятия (карантин), утверждается перечень вводимых ограничительных мероприятий, срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия, и определяются:
ограниченная территория или помещение, в которых находятся источник возбудителя, факторы передачи возбудителя, и (или) свиньи, или дикие кабаны (далее - эпизоотический очаг);
территория, прилегающая к эпизоотическому очагу, радиус которой составляет от 5 км до 20 км от границ эпизоотического очага и зависит от эпизоотической ситуации, ландшафтно-географических особенностей местности, хозяйственных, транспортных и других связей между населенными пунктами, хозяйствами, расположенными в этой зоне, и в эпизоотическом очаге (далее - угрожаемая зона);
территория, прилегающая к угрожаемой зоне, радиус которой составляет от 10 км до 100 км от границ угрожаемой зоны и зависит от эпизоотической ситуации, ландшафтно-географических особенностей местности, хозяйственных, транспортных и других связей между населенными пунктами, хозяйствами, расположенными в этой зоне и в эпизоотическом очаге (далее - зона наблюдения).
В эпизоотическом очаге проводится изъятие свиней и продуктов убоя свиней и диких кабанов их убой бескровным методом и уничтожение. Оборудуются дезбарьеры на входе и въезде на территорию (с территории) эпизоотического очага. На дорогах, ведущих из эпизоотического очага к границам угрожаемой зоны выставляются, круглосуточные контрольно-пропускные посты, оборудованные временными дезбарьерами, шлагбаумами, пароформалиновыми камерами для обработки одежды, дезинфекционными установками и контейнерами для сбора изъятой продукции, с круглосуточным дежурством и привлечением сотрудников полиции. Круглосуточная работа на контрольно-пропускных постах должна осуществляться до завершения уничтожения и переработки всех свиней (их трупов), изъятия и переработки (уничтожения) всей продукции, полученной от убоя свиней и продукции переработки продуктов убоя свиней в эпизоотическом очаге, угрожаемой зоне, и проведения второй (текущей) дезинфекции в эпизоотическом очаге.
В угрожаемой зоне запрещается вывоз свиней, реализация свиней и продуктов убоя свиней непромышленного изготовления, вывоз и пересылка, включая почтовые отправления, продуктов убоя свиней и продуктов их переработки, отходов свиноводства, оборудования и инвентаря, используемого при содержании свиней, заготовка на территории угрожаемой зоны и вывоз кормов, за исключением комбикормов промышленного производства и фуражного зерна, прошедших термическую обработку при температуре не менее 70°C, обеспечивающую их обеззараживание. Осуществляется: направление свиней на убой и переработку на предприятия по убою и переработке, расположенные в угрожаемой зоне. В случае отсутствия таких предприятий осуществляется изъятие свиней, их убой бескровным методом и уничтожение трупов.
В зоне наблюдения запрещается:
ввоз свиней для воспроизводства, ввоз свиней для откорма, за исключением ввоза свиней, вакцинированных в хозяйстве-поставщике против рожи свиней и классической чумы свиней, не ранее 30 календарных дней до дня ввоза на территорию зоны наблюдения; реализация свиней и продуктов убоя свиней непромышленного изготовления; проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок, торгов и других мероприятий, связанных с передвижением, перемещением и скоплением свиней; выгульное содержание свиней, в том числе под навесами. В зоне наблюдения владельцы свиней должны обеспечить их содержание, исключающее контакт между свиньями и дикими животными;
запрещается убой свиней, за исключением убоя на предприятиях по убою и переработке, с отбором Проб для лабораторных исследований на АЧС, вывоз свиней, вывоз продуктов убоя свиней и продуктов их переработки, охота на дикого кабана, за исключением охоты в целях регулирования численности.
В зоне наблюдения с целью доказательства отсутствия циркуляции вируса АЧС осуществляется: наблюдение за состоянием здоровья свиней; обследование охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания дикого кабана, в целях выявления захоронений павших свиней в природной среде, а также случаев падежа диких кабанов; отбор Проб для проведения лабораторных исследований на АЧС из всех имеющихся в зоне наблюдения хозяйств (не менее одного обследования за период карантина всех имеющихся в зоне наблюдения хозяйств).
При установлении болезни Ауески устанавливаются ограничительные мероприятия (карантин) вводятся ограничительные мероприятия в эпизоотическом очаге и неблагополучном пункте.
В эпизоотическом очаге:
а) запрещается:
посещение территории посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, специалистов госветслужбы и привлеченного персонала для ликвидации эпизоотического очага, лиц, проживающих и (или) временно пребывающих на территории, признанной эпизоотическим очагом;
ввоз (ввод) и вывоз (вывод) восприимчивых животных (за исключением вывоза свиней, крупного рогатого скота, овец, коз (далее - продуктивные восприимчивые животные) на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты);
вывоз сырого молока;
заготовка кормов и вывоз кормов, с которыми могли иметь контакт больные восприимчивые животные;
выпас, перемещение и перегруппировка восприимчивых животных;
вывоз инвентаря и иных материально-технических средств;
въезд и выезд транспортных средств (за исключением транспорта, задействованного в мероприятиях по ликвидации эпизоотического очага и (или) по обеспечению жизнедеятельности людей, проживающих и (или) временно пребывающих на территории хозяйства);
сбор, обработка, хранение, вывоз и использование спермы, яйцеклеток и эмбрионов восприимчивых животных;
скармливание восприимчивым животным продуктов убоя, полученных от больных восприимчивых животных, не обеззараженных в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил;
охота на восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам 3, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов 4, осуществляемой в случае выявления болезни Ауески среди восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, с использованием живоотлова или иных бескровных методов охоты;
б) осуществляется:
клинический осмотр всего поголовья восприимчивых животных и выборочная термометрия;
изоляция и направление на убой больных продуктивных восприимчивых животных на предприятия по убою или оборудованные для этих целей убойные пункты (в том числе свиней, имеющих антитела к гликопротеину gE возбудителя, - после откорма; супоросных свиноматок, имеющих антитела к гликопротеину gE возбудителя, - после опороса);
использование для вскармливания поросят (со дня их рождения), свиноматок, не имеющих антител к гликопротеину gE возбудителя, либо искусственное вскармливание поросят;
убой больных пушных зверей в хозяйствах, осуществляющих содержание, выращивание и разведение пушных зверей;
умерщвление больных собак и кошек в хозяйствах, осуществляющих их содержание, выращивание и разведение;
вакцинация клинически здоровых восприимчивых животных вакцинами против болезни Ауески согласно инструкциям по их применению;
отбор проб крови в соответствии с пунктом в соответствии настоящими Правилами от восприимчивых животных, вакцинированных маркированными вакцинами, через 21 календарный день после вакцинации и в дальнейшем с интервалом в 60 календарных дней в целях проведения серологических исследований на наличие антител к гликопротеину gE возбудителя до получения двукратных отрицательных результатов;
уничтожение спермы, яйцеклеток, эмбрионов, полученных от больных восприимчивых животных;
обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага диких восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, среди которых выявлена болезнь Ауески, путем регулирования их численности;
осмотр охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания диких восприимчивых животных, в целях выявления трупов восприимчивых животных;
оборудование дезинфекционных ковриков или ванн на входе (выходе) и дезинфекционных барьеров на въезде (выезде) на территорию (с территории) эпизоотического очага;
обеспечение смены одежды, обуви при входе на территорию и выходе с территории эпизоотического очага;
дезинфекционная обработка одежды и обуви парами формальдегида в пароформалиновой камере в течение часа при температуре 57-60°C, расходе формалина 75 водного раствора формалина с содержанием 1,5% формальдегида или другими дезинфицирующими растворами с высокой вирулицидной активностью в отношении возбудителя согласно инструкциям по применению при выходе с территории эпизоотического очага;
дезинфекционная обработка транспортных средств при их выезде с территории эпизоотического очага. Для дезинфекции транспортных средств должны применяться 1,5-процентный формальдегид, или 3-процентный фоспар или парасод, или 1,5-процентный параформ, приготовленный на 0,5-процентном растворе едкого натра, или 5-процентный хлорамин, или другие дезинфицирующие растворы с высокой вирулицидной активностью в отношении возбудителя согласно инструкциям по их применению;
обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага животных без владельцев;
дератизация и дезинсекция помещений для содержания восприимчивых животных, помещений для приготовления и хранения кормов родентицидными, инсектицидными препаратами согласно инструкциям по их применению. Трупы грызунов, собранные после дератизации, сжигаются.
Утилизация и уничтожение биологических отходов должны осуществляться в соответствии с ветеринарными правилами перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденными Минсельхозом России в соответствии со статьей 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии".
Молоко от восприимчивых животных обеззараживается путем прогревания при температуре 65°C в течение не менее 30 минут, при температуре 75°C - в течение 15 минут или кипячением.
Продукты убоя от восприимчивых животных обеззараживаются прогреванием с достижением в толще продукта температуры не ниже 56°C в течение не менее 30 минут, при температуре 70°C - в течение не менее 16 минут, при 80°C - в течение не менее 5 минут, при 100°C - в течение не менее 1 минуты.
Корма для восприимчивых животных обеззараживаются прогреванием при температуре 90°C в течение не менее 60 минут, при 110°C - в течение не менее 30 минут.
Навоз от восприимчивых животных подвергается биотермическому обеззараживанию, а навозная жижа - обеззараживанию хлорной известью из расчета 12 кг извести на 1 жижи.
Дезинфекции в эпизоотическом очаге подлежат помещения по содержанию восприимчивых животных и другие объекты, с которыми контактировали восприимчивые животные, убойные пункты, другие сооружения и имеющееся в них оборудование, транспортные средства, инвентарь и предметы ухода за восприимчивыми животными.
Дезинфекция должна проводиться специалистами госветслужбы в три этапа: первый - сразу после изоляции больных восприимчивых животных, второй - после проведения механической очистки, третий - перед отменой карантина.
Для дезинфекции должны применяться 4-процентный горячий едкий натр, или 3-процентная хлорная известь, или 3-процентный нейтральный гипохлорит кальция, или 1-процентный глутаровый альдегид, или 5-процентный однохлористый йод, или 2-процентные формалин (параформальдегид) или хлорамин из расчета 0,3-0,5, или другие дезинфицирующие растворы с высокой вирулицидной активностью в отношении возбудителя согласно инструкциям по их применению.
В неблагополучном пункте:
а) запрещается:
ввоз (ввод) и вывоз (вывод) восприимчивых животных (за исключением вывоза продуктивных восприимчивых животных на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты);
проведение ярмарок, выставок, торгов, других мероприятий, связанных с передвижением и скоплением восприимчивых животных;
охота на восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;
б) осуществляется:
клинический осмотр восприимчивых животных;
вакцинация клинически здоровых восприимчивых животных вакцинами против болезни Ауески согласно инструкциям.
При установлении классической чумы свиней (далее – АЧС) устанавливаются ограничительные мероприятия (карантин), вводятся ограничительные мероприятия в эпизоотическом очаге и неблагополучном пункте.
В эпизоотическом очаге:
а) запрещается:
лечение больных восприимчивых животных;
посещение территории посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, специалистов госветслужбы и привлеченного персонала для ликвидации эпизоотического очага, лиц, проживающих и (или) временно пребывающих на территории, признанной эпизоотическим очагом;
ввоз (ввод) и вывоз (вывод) восприимчивых животных, за исключением вывоза восприимчивых животных без клинических признаков, перечисленных в пункте 3 настоящих Правил, на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты;
вывоз продуктов убоя восприимчивых животных;
перемещение и перегруппировка восприимчивых животных внутри хозяйства;
заготовка и вывоз кормов для восприимчивых животных;
вывоз инвентаря и иных материально-технических средств;
въезд и выезд транспортных средств (за исключением транспортных средств, задействованных в мероприятиях по ликвидации эпизоотического очага и (или) по обеспечению жизнедеятельности людей);
охота на восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам 4, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов 5;
б) осуществляется:
поголовный клинический осмотр восприимчивых животных;
убой восприимчивых животных с клиническими признаками, характерными для КЧС, перечисленными в пункте 3 настоящих Правил;
вакцинация восприимчивых животных без клинических признаков, перечисленных в пункте 3 настоящих Правил, вакцинами против КЧС согласно инструкциям по применению;
оборудование дезинфекционных ковриков на входе (выходе) и дезинфекционных барьеров на въезде (выезде) на территорию (с территории) эпизоотического очага;
санитарно-душевая обработка людей со сменой всей одежды и обуви при входе на территорию и выходе с территории хозяйства;
дезинфекционная обработка одежды и обуви парами формальдегида в пароформалиновой камере в течение 1 часа при температуре 57 - 60°C, расходе формалина 75 водного раствора формалина с содержанием 1,5 процента формальдегида или другими дезинфицирующими растворами с высокой вирулицидной активностью в отношении возбудителя согласно инструкциям по применению при выходе с территории эпизоотического очага;
дезинфекционная обработка транспортных средств при выезде с территории эпизоотического очага с применением дезинфицирующих растворов, указанных в пункте 11 настоящих Правил;
дератизация и дезинсекция помещений для содержания животных;
обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага животных без владельцев;
обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, путем регулирования численности 7.
В инфицированном объекте:
а) запрещается:
посещение территории инфицированного объекта посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, специалистов госветслужбы и персонала, привлеченного для ликвидации инфицированного объекта;
въезд и выезд транспортных средств за исключением транспортных средств, задействованных в мероприятиях по ликвидации инфицированного объекта (за исключением инфицированного объекта, являющегося транспортным средством);
б) осуществляется:
оборудование дезинфекционных ковриков на входе (выходе) и дезинфекционных барьеров на въезде (выезде) на территорию (с территории) инфицированного объекта (за исключением инфицированного объекта, являющегося транспортным средством);
смена одежды и обуви при входе на территорию и выходе с территории инфицированного объекта (за исключением инфицированного объекта, являющегося транспортным средством);
дезинфекционная обработка одежды и обуви при выходе с территории инфицированного объекта в соответствии с пунктом 31 настоящих Правил (за исключением инфицированного объекта, являющегося транспортным средством);
дезинфекционная обработка транспортных средств при выезде с территории инфицированного объекта с применением дезинфицирующих растворов, указанных в пункте 11 настоящих Правил (за исключением инфицированного объекта, являющегося транспортным средством);
дератизация и дезинсекция помещений;
обеспечение отсутствия на территории инфицированного объекта животных без владельцев;
дезинфекция инфицированного объекта с применением дезинфицирующих растворов, указанных в пункте 11 настоящих Правил.
Утилизация и уничтожение биологических объектов должны осуществляться в соответствии с ветеринарными правилами перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденными Минсельхозом России в соответствии со статьей 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии».
Корма, с которыми могли иметь контакт больные восприимчивые животные, могут скармливаться невосприимчивым к КЧС животным после термической обработки, обеспечивающей уничтожение возбудителя в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Дезинфекции в эпизоотическом очаге подлежат территории хозяйств, помещения для содержания восприимчивых животных, производственные объекты, транспортные средства, используемые для перевозки восприимчивых животных, и другие места, где содержались больные восприимчивые животные или обнаружены трупы восприимчивых животных.
Дезинфекция помещений и других мест, где содержались больные восприимчивые животные, должна проводиться специалистами госветслужбы в три этапа: первый - сразу после изоляции больных восприимчивых животных, второй - после проведения механической очистки, третий - перед отменой карантина.
Навоз от восприимчивых животных ежедневно убирается и складируется на территории эпизоотического очага для биотермического обеззараживания, остатки корма и подстилка ежедневно убираются и обеззараживаются биотермическим способом или сжигаются.
Места обнаружения павших диких восприимчивых животных подлежат однократной дезинфекции.
Для дезинфекции должны применяться дезинфицирующие растворы, указанные в пункте 11 настоящих Правил.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия в области ветеринарии, организует на территории, прилегающей к эпизоотическому очагу, выставление на въезде в эпизоотический очаг необходимого количества круглосуточных контрольно-пропускных постов, оборудованных дезинфекционными барьерами, пароформалиновыми камерами для обработки одежды, обуви и дезинфекционными установками, с круглосуточным дежурством.
В неблагополучном пункте:
а) запрещается:
ввоз (ввод) и вывоз (вывод) восприимчивых животных, за исключением вывоза восприимчивых животных на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты;
вывоз продуктов убоя восприимчивых животных, не прошедших тепловую обработку, обеспечивающую их обеззараживание, в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;
вывоз кормов для восприимчивых животных, не прошедших тепловую обработку, обеспечивающую их обеззараживание, в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;
закупка у населения восприимчивых животных и продуктов их убоя;
пересылка, включая почтовые отправления, продуктов убоя восприимчивых животных непромышленного изготовления;
заготовка кормов для восприимчивых животных; проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок, торгов и других мероприятий, связанных с передвижением, перемещением и скоплением восприимчивых животных;
выгульное содержание восприимчивых животных;
охота на восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;
б) осуществляется:
наблюдение за состоянием восприимчивых животных в хозяйствах;
вакцинация восприимчивых животных в хозяйствах вакцинами против КЧС согласно инструкциям по применению.
Согласно ГОСТ Р 22.0.04-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. - биолого-социальная чрезвычайная ситуация; биосоциальная ЧС – это обстановка, при которой в результате возникновения источника биологической чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.
Таким образом, при возникновении заболеваний в хозяйстве Ответчика возникнет биолого-социальная чрезвычайная ситуация.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения, в том числе относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Содержание свинопоголовья Ответчиком с вышеуказанными нарушениями не воспрепятствует заносу на территорию ЛПХ вируса АЧС и других заболеваний, что впоследствии приведет к возникновению новых очагов вышеуказанных заболеваний на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи и в целом Краснодарского края, значительным затратам бюджетных средств, связанным с ликвидацией очагов и ограничению прав и свобод граждан на осуществление перемещения продукции животного и растительного происхождения, связанных с введением ограничительных мероприятий (карантина).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента ветеринарии Краснодарского края к Елизаровой Витте Викторовне –удовлетворить, согласно заявления об уточнении исковых требований:
Обязать ФИО2 занятую содержанием свиней по адресу: <адрес>, СТ «Заря Пластунка 777» кадастровый №, а именно:
- обеспечить ограждение территории хозяйства способом, исключающим возможность проникновения на эту территорию посторонних лиц, а также ограничивающим доступ животных, включая животных без владельцев и диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов) в соответствии с требованиями п. 4 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации»;
- обеспечить соблюдение выгул свиней в закрытом помещении или под навесами, исключающий контакт свиней с другими животными, включая птиц в соответствии с требованиями п. 5 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 21 октября 2020 г. № 621 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации»;
- оборудовать для дезинфекции обуви вход в свиноводческое помещение приспособлениями или устройствами, обеспечивающими дезинфекцию подошвы обуви при входе и выходе из свиноводческого помещения (дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами, или ванночки с дезинфицирующими растворами, или оборудование для автоматической мойки и дезинфекции подошв обуви), в соответствии с требованиями п. 12 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 21 октября 2020 г. № 621 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации»;
- обеспечить комплектование личного подсобного хозяйства только клинически здоровыми свиньями, поступившими из других хозяйств и предприятий, при наличии ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих ветеринарное благополучие территорий мест производства (происхождения) животных по заразным болезням животных, в том числе по болезням, общим для человека и животных, в соответствии с требованиями п. 17 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 21 октября 2020 г. № 621 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации»;
- провести идентификацию, маркирование свиней в личном подсобном хозяйстве, в соответствии с требованиями п. 18 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 21 октября 2020 г. № 621 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации»;
- обеспечить при ввозе свиней в личное подсобное хозяйство обособленное их содержание от других групп свиней, содержащихся в хозяйстве (кроме убойных животных и свиней, перемещаемых по территории одного субъекта Российской Федерации в пределах единственной группы компаний (холдинга), в соответствии с требованиями п. 19 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 21 октября 2020 г. № 621 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации».
Запретить Елизаровой Витте Викторовне, занятой содержанием свиней по адресу: <адрес>, СТ «Заря Пластунка 777» кадастровый №, содержание свиней до создания условий для их содержания и разведения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, то есть 18 апреля 2024 года.
Судья: Клименко И.Г.
На момент публикации решение не вступило в законную силу
Согласовано: Судья Клименко И.Г.