Решение по делу № 33-818/2024 от 09.01.2024

Судья Понизяйкина Е.Н. № 33-818/2024

№ 2-3428/2023

64RS0004-01-2023-003750-50

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 февраля 2024 года                      город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Агарковой И.П.,

судей Брандт И.С., Кудряшовой Д.И.,

при помощнике судьи Ханаевой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Погорелова С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области об установлении факта работы в тяжелых условиях, возложении обязанности произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 25 октября 2023 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Брандт И.С., объяснения представителя ответчика Романовой О.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Погорелова С.В. и его представителя Силягина И.М., возражавших против доводов жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия

установила:

Погорелов С.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее - ОСФР по Саратовской области) о включении периодов работы в специальный стаж, в обоснование заявленных требований указал с 19 декабря 2002 года по 07 августа 2008 года осуществлял свою трудовую деятельность в НПО Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии» (далее - ФГУП «ГосНИИОХТ») в должности мастера контрольно-измерительных приборов и автоматики (далее - мастер КИПиА) в цехе опытных установок производство по уничтожению кожно-нарывных отравляющих веществ на объекте 1202-ОПО в <адрес>

Согласно справке, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимые для назначения льготных пенсий № 44 от 07 августа 2008 года, выданной работодателем ФГУП «ГосНИИОХТ», указанная работа относится к списку № 2, то есть работа с тяжелыми условиями труда.

Общий стаж на работах, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 14 лет 1 месяц 7 дней, в связи с чем в возрасте 55 лет (25 июня 2024 года) он имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

В связи с указанными обстоятельствами в порядке заблаговременной подготовки документов на пенсию 24 августа 2022 года он обратился в ОСФР по Саратовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, на которое 03 августа 2023 года получил уведомление № 03-14-8042/23, из которого следует, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», не включен период работы с 19 декабря 2002 года по 07 августа 2008 года в НПО ФГУП «ГосНИИОХТ», в связи с чем, по мнению ответчика, свое право на назначение пенсии он сможет реализовать только 26 июня 2026 года в возрасте 57 лет, ввиду отсутствия у него требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В качестве основания принятого решения ответчик указал на не подтверждение занятости истца в должности, соответствующей Спискам № 1 и № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Вместе с тем, по мнению истца, доказательствами, свидетельствующими о его занятости в спорный период с 19 декабря 2002 года по 07 августа 2008 года в должности мастера КИПиА в цехе опытных установок производство по уничтожению кожно-нарывных отравляющих веществ в НПО ФГУП «ГосНИИОХТ», непосредственно полный рабочий день, в процессе работы с токсичными химикатами их прекурсорами, в том числе по уничтожению химического оружия и защите от него являются: трудовой договор от 24 сентября 2002 года, карты аттестации рабочего места, справка уточняющая особый характер работ или условий труда, необходимые для назначения льготных пенсий № 44 от 07 августа 2008 года, выданная работодателем ФГУП «ГосНИИОХТ», медицинская справка о прохождении им в спорный период обязательных медицинских обследований как работающим с отравляющими веществами.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил:

- признать незаконным уведомление ОСФР по Саратовской области о результатах заблаговременной работы для назначения пенсий № 03-14-8042/23 от 03 августа 2023 года в части не включения в стаж его работы период с 24 сентября 2002 года по 07 августа 2008 года в должности мастера КИПиА в цехе опытных установок производство по уничтожению кожно-нарывных отравляющих веществ в НПО ФГУП «ГосНИИОХТ»;

- обязать ОСФР по Саратовской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 24 сентября 2002 года по 07 августа 2008 года в должности мастера КИПиА в цехе опытных установок производство по уничтожению кожно-нарывных отравляющих веществ в НПО ФГУП «ГосНИИОХТ».

В процессе рассмотрения дела истец Погорелов С.В. отказался от ранее заявленных исковых требований о признании незаконным уведомления о результатах заблаговременной работы для назначения пенсий № 03-14-8042/23 от 03 августа 2023 года в части не включения в стаж периода работы с 24 сентября 2002 года по 07 августа 2008 года в должности мастера КИПиА в цехе опытных установок производство по уничтожению кожно-нарывных отравляющих веществ в НПО ФГУП «ГосНИИОХТ» и возложении на ответчика обязанности включить указанный период в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Определением Балаковского районного суда Саратовской области от
25 октября 2023 года принят отказ Погорелова С.В. от иска в указанной части, производство по делу прекращено.

Одновременно Погорелов С.В., уточнив исковые требования, просил:

- установить факт того, что его работа в период с 19 декабря 2002 года по 07 августа 2008 года в ФГУП «ГосНИИОХТ» в должности мастера КИПиА в цехе опытных установок производство по уничтожению кожно-нарывных отравляющих веществ, осуществлялась в тяжелых условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»;

- обязать ответчика ОСФР по Саратовской области произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета - внести в индивидуальный лицевой счет Погорелова С.В. сведения о том, что в период с 19 декабря 2002 года по 07 августа 2008 года в НПО ФГУП «ГосНИИОХТ» в должности мастера КИПиА в цехе опытных установок производство по уничтожению кожно-нарывных отравляющих веществ, работа осуществлялась в тяжелых условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», указать сведения за указанный период с кодом особых условий труда - 27-2-2110А03.

Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 25 октября 2023 года, с учетом определения Балаковского районного суда Саратовской области от 17 ноября 2023 года об исправлении описки, исковые требования удовлетворены полностью.

Установлен факт того, что период работы Погорелова С.В. с 19 декабря 2002 года по 07 августа 2008 года в НПО ФГУП «ГосНИИОХТ» в должности мастера КИПиА в цехе опытных установок производство по уничтожению кожно-нарывных отравляющих веществ, осуществлялось в тяжелых условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Возложена на ОСФР по Саратовской области обязанность произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета - внести в индивидуальный лицевой счет Погорелова С.В. сведения о том, что в период с 19 декабря 2002 года по 07 августа 2008 года в НПО ФГУП «ГосНИИОХТ» в должности мастера КИПиА в цехе опытных установок производство по уничтожению кожно-нарывных отравляющих веществ, работа осуществлялась в тяжелых условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», указать сведения за указанный период с кодом особых условий труда «27-2-2110А030».

Ответчик, не согласившись с постановленным решением, подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, просит принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указывая, что территориальные органы Фонда не вправе самостоятельно в отношении действующих страхователей осуществлять корректировку данных (персонифицированного) учета, в том числе в отношении периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ. Полагает, что ОСФР по Саратовской области является ненадлежащим ответчиком в части исковых требований о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Также автор жалобы считает необоснованным решение суда в части установления факта работы истца в спорный период в тяжелых условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, поскольку в ходе проведенной пенсионным органом проверки было выявлено, что работники службы КИПиА ФГУП «ГосНИИОХТ» не заняты на выполнении работ по ремонту, профилактике и обслуживанию контрольно-измерительных приборов непосредственно химического производства. Полагает справку работодателя № 44 от 07 августа 2008 года выданной без достаточных оснований. Ссылается на то, что суд первой инстанции проигнорировал доводы ответчика о том, что индивидуальные сведения за весь оспариваемый период работодатель сдал без указания кода особых условий труда.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Погорелов С.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 24 августа 2022 года в порядке заблаговременной подготовки документов на пенсию истец Погорелов С.В., <данные изъяты>, обратился в ОСФР по Саратовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

По результатам заблаговременной работы для назначения пенсий ОСФР по Саратовской области истцу направлено уведомление № 03-14-8042/23 от 03 августа 2023 года, из которого следует, что по состоянию на 31 декабря 2022 года Погорелов С.В. имеет страховой стаж - 33 года 11 месяцев 16 дней; стаж на соответствующих видах работ в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ - 8 лет 1 месяц 23 дня, величину индивидуального пенсионного коэффициента - 115,667.

Период работы истца с 24 сентября 2002 года по 07 августа 2008 года в НПО ФГУП «ГосНИИОХТ» не был засчитан ответчиком в стаж работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия подтверждения постоянной занятости в должности, соответствующей Спискам № 1 и № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, дающей право на досрочное назначение пенсии.

В уведомлении указано, что право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости по указанному основанию возникнет 26 июня 2026 года в возрасте 57 лет.

С 24 сентября 2002 года по 07 августа 2008 года Погорелов С.В. работал в НПО ФГУП «ГосНИИОХТ» в должности мастера КИПиА цеха опытных установок производство по уничтожению кожно-нарывных отравляющих веществ на объекте 1202-ОПО в п.г.т Горный Саратовской области, что подтверждается трудовой книжкой истца.

24 сентября 2002 года ФГУП «ГосНИИОХТ» с Погореловым С.В. заключен трудовой договор как с работником, привлекаемым для выполнения работ по уничтожению химического оружия.

Из справки работодателя № 44 от 07 августа 2008 года, уточняющей особый характер работы, следует, что Погорелов С.В. постоянно осуществлял работу в НПО ФГУП «ГосНИИОХТ» в цехе опытных установок производство по уничтожению кожно-нарывных отравляющих веществ на объекте 1202-ОПО. Химическое производство. Производство по уничтожению кожно-нарывных отравляющих веществ, занятых полный рабочий день с токсичными химикатами, в том числе на работах по уничтожению химического оружия и защиты от него. Техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытно-промышленного объекта по уничтожению химического оружия. Обеспечение качественной и надежной работы всех средств технологических измерений автоматического управления производственным процессом. Отработанный полный период составляет 05 лет 07 месяцев 18 дней. Вышеуказанная работа относится к Списку № 2 раздел Х подраздел А пункт 3 шифр 2110А030, установленного Постановлением Кабинета Министров СССР о 26 января 1991 года № 10.

Указанная справка выдана на основании книг приказов за 2002 - 2008 годы, штатного расписания за 2002 - 2008 годы, личной карточки формы Т-2, технологического регламента, карты аттестации рабочих мест, табелей учета рабочего времени за 2002-2008 годы, должностных (рабочих) инструкций, лицевых счетов по заработной плате за 2002-2008 годы.

Согласно карте специальной оценки условий труда от 25 апреля 2003 года № 55 на рабочем месте мастера КИПиА был установлен итоговый класс условий труда 3.1 (вредные 1 степени), предусмотрено льготное пенсионное обеспечение по списку №1: вид производства «VIII Химическое производство», вид работ - рабочие, руководители и специалисты, включая работников научно-исследовательских подразделений и полигонов, непосредственно занятых полный рабочий день с токсичными химикатами и их прекурсорами, в том числе на работах по уничтожению химического оружия и защите от него, вне зависимости от того, на каких предприятиях, в организациях и учреждениях производятся эти работы.

По результатам аттестации рабочего места по условиям труда в цехе службы АСУИП и КИПиА, проведенной 15 августа 2008 года, также установлен итоговый класс условий труда 3.1 (вредные 1 степени), предусмотрено льготное пенсионное обеспечение по списку № 1: вид производства «VIII Химическое производство», вид работ – работники, занятые в специальных производствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсичных веществ) и в лабораториях с химическими спецвеществами, позиция в списке профессии, должности «1080А010».

С сентября 2002 года по сентябрь 2007 года истец проходил обязательные медицинские обследования как работающий с отравляющими веществами.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 года, установив вышеизложенные обстоятельства, пришел к выводу о том, что в период с 19 декабря 2002 года по 07 августа 2008 года работа истца в должности мастера КИПиА в цехе опытных установок производства по уничтожению кожно-нарывных отравляющих веществ в НПО ФГУП «ГосНИИОХТ» проходила в особых условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря
2013 года № 400-ФЗ.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 утверждены «Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В силу положений п. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля
2014 года № 665 применяются:

а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:

Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

б) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Из содержания п. 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 следует, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

На основании п. 5 Постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 5) (зарегистрировано в Минюсте РФ 24 октября 1996 года № 1181) право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени.

При этом указанное требование не может быть распространено на периоды до 01 января 1992 года.

ФГУП «ГосНИИОХТ» г. Москва включен в Список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 года № 188.

Указанным постановлением установлено, что лицам, занятым на работах с химическим оружием, меры социальной поддержки предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и Министра промышленности и торговли РФ, согласованных с Министерством здравоохранения и социального развития РФ, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Карта аттестации рабочего места истца по условиям труда свидетельствует о наличии оснований для предоставления мер социальной поддержки лицу, занятому на работах с химическим оружием, и свидетельствуют о безусловном отнесении вида работ к работам с особыми условиями труда, предусмотренными позицией 1080А010 Списка № 1.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с вредными и тяжелыми условиями труда, и при этом наделяет Правительство РФ полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно.

В целях проверки доводов апелляционной жалобы, судебной коллегией, исходя из положений ст. ст. 327, 327.1 ГПК РФ в толковании, данном в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», приобщены к материалам дела и исследованы новые доказательства: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ФГУП «ГосНИИОХТ», ответ ФГУП «ГосНИИОХТ» на запрос судебной коллегии.

Так, согласно представленным работодателем по запросу судебной коллегии сведениям от 20 февраля 2024 года № 497, работа Погорелова С.В. в период с 19 декабря 2002 года по 07 августа 2008 года в НПО ФГУП «ГосНИИОХТ» (отделение в <адрес>) в должности мастера КИПиА в цехе опытных установок производства по уничтожению кожно-нарывных отравляющих веществ дает ему право на досрочное назначении пенсии согласно Списка № 1 раздел VIII раздел 0 А000 17541 подр. А п. 1 код 1080 А010 - работа с токсичными химикатами и их прекурсорами, в том числе, по уничтожению химического оружия и защите от него - разъяснения Минтруда России от 23 октября 1992 года № 2 п. «б» п. 1.

Таким образом, работодатель подтверждает факт работы истца Погорелова С.В. в условиях труда, дающих ему право на досрочное назначение страховой пенсии.

Учитывая наличие доказательств, свидетельствующих о занятости Погорелова С.В. в указанный период работы мастером КИПиА в цехе опытных установок производства по уничтожению кожно-нарывных отравляющих веществ в ФГУП «ГосНИИОХТ» непосредственно полный рабочий день в процессе работы с токсичными химикатами и их прекурсорами, в том числе, по уничтожению химического оружия и защите от него, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца об установлении факта работы во вредных условиях труда.

С учетом пределов заявленных истцом требований, фактических обстоятельств дела, возраста истца на момент возникновения спора, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку работа истца в спорный период проходила в особых условиях, сопряженных с неблагоприятным воздействием внешних факторов, обусловленных спецификой и характером труда на работах по уничтожению химического оружия, что дает ему право по достижении установленного возраста на назначение досрочной страховой пенсии на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что работники службы КИПиА ФГУП «ГосНИИОХТ» не заняты на выполнении работ по ремонту, профилактике и обслуживанию контрольно-измерительных приборов непосредственно химического производства, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на ОСФР по Саратовской области обязанности произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета, и полагает доводы апелляционной жалобы в этой части заслуживающими внимания.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлены Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе: создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1-3).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд (ст. 5 Федерального закона от 01 апреля 1996 года
№ 27-ФЗ).

На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер и состоящий из общей, специальной и профессиональной частей, а также раздела «Сведения о трудовой деятельности» (п.п. 1, 1.2 ст. 6 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ).

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с выполнением определенных п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (подп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ).

В силу п.п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ (в редакции на момент работы истца) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ (в редакции от 14 июля 2022 года) также установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации.

Фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ).

Согласно ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.

Статьей 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ предусмотрено, что органы Фонда имеют право: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Фонда сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу.

При этом органы Фонда обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений.

В соответствии с абз. 4 п. 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 декабря 2009 года № 987н (действовавшей в период возникновения спорных отношений и до 19 февраля 2017 года), сведения о трудовом (страховом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.

Согласно пункту 40 указанной Инструкции территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.

По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.

При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проведенной проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.

Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные сведения.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам (п. 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 декабря 2009 года № 987н).

В соответствии с п. 2 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного Приказом СФР от 11 июля 2023 года № 1363, территориальные органы СФР осуществляют корректировку сведений персонифицированного учета и вносят уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет:

по заявлению зарегистрированного лица о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее - заявление);

без заявления при выявлении территориальным органом СФР по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, неполных (недостоверных) сведений, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в территориальный орган СФР сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при наличии в распоряжении территориальных органов СФР сведений об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также из федеральных государственных информационных систем.

При этом согласно п. 17 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного Приказом СФР от 11 июля 2023 года № 1363, при выявлении неполноты (недостоверности) сведений, представленных страхователем, который на момент проведения проверки ликвидирован или его деятельность прекращена по причинам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет осуществляется территориальным органом СФР по месту регистрации страхователя в соответствии с п. 13 настоящего Порядка.

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования РФ не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в отношении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Фонда или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.

Приведенные положения законодательства, регулирующего порядок и условия внесения сведений в данные индивидуального (персонифицированного) учета на основании информации страхователя (работодателя) и подтвержденной им документально, судом первой инстанции при принятии решения об удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета не были учтены, что привело к необоснованному возложению на ответчика указанной обязанности.

В соответствии с п. 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Погорелова С.В. сведений о том, что в период с 19 декабря 2002 года по 07 августа 2008 года работа в ФГУП «ГосНИИОХТ» осуществлялась в условиях труда, для которых законодательством предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам №1 или № 2, не содержится.

Учитывая, что согласно приобщенной в суде апелляционной инстанции выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ФГУП «ГосНИИОХТ» работодатель истца является действующим предприятием, истец в случае несогласия с поданными работодателем сведениями персонифицированного учета имеет право их оспорить в судебном порядке соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», предъявив соответствующий иск к работодателю.

Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем истца Погорелова С.В. - Силягиным И.М. было подтверждено о том, что истец с требованием произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета непосредственно к работодателю не обращался, соответствующее заявление с приложением документов, предусмотренных Порядком осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденным Приказом СФР от 11 июля 2023 года № 1363, в ОСФР по Саратовской области не подавал.

Анализ вышеизложенных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что ОСФР по Саратовской области является ненадлежащим ответчиком в части исковых требований о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета, поскольку территориальный орган Фонда в силу закона обязан при оценке пенсионных прав исходить из сведений персонифицированного учета, и не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в отношении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Таким образом, судом при вынесении решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для его отмены в части и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Погорелова С.В. о возложении на ОСФР по Саратовской области обязанности произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Балаковского районного суда Саратовской области от 25 октября 2023 года, с учетом определения Балаковского районного суда Саратовской области от 7 ноября 2023 года об исправлении описки, отменить в части удовлетворения исковых требований Погорелова С.В. о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области обязанность произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета путем внесения в индивидуальный лицевой счет Погорелова Сергея Викторовича СНИЛС <данные изъяты> сведений о том, что в период с 19 декабря 2002 года по 07 августа 2008 года в НПО ФГУП «ГосНИИОХТ» в должности мастера контрольно-измерительных приборов и автоматики в цехе опытных установок производства по уничтожению кожно-нарывных отравляющих веществ, работа осуществлялась в тяжелых условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с кодом особых условий труда 27-2-2110А030.

Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Погорелова С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о возложении обязанности произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета отказать.

Изложить абзац первой резолютивной части решения в следующей редакции:

«Исковые требования Погорелова С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области об установлении факта работы в тяжелых условиях, возложении обязанности произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета удовлетворить частично».

Дополнить резолютивную часть решения абзацем следующего содержания:

«В удовлетворении остальной части исковых требований Погорелова С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области отказать».

В остальной части решение Балаковского районного суда Саратовской области от 25 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 февраля
2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-818/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Погорелов Сергей Викторович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
Другие
Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии»
Романова Ольга Николаевна
Силягин Игорь Михайлович
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Брандт И.С.
Дело на странице суда
oblsud.sar.sudrf.ru
11.01.2024Передача дела судье
01.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2024Передано в экспедицию
22.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее