Решение от 03.03.2020 по делу № 12-127/2020 от 04.02.2020

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск                                        03 марта 2020 года

Судья Октябрьского районного суда г. Иркутска Сергеева Т.И.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Л., переводчика Б., защитника Кашковой В.А.,

рассмотрев дело по жалобе защитника Кашковой В.А., поданной в интересах Л. на постановление исполняющей обязанности заместителя начальника отдела – начальника отделения №2 отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» С. от 20 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:

Л., ........

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №117074 исполняющей обязанности заместителя начальника отдела – начальника отделения №2 отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» С. 20 июня 2019 года Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.16 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник Кашкова В.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Л. состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что приблизительно 18.06.2019 Л. обнаружил отсутствие паспорта. 20.06.2019 обратился в отделение №2 по вопросам миграции с заявлением об утрате паспорта, однако 12.07.2019 обнаружил паспорт во внутреннем кармане куртки. В этот же день он обратился в отделение №2 по вопросам миграции и сообщил о том, что утраты паспорта не было, просил отменить выдачу нового паспорта и постановление о привлечении его к административной ответственности, в чем ему было отказано. В настоящее время записи об аннулировании паспорта не имеется, паспорт действителен.

Кроме того, ходатайствует о восстановлении пропущенного срока обжалования, ссылаясь на то, что он считал, что поскольку он обратился в УФМС 12.07.2019 года с заявлением о том, что обнаружил свой паспорт сам, и просил отменить выдачу нового паспорта, добросовестно считал, что постановление отменено в виду отсутствия состава административного правонарушения.

В судебном заседании Л. и его защитник доводы ходатайства и жалобы поддержали, просили их удовлетворить. В судебном заседании Л. пояснил, что русским языком владеет очень плохо, поэтому имеющееся в материалах дела объяснение написано не им. Вопрос о том, владеет ли он русским языком и в какой степени в УФМС у него не выяснялся. Поскольку паспорт утраченный нашел, он позднее обратился в УФМС, с заявлением об отмене выдачи нового паспорта.

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу.

Как следует из материалов административного дела, копия постановления заместителя начальника отдела – начальника отделения №2 отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» С. от 20 июня 2019 года вручен Л. в день его вынесения на русском языке, о чем имеется его подпись в соответствующей графе постановления. Однако, Л. русским языком не владеет, копия перевода указанного постановления на китайском языке Л. вручена не была, в связи с чем суд считает, что ходатайство защитника в интересах Л. о восстановлении срока обжалования постановления заместителя начальника отдела – начальника отделения №2 отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» С. от 20 июня года по делу об административном правонарушении в отношении Л. следует удовлетворить и восстановить пропущенный срок для обжалования указанного постановления.

Проверив, с учетом требований ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, выслушав Л., его защитника, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Одним из принципов законодательства об административных правонарушениях является презумпция невиновности, установленная статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений ч. 3 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно 2 ст. 24.2 КоАП РФ лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Обеспечение участия в производстве по делу об административном правонарушении переводчика является важнейшей гарантией защиты прав участников такого производства.

Из содержания статьи 27.12 КоАП РФ следует, что суть мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении должна быть понятна лицу, к которому она применяется.

Кроме того, согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч.1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу в отношении Л. должностным лицом не соблюдены.

В соответствии со ст. 19.16 КоАП РФ умышленные уничтожение или порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо небрежное хранение удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее утрату удостоверения личности гражданина (паспорта) влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Пунктом 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации от 08 июля 1997 года N 828, что паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации. Гражданин обязан бережно хранить паспорт. Об утрате паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в территориальный орган Федеральной миграционной службы (п. 17 Положения о паспорте).

Из протокола об административном правонарушении следует, что он составлен в присутствии Л., ему были разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он давал объяснения относительно обстоятельств вмененного административного правонарушения.

Вместе с тем, из обжалуемого постановления следует, что 20.06.2019 в 18.00 час. выявлен гражданин Л., который в результате небрежного хранения допустил утрату паспорта гражданина серии , выданного ОУФМС России по Иркутской области в Тулунском районе.

Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок хранения и использования удостоверения личности гражданина Российской Федерации (паспорта).

В соответствии со ст. 19.16 КоАП РФ объективную сторону административного правонарушения составляет уничтожение или порча удостоверения личности гражданина (паспорта), либо небрежное хранение удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее утрату удостоверения личности гражданина (паспорта). Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины для уничтожения и порчи паспорта, для небрежного хранения - неосторожной, при этом действия по небрежному хранению должны повлечь последствия в виде утраты паспорта.

Субъектом правонарушения является гражданин Российской Федерации, которому выдан в установленном законом порядке паспорт.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении        20 июня 2019 года инспектором отделения №2 по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» Т. составлен протокол об административном правонарушении УВМ в отношении Л. по ст. 19.16 КоАП РФ, согласно которому 20.06.2019 в 18.10 час. в г. Иркутске ул. Красных Мадьяр, д.80 установлено, что Л. в период с 18.06.2019 утратил паспорт серии , выданного ОУФМС России по Иркутской области в Тулунском районе, чем нарушил Положение о паспортной системе в РФ, Административный регламент, утвержденный приказом №851 от 13.11.2017. В протоколе при этом указано, что Л. по национальности является русским и русским языком владеет.

Из объяснений Л. от 20.06.2019 года следует, что 18.06.2019 он обнаружил пропажу паспорта в магазине ТЦ «Комсомолл».

При рассмотрении подобных дел необходимо устанавливать, при каких обстоятельствах было допущено небрежное хранение, повлекшее утрату документа, был ли на это умысел.

Согласно представленного в материалах дела, талона-уведомления от 18.06.2019 Л. обратился в дежурную часть ОП-10 МУ МВД России «Иркутское» с заявлением по факту кражи паспорта, однако, в ходе рассмотрения данного дела уполномоченное должностное лицо оставило без внимания, должной проверки и правовой оценки указанное обстоятельство.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).

Признавая Л. виновным в совершении правонарушения, должностное лицо в нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, свое постановление не мотивировала, не оценила доказательства, подтверждающие его выводы, не указала на конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, анализ всех доказательств не проведен, и, следовательно, доказательства не оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, постановление не отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, так как не содержит оценки имеющихся доказательств. Нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенные должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Л. являются существенными, поскольку это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Кроме того, материалы дела не содержат сведений небрежного хранения Л. удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее его утрату, в том числе не отражена объективная сторона административного правонарушения ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении Л. к административной ответственности. Доказательств небрежного хранения паспорта Л. суду не представлено и в материалах административного дела не содержатся.

Кроме того, поскольку паспорт впоследствии был Л. был обнаружен и он обратился с заявлением об отмене выдачи нового паспорта.

В связи с чем, суд признает протокол об административном правонарушении недопустимым доказательством, ввиду несоблюдения установленного КоАП РФ порядка применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и возбуждения дела, поскольку привлекаемое к административной ответственности лицо не владело в достаточной мере языком, на котором ведется производство по делу об административном правонарушении, и не могло понять содержание процессуальных действий и требований должностных лиц УФМС.

При этом, с учетом отсутствия в материалах дела вышеуказанных сведений об утрате паспорта, с учетом того, что административная ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наступает лишь за небрежное хранение паспорта, которое повлекло его утрату, суд приходит к выводу о том, что состав указанного правонарушения в данном случае отсутствует.

Согласно ст. 30.7 ч. 1 п. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Учитывая то, что из обжалуемого постановления не усматривается состав административного правонарушения, данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №2 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░. ░░ 20 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 19.16 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.2 ░.1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 30.9 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░                                   ░.░. ░░░░░░░░

12-127/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ЛИНЬ ХАЙТАО
Другие
Сокольников Максим Александрович
Шабалина Надежда Александровна
Кашкова Виктория Александровна
Смирнов Владимир Викторович
Суд
Октябрьский районный суд г. Иркутск
Судья
Сергеева Тереза Ивановна
Дело на сайте суда
oktiabrsky.irk.sudrf.ru
04.02.2020Материалы переданы в производство судье
03.03.2020Судебное заседание
13.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее