УИД 10RS0001-01-2023-000060-19
Дело № 2-100/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2023 г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи | Захаровой М.В., |
при секретаре судебного заседания | Сидоровой Н.А., |
с участием представителя истца прокурора | Журавлева Б.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Беломорского района Республики Карелия к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», муниципальному образовательному учреждению Беломорского муниципального района «Летнереченская СОШ» о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность территорий учреждения,
у с т а н о в и л:
прокурор Беломорского района Республики Карелия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд иском к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», муниципальному образовательному учреждению Беломорского муниципального района «Летнереченская СОШ» (далее – МОУ БМР «Летнереченская СОШ») о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объектов (территорий) учреждения.
В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что МОУ БМР «Летнереченская СОШ» относится к четвертой категории объектов опасности по критерию антитеррористической защищенности, между тем территория школы, на которой расположены два здания (школа и дошкольная группа, адрес: Республика Карелия, Беломорский район, п. Летнереченский, ул. Школьная, д. 19) не защищена от несанкционированного допуска посторонних лиц и транспортных средств. Единственное реализуемое школой мероприятие – запирание калитки на замок, является недостаточным и не свидетельствует об исполнении школой мероприятий, предусмотренных п. «и» Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов». Учредителем МОУ БМР «Летнереченская СОШ» и главным распорядителем бюджетных средств применительно к финансированию школы является администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район».
По указанным фактическим основаниям прокурор просит:
- обязать МОУ БМР «Летнереченская СОШ» в срок не позднее 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и выполнить мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на (объекте) территории посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от (объекта) территории,
- обязать администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование указанных мероприятий.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчики представителей в судебное заседание не направили, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, против иска возражают со ссылками на отсутствие финансирования, а также полагая, что перечень мероприятий по исключению бесконтрольного доступа на территорию должен определяться ответчиком самостоятельно, реализуемые мероприятия в сфере антитеррористической защищенности являются достаточными. Указывают, что калитки школы на ночь запираются на замок, регулярно производится обход территории школы. Установка видеодомофона, электромагнитного замка либо учреждение КПП будет являться излишним.
Исследовав письменные материалы дела и заслушав помощника прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.8 ч.1 ст.41 Федерального за Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу подп. «а» п.4 ст.3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – это деятельность, в том числе, органов местного самоуправления, а также юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. №1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования № 1006).
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (п. 1 Требований № 1006).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) (п. 6 Требований № 1006).
Устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий): объекты (территории) четвертой категории опасности, в том числе объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек (п.п. «г» п. 13 Требований № 1006).
На каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории) (п. 43 Требований № 1006).
В силу пункта 17 Требований № 1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта.
Согласно пункту 18 Требований № 1006 воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством:
б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;
г) обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны;
Как установлено пунктом 24 Требований № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
При этом Требования № 1006 не устанавливают конкретный перечень мероприятий по реализации п.п. «и» п. 24, тем самым оставляют решение данного вопроса как на разрешение самой образовательной организации, так и на предмет проверки контрольно-надзорных органов, которые осуществляют проверочные мероприятия в порядке, установленном разделом 4 Требований № 1006.
Так, воспрепятствование неправомерному проникновению на территорию объекта может осуществляться как посредством оборудования калиток основного ограждения электромагнитными замками с видеодомофонами, так и посредством учреждения КПП.
Судом установлено, что МОУ БМР «Летнереченская СОШ» является образовательной организацией, имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, реализует различные образовательные программы общего и дошкольного образования.
Согласно пунктам 1.4, 1.5, 4.3, 4.6, 5.2 Устава МОУ БМР «Летнереченская СОШ», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район»: учредителем школы является муниципальное образование «Беломорский муниципальный район», функции и полномочия учреждения осуществляет администрация муниципального образования «Беломорский муниципальный район», финансовое обеспечение учреждения осуществляется в порядке, установленном администрацией муниципального образования «Беломорский муниципальный район», финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования «Беломорский муниципальный район», имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, собственником имущества является муниципальное образование «Беломорский муниципальный район». Таким образом, администрация района как учредитель СОШ обладает исключительной компетенцией по утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности, финансовому обеспечению деятельности учреждения.
МОУ БМР «Летнереченская СОШ» на праве оперативного управления наделено зданием дошкольной группы, а также зданием школы. Оба здания расположены в пределах ограждения (калитки) по адресу: Республика Карелия, Беломорский район, п. Летнереченский, ул. Школьная, д. 19.
Согласно паспорту безопасности МОУ БМР «Летнереченская СОШ» объекту присвоен четвёртый класс опасности по критерию антитеррористической защищенности.
Из паспорта безопасности усматривается, что
– возможным местом и способом проникновения террористов на территорию является ограждение (калитка) и центральный вход;
– на территории отсутствуют технические системы обнаружения несанкционированного проникновения;
– системой видеонаблюдения оборудован только сам объект (школа), на территории видеонаблюдение отсутствует;
– контрольно-пропускных пунктов при входе на территорию не имеется;
– электронной системы пропуска при входе на территорию не имеется.
Паспортом безопасности утвержден перечень мероприятий по антитеррористической защищенности, которые должны быть реализованы в течение 12 месяцев по мере поступления денежных средств, в том числе, запланированы мероприятия предусмотренные п. 24 Требований № 1006, исходя из того, что предпринимает школой меры оценены как недостаточные.
Согласно акту категорирования объекта от 28 апреля 2022 г. физическая охрана и видеонаблюдение имеются только на самом объекте (здание школы), территория объекта не защищена: имеется только лишь ограждение - забор (п 4.9), при этом въезд на территорию не оснащен воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также средствами снижения скорости и противотаранными устройствами, КПП при въезде не территорию не учрежден, инженерно-технических средств охраны территории при входе не имеется.
По итогам проверки СОШ в августе 2022 г. на предмет готовности к очередному учебному сезону, в том числе в части соблюдения требований антитеррористической защищенности, начальником ПЦО Кемского ОВО – филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Карелия» Крыловым Н.А. составлена справка, в которой отражен ряд замечаний, применительно к ненадлежащей реализации на территории СОШ мероприятий, установленных п.п. «и» п. 24 Требований № 1006:
– требуется в целях обеспечения воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию школы) оборудовать обе калитки основного ограждения электромагнитными замками с видеодомофонами, управление которыми должны осуществлять работники объекта (раздел 3 п. 14 пп. «а» Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006),
– требуется обеспечить запирание калиток и ворот основного ограждения и контроля за ними.
В судебном заседании Крылов Н.А. был допрошен в качестве специалиста и дал суду устную консультацию по вопросу полноты и достаточности реализуемых школой мероприятий по исключению бесконтрольного пребывания на территории посторонних лиц и транспортных средств. Показал, что проверка требований антитеррористической защищённости образовательного учреждения входит в компетенцию войск нацгвардии, при очередной проверке школы в августе 2022 г. им было установлено, что две калитки школы (для граждан и для транспорта) запираются на навесной замок только на ночь, днем на территорию школы вход совершенно свободный и бесконтрольный, калитки открыты, вход никто не охраняет, КПП на входе отсутствует, сторож сидит только в здании школы. Подтвердил суду, что реализуемые школой в порядке п.п. «и» п. 24 Требований № 1006 мероприятия не являются достаточными, в связи с чем не исключена возможность доступа третьих лиц на территорию. После проверки он изготовил справку, в которой рекомендовал школе установить электромагнитные замки при входе на территорию. Школа не отказалась выполнить данные мероприятия, однако ссылались на отсутствие финансирования. Суду пояснил, что исключение бесконтрольного пребывания лиц на территории может быть реализовано либо посредством установки электромагнитных замков либо посредством учреждения КПП, рекомендовал школе именно замки, поскольку это менее затратное мероприятие.
Оснований не доверять консультации специалиста, в полномочия которого входит проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности, у суда не имеется.
Поскольку нарушение, отражённое в справке не было устранено, прокурор Беломорского района 27 сентября 2022 г. внес в адрес директора МОУ БМР «Летнереченская СОШ» представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Согласно ответу МОУ БМР «Летнереченская СОШ» от 20 января 2023 г. устранены нарушения в части запирания калиток (повешен замок). Иные мероприятия, а именно оборудование калиток электромагнитными замками с видеодомофонами, не реализованы.
Актом осмотра территории от 29 марта 2023 г., приобщенным к материалам дела по ходатайству прокурора, а также фототаблицей к нему подтверждается, что вход на территорию школы – свободный, калитка открыта, электромагнитные замки не установлены, КПП с сотрудником на входе не учреждено.
Из иных представленных прокурором в материалы дела доказательств, в том числе переписки с МОУ БМР «Летнереченская СОШ» в течение 2022 – 2023 гг., усматривается, что СОШ, в целом, не возражает реализовать указанное мероприятие и уже совершило конкретные действия для устранения нарушений, а именно: составило смету, заложило денежные средства на оборудование калиток электромагнитными замками в сумме 385 000 руб. в план финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год, обязалось устранить нарушения по мере поступления денежных средств. Иных доказательств, подтверждающих реализацию мероприятий, не представлено.
Суд приходит к выводу о том, что заявленные требования об обязании МОУ БМР «Летнереченская СОШ» выполнить мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на территории посторонних лиц и нахождения транспортных средств являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом выбор конкретного способа, посредством которого данные мероприятия целесообразно реализовать (электромагнитные замки либо пост КПП) относится к компетенции школы. Поскольку администрация района является учредителем школы и реализует финансирование её деятельности, суд полагает обоснованными также и требования, предъявленные к администрации района, о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий.
Доводы школы и администрации о том, что реализуемые мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на территории посторонних лиц и транспортных средств являются достаточными, суд отклоняет, поскольку исследованными доказательствами, а именно актом категорирования, справкой нацгвардии, паспортом безопасности, устной консультацией специалиста, установлено обратное.
Положение о пропускном режиме учреждения, на которое ссылаются ответчики, подтверждая достаточность и полноту реализуемых мероприятий, вообще не содержит каких-либо мер к исключению бесконтрольного пребывания посторонних лиц на территории школы. Сам по себе обход территории и наружное наблюдение не могут воспрепятствовать доступу посторонних лиц.
Процессуальная позиция школы и администрации по настоящему делу противоречит их поведению вне рамок судебного спора, поскольку меры для реализации предложенных мероприятий ими на момент обращения прокурора с настоящим иском уже предприняты.
Отсутствие финансирования, как на то указывают ответчики, не является основанием к отказу в проведении мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта образовательного учреждения. Безопасность обучающихся не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия в бюджете района денежных средств. Вопросы недостаточности финансирования могут получить судебную оценку на стадии исполнения судебного решения.
Предложенные прокурором сроки с учетом положений ст. 206 ГПК РФ, позиции ответчика, по сути уже приступившего к реализации мероприятий, являются разумными, учитывают интересы обоих сторон, и позволят реализовать необходимые мероприятия в пределах 2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Беломорского района Республики Карелия удовлетворить.
Обязать муниципальное образовательное учреждение Беломорского муниципального района «Летнереченская СОШ» (ОГРН 1021000978140, ИНН 1011000893, КПП 101101001) в срок не позднее 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и выполнить мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на (объекте) территории посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от (объекта) территории.
Обязать администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» (ОГРН 1021000977876, ИНН 1011000653, КПП 101101001) в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по исключению бесконтрольного пребывания на (объекте) территории посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от (объекта) территории.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия.
Судья М.В. Захарова
Решение в окончательной форме изготовлено 20 апреля 2023 г.