47RS0006-01-2021-003915-36
№ 2-3450/2021
Решение
Именем Российской Федерации
г. Гатчина 19 октября 2021 Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Лобанева Е.В., при секретаре Лайтинен Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатчинского городского прокурора к СНТ «Шанхай-2» массива Ивановка об обязании подать письменное заявление в администрацию МО «Пудостьское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области о согласовании создания мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда;об обязании оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда;
об обязании заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г № 641» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда;
установил:
Гатчинский городской прокурор первоначально обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, с требованиями к СНТ «Шанхай-2» Гатчинского района Ленинградской области об обязании согласовать с администрацией МО "Пудостьское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области создание мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что ответчиком не соблюдаются требования законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО), а именно: на территории объединения отсутствуют контейнерные площадки для сбора и накопления отходов, не заключен договор на оказание услуг по обращения с ТКО с региональным оператором. Данное бездействие нарушает требования ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 5.11 СНиП 30-02-97. Ответчик в силу п.п. 3,4 раздела 2 «Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» обязан согласовать с органом местного самоуправления создание места (площадки) накопления ТКО, и оборудовать там контейнерную площадку в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ, п.п. 5,6 и 7 ст. 18 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ», п. 8 (17) «Правил обращения с ТКО», утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г № 1156 ответчик обязан в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора направить оператору заявку потребителя на заключение договора и документы, предусмотренные п.п. 8 (5) – 8 (7) настоящих Правил. На территории Ленинградской области региональным оператором является АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области», которому ответчик в нарушение требований закона подобную заявку не направил, договор не заключил. Ненадлежащее обращение СНТ «Шанхай-2» с ТКО приводит к образованию несанкционированных свалок на территории массива и прилегающей территории, создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования в просительной части иска и потребовал обязать СНТ «Шанхай-2» массива Ивановка подать письменное заявление в администрацию МО «Пудостьское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области о согласовании создания мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; обязать оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; обязать заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г № 641» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Определением Гатчинского городского суда был оставлен без рассмотрения иск прокурора в части обязания СНТ «Шанхай-2» массива Ивановка заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г № 641» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Представитель Гатчинской городской прокуратуры Черкасов М.А. на удовлетворении иска настаивал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика СНТ «Шанхай-2» массива Ивановка Ефимова В.В. оставила разрешение иска на усмотрение суда.
Представитель 3 лица – администрации Гатчинского муниципального района Дубелева Т.А. оставила вынесение решения на усмотрение суда.
Представитель 3 лица – АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» Селезнева А.А. оставила разрешение данного дела на усмотрение суда. Пояснила, что договор между региональным оператором и ответчиком уже заключен в силу закона по истечении 15 дней с момента публикации соответствующего предложения. Она понимает требования прокурора как обязание заключить договор в письменной форме, и изменить существенные индивидуальные условия договора.
3 лицо – администрация МО «Пудостьское сельское поселение» Гатчинского муниципального района надлежащим образом извещено, не явилось, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, установил следующее:
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" утверждены "Правила обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее Правила), которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
Согласно Правилам "контейнерная площадка" - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В п.п. 9, 21 и 22 Правил предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Запрещается организовывать места (площадки) накопления отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного согласия регионального оператора. Накопление и сбор отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов.
На основании п.п. 3, 4 постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка). Уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей: создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
Судом установлено, что в настоящий момент СНТ «Шанхай-2» массива Ивановка Гатчинского района Ленинградской области не имеет в юридическом владении земельного участка, который не состоит на кадастровом учете, его границы не определены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок используется членами СНТ «Шанхай-2» и прочими физическими лицами фактически, но права индивидуальных садоводов на землю также не закреплены.
Ранее местной администрацией был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок площадью *** кв.м № под садоводство «Шанхай», но согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки МО «Пудостьское сельское поселение» участок оказался в нескольких территориальных зонах, в связи с чем *** был снят с кадастрового учета.
На данный момент заключен муниципальный контракт на выполнение работ по корректировке проекта изменений генерального плана МО Пудостьского с.п. с последующим внесением сведений о границах населенных пунктов в ЕГРН. Планируемый срок утверждения генерального плана *** г. После завершения данной процедуры администрацией Гатчинского муниципального района будет направлено обращение в Комитет градостроительной политики Ленинградской области о разработке проекта ПЗЗ Пудостьского сельского поселения.
После утверждения ПЗЗ садоводству будет необходимо подготовить и утвердить проект межевания территории, на основании которого будут образовываться участки в границах садоводства.
Таким образом сложилась ситуация при которой земельный участок площадью *** кв.м фактически используется, на нем ведется садоводческая деятельность, создано юридическое лицо – СНТ «Шанхай-2», но не оборудована контейнерная площадка для сбора ТКО.
До настоящего времени ответчик не обращался в местную администрацию с заявлением о согласовании размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, не организована контейнерная площадка для сбора ТКО.
Это фактически приводит к перенаполнению близлежайших площадок для сбора ТКО, образованию стихийных свалок, садоводы, от деятельности которых образуются отходы, не оплачивают услуги регионального оператора по их вывозу и утилизации.
Требования прокурора об обязании садоводства согласовать с местной администрацией создание места (площадки) накопления ТКО и оборудовать контейнерную площадку на нем суд признает как заявленные в интересах неопределенного круга лиц, поскольку подобное позволяет урегулировать правоотношения, определить круг лиц ответственных за сбор и вывоз ТКО.
Отсутствие площадки нарушает и создает реальную угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия в дальнейшем.
В этой части суд признает требования прокурора основанными на законе и полностью доказанными, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
Срок в 3 календарных месяца с момента вступления решения суда в законную силу для обращения в местную администрацию с заявлением о согласовании создания мест (площадки) накопления ТКО, и срок в 6 календарных месяцев для создания на данном месте контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов суд признает разумным и обоснованным, соответствующим правилам п. 2 ст. 206 ГПК РФ.
Доводы ответчика о невозможности произвести подобные действия, т.к. границы земельного участка садоводства не определены, суд обоснованными не признает.
Отсутствие установленных границ земель общего пользования садоводства не означает невозможность их определения при натурном осмотре. Отсутствие у садоводства прав на земельный участок означает, что данный участок относится к государственным землям, права на которые не разграничены, и орган местной власти вправе ею распоряжаться. Соответственно, местная администрация обязана определить место размещения сбора ТКО, а садоводство за свой счет обустроить на данном месте площадку для сбора ТКО.
С учетом изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Гатчинского городского прокурора к СНТ «Шанхай-2» массива Ивановка удовлетворить частично.
Обязать СНТ «Шанхай-2» массива Ивановка подать письменное заявление в администрацию МО «Пудостьское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области о согласовании создания мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.Обязать СНТ «Шанхай-2» массива Ивановка оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционных жалоб или представлений через Гатчинский городской суд в течение месяца с даты составления.
Судья Е.В. Лобанев
Решение составлено ***