Дело № 12-284/2019
УИД 11RS0001-01-2019-012918-59
РЕШЕНИЕ
18 октября 2019 года с. Выльгорт
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Сурнина Т.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой Е.Г.,
с участием защитника должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, Иванова И.Н., и должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, Авраменко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе руководителя администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Дорониной Л.Ю. на постановление и.о. начальника Сыктывкарского территориального отдела общепромышленного и горного надзора Печорского управления Ростехнадзора Авраменко С.В. № 51 от 06.09.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
постановлением и.о. начальника Сыктывкарского территориального отдела общепромышленного и горного надзора Печорского управления Ростехнадзора Авраменко С.В. № 51 от 06.09.2019 руководитель администрации МО МР «Сыктывдинский» Доронина Л.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, руководитель администрации МО МР «Сыктывдинский» Доронина Л.Ю. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указала, что администрация района является исполнительно-распорядительным органом, осуществляющим местное самоуправление на территории Сыктывдинского района и не является специализированной организацией, эксплуатирующей газопровод, поскольку не имеет в штате необходимых сотрудников в области газоснабжения, технических средств, лицензий. Требования о проведении производственного контроля должны предъявляться к специализированной газораспределительной организации. Кроме того, во исполнение требований Федерального закона № 116-ФЗ администрацией заключены договоры (контракты) на техническое обслуживание групповой резервуарной установки № 01/07 от 1 июля 2019 года с ООО «СГснаб», на техническое обслуживание групповой резервуарной установки № 02/07 от 1 июля 2019 года с ООО «СГснаб», муниципальный контракт на выполнение работ по техническому и аварийному обслуживанию наружных сетей газоснабжения на территории МО МР «Сыктывдинский» на 2019 год № Ф.2018.632482 от 18 декабря 2018 года с АО «Газпром газораспределение Сыктывкар». При наличии указанных обстоятельств руководитель администрации не несет административной ответственности по ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Защитник должностного лица Иванов И.Н., уполномоченный доверенностью, в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Авраменко С.В. с жалобой не согласилась, указала, что при наличии у администрации действующих лицензии на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химических производственных объектов I, II, III классов пожароопасности от 12.08.2015 и свидетельства о регистрации опасных производственных объектов от 24.04.2015 руководитель администрации МО МР «Сыктывдинский» правомерно привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Заслушав представителя должностного лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, установлены Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Печорского управления Ростехнадзора от 19.07.2019 № 691 проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов:
«Сеть газоснабжения с. Выльгорт, м. Пичипашня», рег. №А25-01675-0001;
«Установка резервуарная д. Гавриловка», рег. №А25-01675-0002;
«Установка резервуарная с. Шошка», рег. №А25-01675-0003;
«Сеть газоснабжения с. Палевицы», рег. №А25-01675-0004;
«Сеть газоснабжения с. Часово», рег. №А25-01675-0005;
«Сеть газоснабжения д. Гавриловка», рег. А25-01675-0007, расположенных на землях муниципального района «Сыктывдинский», эксплуатируемых администрацией МО МР «Сыктывдинский».
В ходе проверки выявлено, что руководитель администрации МО МР «Сыктывдинский» Доронина Л.Ю. допускает нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно:
1. В соответствии с п. 69 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870, при эксплуатации подземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение повреждений изоляции труб газопроводов и иных повреждений газопроводов.
В соответствии с п. 6.2.1 ГОСТ Р 54983-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» в процессе эксплуатации сети газораспределения должно выполняться техническое диагностирование подземных газопроводов.
В соответствии с п. 6.2.9 ГОСТ Р 54983-2012 плановые технические обследования стальных газопроводов должны проводится не реже одного раза в пять лет.
В нарушение вышеуказанных требований Доронина Л.Ю. не обеспечила мониторинг технического состояния подземного газопровода, а именно не организовала проведение технического обследования подземного газопровода на опасном производственном объекте «Сеть газоснабжения с. Часово», peг. № A25-01675-0005.
2. В соответствии с п. 9 Федеральных норм и правил «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542, организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения должны выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления.
В нарушение вышеуказанных требований Доронина Л.Ю. не организовала выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления, на опасном производственном объекте «Сеть газоснабжения с. Часово» per. № А25-01675-0005.
3. В соответствии с п. 69 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, при эксплуатации подземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг н устранение повреждений изоляции труб газопроводов и иных повреждений газопроводов.
В нарушение вышеуказанных требований Доронина Л.Ю. не организовала устранение повреждения изоляции труб подземного газопровода в местах на опасном производственном объекте «Сеть газоснабжения с. Палевицы» рег. № А25-01675-0004.
4. В соответствии с п. 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организации должна обеспечить мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытая (окраски) и состояния металла трубы.
В нарушение вышеуказанных требований должностное лицо, Доронина Л.Ю. не проконтролировала устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) наружного надземного газопровода длиной 2 043 м от газораспределительной станции до д. Гавриловка на опасном производственном объекте «Сеть газоснабжения д.Гавриловка», peг. № А25-01675-0007.
5. В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
В нарушение вышеуказанных требований Доронина Л.Ю. не обеспечила осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах: «Сеть газоснабжения с. Выльгорт. м. Пичипашня», peг. № А25-001675-0001; «Сеть газоснабжения с. Палевицы». peг. № А25-01675-0004; «Сеть газоснабжения c, Часово»; pег. № А25-01675-0005; «Сеть газоснабжения, д. Гавриловка», peг. № A25-01675-0007.
6. В соответствии с п. 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы.
В нарушение вышеуказанных требований должностное лицо, руководитель администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Доронина Л.Ю. не проконтролировала устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) наружного надземного газопровода на территории ГРПШ возле котельной «Центральная» на опасном производственном объекте: «Сеть газоснабжения с. Выльгорт. м. Пичипашня», peг. № А25-01675-0001.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: актом проверки №87-СТО от 28.08.2019; протоколом об административном правонарушении №51 от 28.08.2019; должностной инструкцией руководителя администрации муниципального района «Сыктывдинский»; распоряжением администрации МО МР «Сыктывдинский» о вступлении в должность руководителя администрации муниципального района №22-р от 01.03.2019; уставом администрации МО МР «Сыктывдинский»; лицензией от 12.08.2015 № ВХ-25-000918 на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химических производственных объектов I, II, III классов пожароопасности; свидетельством о регистрации опасных производственных объектов от 24.04.2015 № А25-01675 руководитель администрации МО МР «Сыктывдинский».
Таким образом, должностное лицо пришло к правильному выводу о том, что указанные действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы привлекаемого лица о том, что администрация МО МР «Сыктывдинский» не является специализированной организацией, эксплуатирующей газопроводы, не имеет технических средств и лицензии, в ее штате отсутствуют соответствующие работники, следовательно, администрация не может выступать субъектом вмененного ей административного правонарушения, несостоятельны.
Согласно представленным должностным лицом административного органа документам, 12.08.2015 администрации выдана лицензия № ВХ-25-000918 на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химических производственных объектов I, II, III классов пожароопасности.
Кроме того, вышеперечисленные опасные производственные объекты зарегистрированы в Государственном реестре опасных производственных объектов, о чем администрации, как эксплуатирующей организации, Печорским управлением Ростехнадзора выдано свидетельство о регистрации от 24.04.2015 № А25-01675.
Таким образом, администрация может выступать субъектом административного правонарушения по ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как следует из представленных договоров, контракта, а также правоустанавливающих документов на опасные объекты, администрация МО МР «Сыктывдинский», являясь собственником данных объектов и эксплуатирующей организацией, выступая заказчиком, поручает юридическим лицам оказать услуги по техническому и аварийному обслуживанию данных объектов. При этом, заключение договора не освобождает администрацию, как эксплуатирующую организацию, от осуществления контроля за исполнением технического и аварийного обслуживания объектов газоснабжения.
Из имеющихся в материалах дела договора на техническое обслуживание групповой резервуарной установки № 01/07 от 1 июля 2019 года с ООО «СГснаб», договора на техническое обслуживание групповой резервуарной установки № 02/07 от 1 июля 2019 года с ООО «СГснаб», муниципального контракта на выполнение работ по техническому и аварийному обслуживанию наружных сетей газоснабжения на территории МО МР «Сыктывдинский» на 2019 год № Ф.2018.632482 от 18 декабря 2018 года с АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», следует, что заказчик в лице администрации МО МР «Сыктывдинский» поручил исполнителю лишь оказание услуг по техническому и аварийному обслуживанию вышеуказанных объектов газоснабжения, перечень которых содержится в приложениях к данным договорам. При этом, администрация района не передала имеющиеся у него газораспределительные сети в пользование организациям по договору, а лишь поручила исполнить определенные услуги и работы. Таким образом, заключение указанных договоров не освобождает администрацию от бремени содержания указанного в договорах (контракте) имущества.
Указание в жалобе на то, что в силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, не опровергает вывода должностного лица о наличии в действиях руководителя администрации МО МР «Сыктывдинский» состава вмененного административного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении в полной мере отвечает требованиям, предусмотренным статьей 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, в связи с чем, является справедливым и соразмерным содеянному.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления, не усматривается.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Сроки обжалования постановления с учетом даты получения его копии (11.09.2019) и даты подачи жалобы (23.09.2019) Дорониной Л.Ю. не пропущены.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.5-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление и.о. начальника Сыктывкарского территориального отдела общепромышленного и горного надзора Печорского управления Ростехнадзора Авраменко С.В. № 51 от 06.09.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении руководителя администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Дорониной Л.Ю. оставить без изменения, жалобу руководителя администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Дорониной Л.Ю. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Т.А. Сурнина
Мотивированное решение составлено 18.10.2019.