Дело № 5-93/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
17 октября 2019 года пос. Эвенск
Судья Северо-Эвенского районного суда Магаданской области Леонтьева Е.А., с участием и.о. прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области Бекренева В.С., прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области Маричук Т.С.,
рассмотрев в помещении Северо-Эвенского районного суда материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) в отношении юридического лица – муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» (далее – МКОШИ п. Эвенск), адрес местонахождения юридического лица: 686430,Магаданская область, Северо-Эвенский район, п. Эвенск, ул. Пушкина, д. 13, ИНН 4903002510, КПП 490301001, ОГРН 1024900692080, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,
законному представителю, которого права, предусмотренные ст.ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ и положения ст. 51 Конституции Российской Федерации, разъяснены при вынесении постановления,
У С Т А Н О В И Л:
В соответствии с постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 12 августа 2019 года в ходе проведенной прокуратурой Северо-Эвенского района проверки на предмет соблюдения МКОШИ п. Эвенск требований законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что юридическим лицом – МКОШИ п. Эвенск в нарушение требований статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012)», утвержденного приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605, не принято мер к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: п. Эвенск, ул. Мира, д. 14а.
В судебном заседании прокурор настаивал на привлечении юридического лица к административной ответственности.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. При таких обстоятельствах, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя юридического лица.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность.
Согласно положениям пунктов 1-3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» вышеуказанные положения в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Порядок обеспечения такого доступа урегулирован частью 8 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и иных групп населения с ограниченными возможностями передвижения предусмотрены Сводом правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012)», утвержденным приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605.
В силу пункта 1.2 СП 59.13330.2012 требования названного документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года № 689-О-О, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.
Таким образом, обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Судом установлено, что 31 июля 2019 года прокуратурой района проведена проверка МКОШИ п. Эвенск на предмет соблюдения требований законодательства в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп населения. Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для возбуждения 12 августа 2019 года в отношении юридического лица производства по делу об административном правонарушении. Нарушения выразились в несоблюдении требований, установленных:
- п. 4.1.12 СП 59.13330.2012 - краевые ступени лестничных маршей (нижней и верхней) в здании учреждения не выделены цветом или фактурой;
- п. 5.1.1 СП 59.13330.2012 - учреждение не оснащено пандусом (входом, доступным для маломобильной группы населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием);
- п. 5.1.2 СП 59.13330.2012 - наружные лестницы и пандусы не оборудованы поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, а также отсутствует кнопка вызова персонала образовательного учреждения, что препятствует обеспечению доступности образовательного учреждения для маломобильной категории граждан;
- п. 5.1.4 СП 59.13330.2012 - высота порога при входе здание учреждения не соответствует нормативным требованиям, и составляет более 0,014 м.
Установлено, что МКОШИ п. Эвенск осуществляет основной вид деятельности – образовательную деятельность по адресам: п. Эвенск, ул. Пушкина, д. 3, ул. Мира, д. 14а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права оперативного управления. Учредителем МКОШИ п. Эвенск и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Северо-Эвенский городской округ», что подтверждается Уставом учреждения.
Из представленных в материалы дела документов следует, что здание учебного корпуса МКОШИ п. Эвенск, расположенное по адресу: п. Эвенск, ул. Мира, д. 14а, вновь вводимым в эксплуатацию зданием не является, реконструкцию и капитальный ремонт после 01 июля 2016 года не проходило, собственником здания – муниципальным образованием «Северо-Эвенский городской округ» в ходе его текущей эксплуатации осуществляются мероприятия по его адаптации с учетом потребностей инвалидов (имеется пандус).
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что юридическим лицом не обеспечен прием на обучение инвалидов, инвалидов-колясочников, как и сведений об обучении указанных категорий граждан на момент проведения проверки в образовательном учреждении, должностным лицом органа прокуратуры не представлено.
В силу положений статьи 1.5, части 1 статьи 1.6, статьи 26.11, части 3 статьи 26.2 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, может быть подвергнуто административному наказанию на основаниях и в порядке, установленных законом, и только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности такого лица толкуются в его пользу; судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности; никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При вышеизложенных обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, а именно в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 24.5, 29.9-29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 9.13 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ –░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░░░░░ ░░. ░.░. ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░.░. ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░