К делу №2-3607/2022
УИД 61RS0023-01-2022-004443-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2022 года город Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Семцива И.В., при секретаре Рыбниковой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, в своих интересах и в интересах несовершеннолетних: ФИО5, 29.10.2008 года рождения, ФИО4, 28.06.2019 года рождения к Администрации города Шахты, 3-е лицо: Министерство энергетики РФ об установлении факта проживания, включения в списки на предоставление социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из ветхого жилья, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, в своих интересах и в интересах несовершеннолетних: ФИО5 обратились в Шахтинский городской суд с иском к Администрации города Шахты, 3-е лицо: Министерство энергетики РФ об установлении факта проживания, включения в списки на предоставление социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из ветхого жилья, компенсации морального вреда.
В обоснование иска истцы указывают на то, что ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5, являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Калинина, д. 13, кв.1, на основании:
- Договора дарения 3\4 долей в праве общей долевой собственности на квартиру от 17.04.2021 года. Документ нотариально удостоверен: 17.04.2021 года ФИО9, нотариусом Шахтинского нотариального округа Ростовской области 61/201-Н-2021-1-650;
- Договора на передачу квартиры (дома) в собственность в порядке приватизации №887 от 5 октября 2009 года.
В вышеуказанной квартире зарегистрированы:
ФИО3 с 14 августа 2012 года;
ФИО2 с 30 января 2008 года;
ФИО4 с 10 июля 2019 года;
ФИО5 с 14 августа 2012 года;
ФИО1 с 30 января 2008 года, по настоящее время.
25 сентября 2018 года дом признан ветхим и подлежащим сносу, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности на основании отчета о научно-технической работе СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ», УДК 622.83, инв.№39 от 25.09.2018 года.
9 февраля 2022 года истцы обратились в Администрацию г. Шахты с заявлением о рассмотрении вопроса переселения семьи Истцов из ветхого жилья.
11 марта 2022 года истцами был получен ответ Администрации г. Шахты (исх. №61.03.2/747) за подписью начальника УРБП в сфере жилищного строительства ФИО10, в котором указано, что в списках граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ.
Считают, что данный отказ включить списки не обоснован и незаконен, поскольку они фактически проживают и зарегистрированы в квартире до момента признания дома ветхим и по настоящее время. Так же, они несут бремя содержания жилья, оплату коммунальных услуг и производим необходимые ремонтные работы.
На основании изложенного истцы просит суд;
1.Установить факт проживания ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО1, в квартире, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Калинина, д. 13, кв.1.
2. Включить ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО1 в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья взамен ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности.
3.Взыскать с Администрации г.Шахты моральный вред в сумме 50000 р. В пользу ФИО1, ФИО2, ФИО3, несовершеннолетних: ФИО5, ФИО4
Представитель истцов ФИО1 и ФИО2 – ФИО6, действующая на основании доверенности от 28.03.2022 года в судебном заседании поддержала доводы доверителей указанные в иске, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Истицы в суд явились, в судебном заседании поддержали исковые требования, просили суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям аналогичным указанным в иске.
Представитель Администрации города Шахты – в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, под личную роспись в материалах дела.
Представитель 3-го лица: Министерства энергетики РФ, о времени и месте извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в суд не явился.
Суд полагает необходимым, во избежания затягивания рассмотрения дела по существу, рассмотреть дело в отношении не явившегося представителя ответчика в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав довода истцовой стороны, изучив материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
На вопросы суда свидетель ФИО7 пояснила, что знает истицу ФИО1 знает около 60 лет, они являются соседями, когда она со своей семьей переехала по адресу: Шахты, ул.Калинина, д.15, кв.2, ФИО1 уже проживала со своей семьей по адресу: г.Шахты, ул.Калинина, д.13, кв.1. Истица проживает со своим сыном, невесткой и их детьми. На момент признания дома ветхим и подлежащим сносу в 2018 году они все были зарегистрированы и проживали в данной квартире, как и до этого и на настоящий момент. В их доме всех соседей уже расселили, только они остались проживать. На настоящий момент проживание в ветхом жилье стало опасным для жизни и здоровья, так как в округе отключили освещение, происходят пожары.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
На основании ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
В соответствии с п. 33 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" от 28.01.2006 г. № 47 основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Согласно ч. ч. 6, 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
В судебном заседании установлено, что ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5, являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: Ростовская область, г.Шахты, ул. Калинина, д. 13, кв.1, на основании:
- Договора дарения 3\4 долей в праве общей долевой собственности на квартиру от 17.04.2021 года. Документ нотариально удостоверен: 17.04.2021 года ФИО9, нотариусом Шахтинского нотариального округа Ростовской области 61/201-Н-2021-1-650;
- Договора на передачу квартиры (дома) в собственность в порядке приватизации №887 от 5 октября 2009 года;
В вышеуказанной квартире зарегистрированы:
ФИО3 с 14 августа 2012 года;
ФИО2 с 30 января 2008 года;
ФИО4 с 10 июля 2019 года;
ФИО5 с 14 августа 2012 года;
ФИО1 с 30 января 2008 года, по настоящее время.
25 сентября 2018 года дом истцов признан ветхим и подлежащим сносу, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности на основании отчета о научно-технической работе СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ», УДК 622.83, инв.№39 от 25.09.2018 года.
9 февраля 2022 года истцы обратились в Администрацию г. Шахты с заявлением о рассмотрении вопроса переселения семьи Истцов из ветхого жилья.
11 марта 2022 года истцами был получен ответ Администрации г.Шахты (исх. №61.03.2/747) за подписью начальника УРБП в сфере жилищного строительства ФИО10, в котором указано, что в списках граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ.
Истцы считают, что данный отказ включить истцов в списки не обоснован и незаконен, поскольку они фактически проживаем и зарегистрированы в квартире до момента признания дома ветхим и по настоящее время. Так же, истцы несем бремя содержания жилья, оплату коммунальных услуг и производим необходимые ремонтные работы.
Федеральным законом от 20 июня 1996г. №81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" (далее - Федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности") предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Пунктом 3 ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" установлено, что перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004г. №840 утвержден Перечень мероприятий реструктуризации угольной промышленности.
Подпунктом "б" п. 8 указанного перечня в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005г. №428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" п. 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков иные межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации таких мероприятий как снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012г. шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Размер иных межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "в" и "е" пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (п. 6 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков).
Согласно абз. 1 п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в редакции, действовавшей до 8 января 2022 г., основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, признаются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2564"О внесении изменения в пункт 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков"пункт 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков был дополнен абзацами следующего содержания:
"проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению".
Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим (абз. 4 п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков).
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
При этом совокупность данных обстоятельств, с учетом изменений внесенных в пункт 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков должна иметь место на дату составления списка ветхих домов, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности.
Согласно п.10 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утвержденных Постановлением Правительства РФ №428 от 13.07.2005г. (ред. от 29.12.2021), норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; - 72 кв.м. для семьи более трех человек.
При этом, суд принимает во внимание, что государство, издавая нормативно-правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий, в связи с чем, ссылка представителя ответчика на отсутствие финансирования не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Анализируя вышеизложенное, суд считает необходимым заявленные исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, в своих интересах и в интересах несовершеннолетних: ФИО5, 29.10.2008 года рождения, ФИО4. Удовлетворить, за исключением требований о компенсации морального вреда.
В силу п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами гл.59 (ст.1064-1101 ГК РФ) и ст.151 ГК РФ.
Суд считает, что само по себе нарушения личных неимущественных прав истцов или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Поскольку обязательным условием для удовлетворения названных требований является факт причинения истцам физических и нравственных страданий, а достоверных и достаточных данных об этом истцовой стороной суду не предоставлено, в удовлетворении иска в этой части надлежит отказать.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются документами, исследованными в судебном заседании и находящимися в материалах дела.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░1, 03.10.1954 ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ 034-096-819 55), ░░░2, 20.04.1988 ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░ 615519683343), ░░░3, 03.06.1987 ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ 10574492961) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░5, 29.10.2008 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░4, 28.06.2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ (░░░░ 1026102773751, ░░░ 6155027630), 3-░ ░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, 03.10.1954 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░3, 03.06.1987 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░2, 20.04.1988 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ 30 ░░░░░░ 2008░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░5, 29.10.2008 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░4, 28.06.2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ №1 ░░░░ №13 ░░ ░░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2, ░░░3, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░5, 29.10.2008 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░4, 28.06.2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░.░░░░░░» ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 23.11.2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.11.2022 ░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░