Дело №2-8160/2024
УИД 27GV0014-01-2024-000046-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Якутск 04 сентября 2024 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Новиковой Н.И., при секретаре Скрябиной В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аммосова Нюргустана Семеновича к Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части 22179 о взыскании денежного довольствия,
установил:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам. При этом, в обоснование иска указывает, что он в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ____ «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» и Федеральным законом от ____ №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании приказа № от ____ командира войсковой части 35555 «О создании добровольческого подразделения», был зачислен в список добровольческого Казачьего батальона «СКИФ» 150 мотострелковой дивизии в должности ___. С ____ по август 2023 года в качестве добровольца принимал участие в специальной военной операции на линии боевого соприкосновения Соледарского направления. Со ссылкой на закон о статусе военнослужащих считает, что ему полагается денежное довольствие и связи с чем просит признать действия командира войсковой части №, связанные с невыплатой истцу денежного довольствия и иных выплат за период с июля 2023 года по август 2023 года неправомерными, обязать командира войсковой части № обеспечить выплату истцу денежного довольствия за период с июля 2023 года по август 2023 года, состоящее из оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности.
В судебном заседании истец Аммосов Н.С. и его представитель Парфенова А.В. (по ордеру) просили иск удовлетворить, взыскать с Министерства обороны Российской Федерации денежное довольствие в размере 220 000 рублей.
Ответчики извещены надлежащим образом.
Опрошенный в судебном заседании свидетель Захаров М.И. суду показал, что знаком с истцом с юности. В части, где служил Захаров М.И., денежное довольствие поступало посредством безналичного расчета на банковские карты, суммы были разные. В батальоне, где служил Аммосов Н.С., выплачивали наличными, в указанном батальоне контракт с Министерством обороны Российской Федерации не заключался. Истец сообщал ему, что за последний месяц оплата денежного довольствия не выплачена.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных ответчиков.
Заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 12 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Состав денежного довольствия военнослужащих определен частью 2 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", на основании которой денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В силу ст. 13.2 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" денежное содержание граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, и его размеры устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) не ниже размеров денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и занимающих соответствующие (аналогичные) воинские должности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" граждане Российской Федерации, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется статус военнослужащих.
При этом в силу пункта 8.1 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации.
Согласно положения статьи 22.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" добровольческие формирования могут создаваться Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) по решению Президента Российской Федерации.
Численность добровольческих формирований, их организация, районы их действий, стоящие перед ними задачи, порядок управления ими, срок использования добровольческих формирований, а также порядок прекращения и иные вопросы их деятельности определяются Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) исходя из задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации (войсками национальной гвардии Российской Федерации).
В состав добровольческих формирований входят граждане Российской Федерации, добровольно поступившие в добровольческие формирования, а также могут входить военнослужащие, направленные в них Министерством обороны Российской Федерации (военнослужащие и сотрудники, направленные Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации).
Гражданин Российской Федерации может поступить в добровольческое формирование путем заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации). Термин "контракт о пребывании в добровольческом формировании" и термин "контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации" в федеральных законах используются в одном значении.
Лица, пребывающие в добровольческих формированиях, приводятся к присяге в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования и пребывания в них, требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядок исключения граждан Российской Федерации из добровольческих формирований определяется Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации).
Контракт о пребывании в добровольческом формировании заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) письменно по типовой форме и в порядке, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации). В указанном контракте закрепляются добровольность поступления гражданина Российской Федерации в добровольческое формирование, срок, в течение которого гражданин Российской Федерации обязуется пребывать в нем, и условия пребывания в добровольческом формировании, определяемые Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации). Указанный контракт вступает в силу со дня его подписания уполномоченным должностным лицом и прекращает свое действие со дня исключения гражданина Российской Федерации из добровольческого формирования по одному из оснований, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что истец на основании приказа № от ____ «О создании добровольческого подразделения», был зачислен в список добровольческого Казачьего батальона «СКИФ» 150 мотострелковой дивизии в должности снайпера.
Судом установлено, что Казачий батальон «СКИФ» относится к организациям, содействующим выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, при этом в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не входит и добровольческим формированием, созданным Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об обороне», не является.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Аммосов Н.С. по учетам личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и добровольческих формирований не проходит, статусом военнослужащего или гражданина, заключившего контракт о пребывании в добровольческом формировании, не обладает.
Аммосов Н.С. на финансовом обеспечении в восковых частях 45807, 22179, а также Военно-социального центра Министерства обороны Российской Федерации не состоял.
В рамках рассматриваемого дела истец факт того, что он контракт с Министерством обороны Российской Федерации не заключал, не отрицал.
С учетом установленных судом обстоятельств, правовых оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска Аммосова Нюргустана Семеновича к войсковой части 22179, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании денежного довольствия - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья п/п Н.И. Новикова
Копия верна, судья Н.И. Новикова
Секретарь с/з В.Е. Скрябина
Решение изготовлено 20.09.2024