Судья: Колесник С.К. Дело № 33-35482/2022
Уникальный идентификатор дела
50RS0039-01-2022-007712-29
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Гулиной Е.М.,
судей Петруниной М.В., Рыбкина М.И.,
при помощнике судьи Арышевой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 2 ноября 2022 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Раменского городского суда Московской области от 29 августа 2022 года по гражданскому делу № 2-5126/2022 по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи. обязании присвоить льготный статус многодетной семьи,
заслушав доклад судьи Петруниной М.В., УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании присвоить льготный статус многодетной семьи.
Требования мотивировал тем, что является отцом троих несовершеннолетних детей, которые совместно с ним проживают на территории Московской области. ФИО обратился к ответчику для получения удостоверения, однако получил отказ по причине отсутствия регистрации несовершеннолетних детей на территории Московской области. На основании изложенного, истец просил признать отказ в выдаче удостоверения незаконным, обязать ответчика присвоить льготный статус многодетной семьи.
Истец ФИО в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области по доверенности ФИО в судебное заседание явился, иск не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Решением Раменского городского суда Московской области от 29 августа 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
За ФИО признано право на присвоение льготного статуса многодетной семьи в Московской области.
В остальной части заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, учитывая их надлежащее уведомление о месте, дне и времени рассмотрения апелляционной жалобы и отсутствие сведений об уважительной причине неявки в заседание.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается письменными материалами дела, ФИО и ФИО являются родителями троих несовершеннолетних детей: ФИО <данные изъяты> г.р., ФИО <данные изъяты>, ФИО <данные изъяты> г.р. ФИО состоит в зарегистрированном браке с ФИО
Решением № 154881 от 03.05.2022 истцу отказано в предоставлении государственной услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семье», со ссылкой на Закон Московской области №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» и Порядок присвоения льготного статуса многодетной семье в Московской области, утвержденный постановлением Правительства МО от 09.09.2021 № 822/30, в связи с отсутствием у заявителя права на присвоение льготного статуса. Заявителю разъяснено, что по данным СМЭВ у детей отсутствует регистрация по месту жительства на территории Московской области.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что факт постоянного и совместного проживания истца, его супруги и несовершеннолетних детей на территории г. Раменское Московской области установлен представленными в материалы дела доказательствами, при этом, указанная семья отвечает установленным Законом Московской области требованиям для признания ее многодетной, в связи с чем, имеет право на получение удостоверения многодетной семьи.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, при этом, исходит из следующего.
На территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области регулируются Законом Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" от 12 января 2006 года № 1/2006-03 на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Московской области.
Согласно п. 4 ст. 21 Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области.
На основании ст. 2 Закона многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
Постановлением Правительства МО от 09.09.2021 № 822/30 установлен Порядок присвоения льготного статуса многодетной семье в Московской области, в соответствии с которым, заявитель вправе обратиться за присвоением льготного статуса в Подразделение путем направления заявления в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием государственной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области», а также в иных формах по выбору Заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Из материалов дела усматривается, истец состоит в браке с ФИО (л.д. 20), от брака имеют трех несовершеннолетних детей: ФИО <данные изъяты> г.р., ФИО <данные изъяты>, ФИО <данные изъяты> г.р.
ФИО совместно со своей супругой ФИО и их несовершеннолетними детьми, проживают на территории Московской области по адресу: <данные изъяты>, где в настоящее время ФИО и его супруга ФИО зарегистрированы по месту жительства, а их несовершеннолетние дети ФИО <данные изъяты> г.р., ФИО <данные изъяты> г.р., ФИО <данные изъяты> г.р. зарегистрированы по месту пребывания до <данные изъяты>.
Квартира принадлежит на праве собственности ФИО
Судом первой инстанции было установлено, что истец, являясь отцом трех несовершеннолетних детей и фактически проживая с детьми и супругой в Московской области, имеет право на получение мер социальной поддержки в силу положений Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" на период проживания в Московской области.
Истцом все необходимые документы, в соответствии с Порядком были представлены в территориальное структурное подразделение Министерства социальной защиты населения Московской области.
Удостоверение, согласно настоящему Порядку, выдается родителям (законным представителям), состоящим в браке, либо одному из родителей (законному представителю), с которым проживают дети.
Кроме того, следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семьей.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Закон Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", устанавливающий виды компенсаций фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации № 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Таким образом, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
В соответствии со ст. 3 настоящего Закона РФ граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, довод ответчика, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что отсутствие у супруга истца регистрации в Московской области не дает оснований для предоставления мер социальной поддержки многодетной семье в Московской области нельзя признать обоснованным и соответствующим действующему законодательству.
Ввиду изложенного, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Раменского городского суда Московской области от 29 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <данные изъяты>