Решение по делу № 2-4190/2022 от 07.06.2022

Дело № ..... ДД.ММ.ГГГГ года

.....

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего по делу судьи Кочиной Ж.С.,

при секретаре судебного заседания Потаповой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к администрации городского округа <адрес> о предоставлении жилого помещения, как лицу из числа детей – сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО8 обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа <адрес>» о предоставлении жилого помещения, как лицу из числа детей – сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. А именно, просит суд обязать администрацию предоставить жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, расположенной в черте МО «<адрес>», площадью не менее ..... квадратных метров по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилого фонда, отвечающее санитарно – техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по МО «<адрес>», за счет субвенций областного бюджета, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование исковых требований указано, что истец является лицом из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. Истец является сиротой, какого-либо закрепленного жилья не имеет.

В судебное заседание не явились истец, представитель ответчика, представители третьих лиц Правительства <адрес>, Министерства образования и науки <адрес>, Министерства финансов <адрес>, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора. По определению суда дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно п. 13 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № ..... "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".

В силу положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 указанного Федерального закона в действующей на дату разрешения спора редакции, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В ходе судебного заседания установлено, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать и отец истца лишены родительских прав. Сведений о том, что какое – либо конкретное жилье, являющееся пригодным для проживания, закреплено за истцом, нет. ДД.ММ.ГГГГ года распоряжением заместителя главы <адрес> по социальным вопросам за истцом, как несовершеннолетним, закреплено право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, несовершеннолетний включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Из материалов гражданского дела следует, что истец зарегистрирован по месту проживания в <адрес>, работает с ДД.ММ.ГГГГ года в АО ПО «<данные изъяты>», следовательно, его постоянным местом жительства является г. <адрес>.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Истец в возрасте до 23 лет выразила желание реализации своего права на обеспечение жилым помещением в указанном ею административном округе.

Разрешая спор по существу, суд руководствуется положениями ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и приходит к выводу о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма жилого помещения в специализированном жилищном фонде.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в связи с наличием того обстоятельства, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частями 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с Решением муниципального Совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N ..... "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" на территории г. Северодвинска норма предоставления жилья в минимальном размере составляет 14 кв.м.

Суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда с учетом доводов, указанных в отзыве Правительства <адрес> о необходимости выделения денежных средств ответчику, подбора соответствующего жилья, регистрации права собственности на недвижимость – до ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.

Таким образом, администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО8 к администрации городского округа <адрес> о предоставлении жилого помещения, как лицу из числа детей – сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию городского округа <адрес> (ИНН ....., КПП .....,ОГРН .....) предоставить в срок до ДД.ММ.ГГГГ года ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения г. <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серии ..........) жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда в виде отдельного дома или квартиры, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта <адрес>, общей площадью не ниже установленной органами местного самоуправления нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (не менее 14 кв.м.), в пределах муниципального образования «Северодвинск» за счет средств субвенции бюджета <адрес>, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Апелляционная жалоба может быть подана в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ж.С. Кочина

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ года.

2-4190/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Антуфьев Дмитрий Сергеевич
Ответчики
Администрация МО "Северодвинск"
Другие
Правительство Архангельской области
УСРОП Администрации Северодвинска
Министерство образования и науки Архангельской области
Администрация МО Холмогорский муниципальный район
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Кочина Ж.С.
Дело на странице суда
seversud.arh.sudrf.ru
07.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2022Передача материалов судье
07.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2022Судебное заседание
07.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2022Дело оформлено
19.08.2022Дело передано в архив
30.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее