Дело № 2а-796/2022
УИД № 47RS0014-01-2022-000587-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Приозерск 25 мая 2022 г.
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего Левичевой Н.С.
при секретаре ФИО2
с участием прокурора ФИО3,
с участием представителя административного ответчика администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Приозерского городского прокурора к администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбища, обязании принять меры,
установил:
Приозерский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, расположенных в <адрес> уч. №п и <адрес> уч. 3п в <адрес>, в соответствии с санитарно-гигиеническими, эпидемиологическими и экологическими требованиями; обязании администрацию муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по организации на территории кладбищ, расположенных в <адрес> уч. №п и <адрес> уч. 3п в <адрес>, общественных туалетов, отвечающих санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экологическим требованиям.
В обоснование заявленных требований указано, что городской прокуратурой в марте 2022 года на основании задания прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере оказания ритуальных услуг, в том числе санитарных, гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию мест погребения на территории муниципального образования Плодовское сельское поселение Приозерского муниципального района <адрес>. В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 2.4 Правил содержания мест погребения на территории муниципального образования, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 11 января 2022 г. № 7, территория двух кладбищ, расположенных в <адрес> уч. 4п, <адрес> уч. 3п, не оснащена общественными туалетами, отвечающими санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экономическим требованиям. Несоблюдение администрацией муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-гигиенических требований к устройству и содержанию кладбищ, Правил содержания мест погребения нарушает социальные права граждан при его посещении, права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие. Непринятие мер по приведению территории кладбищ в соответствие с требованиям законодательства, влечет нарушение санитарных правил и прав граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших. (л.д. 3-6)
В судебном заседании прокурор ФИО3 требования поддержала.
Представитель административного ответчика ФИО4 в судебном заседании с заявленными требованиями согласился, просил увеличить срок их исполнения до 12 месяцев, поддержал доводы, изложенные в отзыве на административный иск. (л.д. 17)
Суд, заслушав объяснения прокурора, представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 4 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1).
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (п. 4).
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2013 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 областного закона Ленинградской области от 10 июля 2014 г. № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 1 областного закона Ленинградской области от 7 февраля 2020 г. № 9-оз «О перераспределении полномочий в сфере погребения и похоронного дела между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» к полномочиям Правительства Ленинградской области относятся следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области в сфере погребения и похоронного дела: установление правил содержания мест погребения на территории муниципального образования, предусмотренное пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Постановлением Правительства Ленинградской области от 11 января 2022 г. № 7 утверждены Правила содержания мест погребения на территории муниципального образования, Порядок деятельности общественных кладбищ, Порядок деятельности воинских кладбищ и военных мемориальных кладбищ (находящихся в ведении органов местного самоуправления), Порядок деятельности крематориев.
Правила содержания мест погребения на территории муниципального образования (далее – Правила) определяют единый порядок организации и функционирования мест погребения на территории Ленинградской области с учетом санитарных, природоохранных и градостроительных требований.
В соответствии с п. 1.3 указанных Правил размещение, устройство и содержание мест погребения осуществляется в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Согласно подп. 3 п. 2.4 Правил места погребения должны быть оснащены общественными туалетами, отвечающими санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экологическим требованиям.
Санитарные требования к содержанию кладбищ закреплены в СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3.
Требования СанПиН 2.1.3684-21 являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (п. 1 СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пункту 53 СанПиН 2.1.3684-21 при устройстве кладбища должны предусматриваться: водоупорный слой; система дренажа; обваловка территории кладбища; разделение территории кладбища на зоны: ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений; водоснабжение, водоотведение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории; подъездные пути и автостоянки.
Как следует из материалов дела, прокуратурой в ходе проведенной проверки установлено, что территория двух кладбищ, расположенных в <адрес> уч. 3п, не оснащена общественными туалетами, отвечающими санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экономическим требованиям. (л.д. 7)
Данные обстоятельства в письменном отзыве административным ответчиком, не оспариваются. (л.д. 17)
Поскольку организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Плодовского сельского поселения относится к вопросам местного значения поселения и полномочиям администрации сельского поселения, которая мер по надлежащему содержанию мест захоронения не принимает, суд приходит выводу, что администрацией поселения допущено бездействие, выразившееся в несоблюдении гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, расположенных в <адрес> уч. №п и <адрес> уч. 3п в <адрес>, в соответствии с санитарно-гигиеническими, эпидемиологическими и экологическими требованиями.
С учетом изложенного суд возлагает на администрацию сельского поселения обязанность принять меры по организации на территории кладбищ, расположенных в <адрес> уч. №п и <адрес> уч. <адрес> в <адрес>, общественных туалетов, отвечающих санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экологическим требованиям.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Исходя из характера возложенных на ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их исполнения, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Приозерского городского прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>, выразившееся в несоблюдении гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, расположенных в <адрес> уч. №п и <адрес> уч. № в <адрес>, в соответствии с санитарно-гигиеническими, эпидемиологическими и экологическими требованиями.
Обязать администрацию муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по организации на территории кладбищ, расположенных в <адрес> уч. №п и <адрес> уч. № в <адрес>, общественных туалетов, отвечающих санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экологическим требованиям.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд Ленинградской области.
Судья Н.С. Левичева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 8 июня 2022 г.