Дело № 2а-2305/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2019 года | г. Старый Оскол |
Старооскольский городской суд в составе:
председательствующего судьи Трегубовой Л.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №4 по Белгородской области к Глотову Сергею Геннадьевичу о взыскании недоимки по имущественным налогам,
установил:
МИФНС России № 4 по Белгородской области обратилась в суд с административным иском к Глотову С.Г. и с учетом уточнений требований просила взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу в сумме 36525 руб., указав, что в 2016 г. ответчик являлся собственником транспортных средств СЕТРА S215HDH г/н №, ИЖ21251 г/н №. Кроме того, административный истец просил о взыскании налога на имущество физических лиц и пени в сумме 1595,38 руб., указав, что в 2016 г. ответчик являлся собственником ? доли недвижимого имущества – трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Ответчику направлялись налоговые уведомления и требования об уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 г., однако обязанность по их уплате ответчиком не исполнена.
В установленный судом срок административный ответчик представил письменные возражения на заявленные требования, в которых указал, что налоговым органом пропущены сроки на принудительное взыскание с него имущественных налогов, предусмотренные 48, 69 и 70 НК РФ (в совокупности эти сроки составляют 9 месяцев 14 дней).
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
В силу статьи 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 НК РФ).
В силу положений статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1).
Пунктом 1 ст. 363 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 20.10.2005 N 131-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ) установлено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Ставки и сроки уплаты транспортного налога на территории Белгородской области установлены Законом Белгородской области № 54 от 28.11.2002 г. «О транспортном налоге»: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – налоговая ставка 15 руб., автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) - налоговая ставка 100 руб.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налога на имущество физических лиц признавались физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, дачи и иные строения, помещения и сооружения, доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи (ст. 2 Закона от 09.12.1991 г. N 2003-1).
Согласно положений ст. 5 указанного Закона, в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 306-ФЗ, налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.
Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Ставки налога на имущество физических лиц в силу п. 1 ст. 3 названного Закона установлены Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 30.10.2009 № 358 «О налоге на имущество физических лиц на территории Старооскольского городского округа». Согласно этому решению, в редакции на налоговый период 2014 г., установлены ставки налога на имущество физических лиц: На объекты налогообложения, используемые в некоммерческих целях, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации:
а) до 300000 рублей (включительно) - 0,1 процента;
б) свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно) - 0,3 процента;
в) свыше 500000 рублей до 1200000 рублей (включительно) - 1 процент;
г) свыше 1200000 рублей до 2100000 рублей (включительно) - 1,2 процента;
д) свыше 2100000 рублей - 2 процента.
В настоящее время действуют аналогичные нормы главы 32 Налогового кодекса РФ.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).
Глава 32 НК РФ, регулирующая налогообложение недвижимого имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости, принята в 2014 году и введена в действие с 1 января 2015 года.
Согласно положений ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Статьей 403 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (п. 1 ст. 406 НК РФ).
Исходя из положений ст. 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,
где Н - сумма налога, подлежащая уплате;
Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;
Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года;
К - коэффициент, равный:
0,2; 0,4; 0,6 - применительно к первому, ко второму, к третьему налоговым периодам, в которых налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.
Начиная с 4-го налогового периода, исчисление суммы налога производится в соответствии с настоящей статьей без учета положений настоящего пункта.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом и уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п. п. 1, 2 ст. 409 НК РФ).
В соответствии с главой 32 Налогового кодекса РФ, законом Белгородской области от 02.11.2015 г. № 9 "Об установлении единой даты начала применения на территории Белгородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 12.11.2015 № 365, на территории Старооскольского городского округа введен с 01.01.2016 г. налог на имущество физических лиц, с определением налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности физическим лицам.
Указанные виды налогов рассчитываются налоговыми органами, которые затем исполняют возложенную на них пп. 9 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ обязанность направлять налогоплательщику, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Согласно требованиям ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки ст. 75 Налогового кодекса РФ предусмотрена уплата пени.
Из представленных из электронной базы данных АИС - Налог установлено, что за административным ответчиком зарегистрированы:
с 30.04.2005г. автобус СЕТРА S215HDH г/№,
с 31.05.2007г. автомобиль ИЖ21251 г/н №.
Административный ответчик является собственником недвижимого имущества – ? доли в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
09.09.2017 г. налоговым органом в адрес ответчика направлено налоговое уведомление № 47366507 об уплате в срок до 01.12.2017 г.:
транспортного налога за 2016 г. :
в размере 1125 руб. (75 л. с. x 15 руб., за двенадцать месяцев владения);
в размере 35400 руб. (354 л. с. x 100 руб., за двенадцать месяцев владения);
налога на имущество физических лиц в размере 1591 руб. за 2016 г. исходя из кадастровой стоимости квартиры по адресу: <адрес>
(2700726 руб. x 0,3% (налоговая ставка) : 1/2 (доля в праве собственности), за двенадцать месяцев владения)=4051,09 (сумма налога, исчисленная исходя из налоговой базы);
(651112 руб. x 0,3% (налоговая ставка) : 1/2 (доля в праве собственности), за двенадцать месяцев владения)=976,67 (сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости);
Согласно п.8 ст.408 НК РФ: (4051,09 - 976,67) x 0,2% + 976,67 = 1591 руб.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный срок, налоговым органом за период с 02.12.2017 по 11.12.2017 (10 дней) были начислены пени на недоимку по уплате налога на имущество физических лиц в размере 4,38 руб.
Межрайонной ИФНС России №4 по Белгородской области приложена карта расчета пени, указанной в административном исковом заявлении. Расчет пеней осуществляется в автоматическом режиме с учетом положений п.4 ст.75 НК РФ: пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
В связи с неуплатой указанных налогов в установленный срок, 27.12.2017 г. в адрес административного ответчика истцом было направлено требование № 23389 об уплате до 02.05.2018 г. недоимки по налогу на имущество физических лиц.
В связи с неуплатой Глотовым С.Г. в предоставленный срок задолженности по налогам, пени, Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 г. Старый Оскол о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки и пени по налогам.
Судебный приказ от 02.11.2018 г. отменен определением мирового судьи от 23.10.2018 г.
Вместе с тем, изучив материалы дела 2а-2220/2018, имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о допущенной технической описки в дате вынесения определения мирового судьи от 23.10.2018 г. об отмене судебного приказа о взыскании недоимки и пени, так как из материалов дела усматривается, что с заявлением о вынесении судебного приказа Межрайонная ИФНС России № 4 по Белгородской области обратилась в мировой суд 30.10.2018 г., сам приказ вынесен 02.11.2018 г.
Доказательств исполнения обязанности по уплате налогов, исчисленных за 2016 г., в соответствии с налоговым уведомлением № 47522115 от 09.09.2017 г., ответчиком не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о доказанности наличия задолженности Глотова С.Г. и обоснованности требований налогового органа о взыскании недоимки за 2016 г. по транспортному налогу в сумме 36525 руб., на имущество физических лиц и пени в сумме 1595,38 руб.
Представленный истцом расчет ответчиком не опровергнут, проверен судом, является верным.
Сроки и порядок обращения налогового органа с требованиями в суд о взыскании недоимки и пени соблюдены.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Абзацем 2 части 3 ст. 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Срок исполнения требования № 23389 истек 02.05.2018 г.
С заявлением о вынесении судебного приказа Межрайонная ИФНС России № 4 по Белгородской области обратилась в мировой суд в 30.10.2018 г., судебный приказ вынесен 02.11.2018 г.
С административным иском в суд, в связи с отменой 23.10.2018 г. судебного приказа, налоговый орган обратился 22.04.2019 г.
Суд приходит к выводу, что налоговый орган обратился в районный суд в установленный ст. 48 НК РФ срок, в связи с чем, доводы ходатайства Глотова С.Г. о пропуске административным истцом срока предъявления требований несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Оценив представленные административным истцом доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что они являются относимыми, допустимыми, достаточными, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в полном объеме с учетом уточнения требований.
В соответствии со статьей 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1344 руб.
Руководствуясь статьей 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 4 по Белгородской области к Глотову Сергею Геннадьевичу о взыскании недоимки по имущественным налогам - удовлетворить.
Взыскать с Глотова Сергея Геннадьевича, проживающего по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной ИФНС России №4 по Белгородской области недоимки по транспортному налогу в сумме 36525 руб., налога на имущество физических лиц в сумме 1591 руб., пени в сумме 4,38 руб.
Взыскать с Глотова Сергея Геннадьевича в доход бюджета Старооскольского городского округа Белгородской области государственную пошлину в сумме 1344 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Л.В. Трегубова
Решение в окончательной форме принято 28.05.2019 года.