Дело № 2-74/2022
УИД № 24RS0003-01-2021-001443-38
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 19 января 2022 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,
при секретаре Осиповой И.В.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П.,
представителя ответчика Серова А.К.,
представителя ответчика Молоткова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа», Муниципальному образованию Балахтинский район Красноярского края в лице администрации Балахтинского района о возложении обязанности провести капитальный ремонт,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДО образования «Детско-юношеская спортивная школа», Муниципальному образованию Балахтинский район Красноярского края в лице администрации Балахтинского района о возложении обязанности провести капитальный ремонт, ссылаясь на то, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка соблюдения МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» требований законодательства об обеспечении жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. В ходе проверки установлено следующее. В силу ст. 51 Устава муниципального образования Балахтинский муниципальный район Красноярского края Администрация района от имени района владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности района в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и краевыми законами, настоящим Уставом, а также нормативными правовыми актами Районного Совета депутатов. Также Администрация района вправе передавать имущество района во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и Красноярского края, органам местного самоуправления иных муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, решениями Районного Совета депутатов. Администрация района может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ. Администрация района определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, заслушивает ежегодные отчеты об их деятельности. Из п. 1.7 Устава МБУ ДО «ДЮСШ», зарегистрированного 05.11.2020 в Межрайонной ИФНС России № по Красноярскому краю, следует, учредителем МБУ ДО «ДЮСШ» является муниципальное образование Балахтинский район. Функции и полномочия учредителя в отношении МБУ ДО «ДЮСШ» выполняет управление образования администрации района. От имени собственника имущества учреждения выступает муниципальное казенное учреждение «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» администрации Балахтинского района. Согласно п. 1.14 Устава МБУ ДО «ДЮСШ» финансовое обеспечение муниципального задания МБУ ДО «ДЮСШ» осуществляется в виде субсидий из районного, краевого и федерального бюджета. Согласно ч.1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. При этом контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностике. Прокуратурой района с привлечением инспектора Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края проведен осмотр МБУ ДО «ДЮСШ». По результатам осмотра установлено, что в зале с твердым напольным покрытием на стене у входа имеются вертикальные и горизонтальные трещины шириной раскрытия до 3 мм, сырые пятна темного цвета, вспучивание и отслаивание штукатурно-окрасочного слоя. На трещинах установлены маяки из бумажного скотча. В зале с мягким напольным покрытием на стене у входа выявлены серые пятна темного цвета, вспучивание и отслаивание штукатурно-окрасочного слоя, на противоположной стене в верхнем правом углу также выявлено сырое пятно темного цвета, вспучивание и отслаивание штукатурно-окрасочного слоя. В помещении тира на потолке выявлены сырые пятна темного цвета, вспучивание и отслаивание штукатурно-окрасочного слоя. В здании МБУ ДО ДЮСШ» ощущается запах сырости, повышенная влажность. В ходе осмотра с трибун со стороны указанных выше стен выявлена неисправность примыканий лестничных подъемов к стенам, отсутствие гидроизоляции, сырость в примыканиях, разрушение кирпичной кладки стен. По итогам осмотра инспектором Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края сделан вывод о том, что неисправность примыканий и отсутствие гидроизоляции лестничных подъемов к стенам, а также отсутствие уклона ступеней в сторону от стен, привели к увлажнению стен атмосферными осадками, разрушению кирпичной кладки, появлению трещин и крушению штукатурно-окрасочного слоя стен во внутренних помещениях; неисправность гидроизоляции трибуны привела к появлению сырых пятен и разрушению штукатурно-окрасочного слоя стен и перекрытий в помещении тира, неисправность кровли привела к появлению сырых пятен темного цвета, вспучиванию и отслоению штукатурно-окрасочного слоя в правом верхнем углу зала с мягким покрытием. Моральных износ объекта связан с дефектами планировки и несоответствием конструкций современных нормативных требованиям. По результатам проведенного обследования строительных конструкций МБУ ДО «ДЮСШ» установлено, что основные несущие конструкции находятся в работоспособном состоянии. Есть замачивание кирпичной кладки и карниза, частичное разрушение кладки, трещины. Отсутствием вентиляция всего здания, электрические сети не соответствуют предъявляемым требованиям. Внутренняя отделка: полы на путях эвакуации имеют недопустимые перепады; деревянные полы в спортивных залах имеют большой износ и истираемость; линолеум на полах порван с заплатами, плинтуса с повреждением, участками отсутствует. Керамическая плитка в сан. узлах с трещинами и выбоинами. Отслоение и трещины в штукатурном слое стен и окрасе. Частичное намокание потолков и стен внутри помещений. Большой износ сан. технического оборудования в сан. узлах и душевых. На трибунах на лестничных ступенях выкрашивание бетонного слоя, поломаны сиденья, частично или полностью отсутствуют. Мраморная облицовка стен выхода на трибуны имеет расслаивание, трещины и выпадение участков облицовки. Разрушение отмостки здания. Электрооборудование и вентиляция, канализация - морально устарело и износилось. За период эксплуатации здания образовались деформации и повреждения строительных конструкций, которые влияют на устойчивость и надёжность здания, находятся в работоспособном состоянии и могут быть устранены при капитальном ремонте. Таким образом, необходимо проведение ремонта и комплекса восстановительных мероприятий в отношении здания МБУ ДО «ДЮСШ». По данному факту прокурором района главе Балахтинского район 03.09.2021 внесено представление, однако, ввиду отсутствия финансирования, мероприятия то проведению капитального ремонта здания МБУ ДО «ДЮСШ» не выполнены. Непроведение капитального ремонта здания МБУ ДО «ДЮСШ» отрицательно сказывается на безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, и, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, учащихся и работников образовательного учреждения, в том числе права на охрану жизни и здоровья. Кроме того, несвоевременное проведение работ по восстановлению работоспособности строительных конструкций, в дальнейшем может повлечь большие финансовые затраты, связанные с их ремонтом, а в некоторых случаях - утрату муниципального имущества в связи с износом. Просит суд обязать муниципальное образование Балахтинский муниципальный район Красноярского края, МБУ ДО «ДЮСШ» провести капитальный ремонт здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>; обязать МБУ ДО «ДЮСШ» в течение 9 месяцев с момента выделения денежных средств учредителем выполнить мероприятия по капитальному ремонту здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>; обязать муниципальное образование Балахтинский муниципальный район Красноярского края, обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий по проведению капитального ремонта МБУ ДО «ДЮСШ», расположенного по адресу: <адрес>, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика МБУ ДО «ДЮСШ» Серов А.К., действующий на основании Устава, в судебном заседании исковые требования признал, суду пояснил, что, действительно, в ходе проведенной проверки выявлены недостатки, которые могут быть устранены путем проведения капитального ремонта, в настоящее время направлено соответствующее ходатайство на имя главы района о выделении финансирования, подготовлена проектно-сметная документация, просит суд увеличить срок для исполнения требований прокурора.
Представитель ответчика – Администрации Балахтинского района Красноярского края Молотков В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал, суду пояснил, что в настоящее время в Министерство Финансов Красноярского края направлено обращение о выделении средств на проведение капитального ремонта здания ДЮСШ, собственных денежных средств для проведения капитального ремонта в бюджете района в настоящее время не имеется. Просит учесть, что бюджет района на 90% дотационный, необходимо дополнительное время для получения объема финансирования, кроме того, просит учесть, что ремонт наружных стен может проводиться только в летний период времени, с учетом вышеизложенного просит установить срок по финансированию до середины текущего года, срок по проведению капитального ремонта до конца текущего года.
Представители третьих лиц – Управления образования Администрации Балахтинского района Красноярского края, МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает настоящее дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под особой защитой государства. Приведенное взаимосвязано с положением п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка об обеспечении государством - участником конвенции (в том числе Российской Федерацией) того, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали установленным нормам в области безопасности и здравоохранения с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Обеспечение безопасного и полноценного образовательного процесса может осуществляться при помощи различных мероприятий, в том числе путем сооружения, эксплуатации, капитального или текущего ремонта спортивных объектов.
Согласно ч.ч. 6-7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательных организаций.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального. образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 51 Устава муниципального образования Балахтинский муниципальный район Красноярского края Администрация района от имени района владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности района в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и краевыми законами, настоящим Уставом, а также нормативными правовыми актами Районного Совета депутатов. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Из п. 1.7 Устава МБУ ДО «ДЮСШ», зарегистрированного 05.11.2020 в Межрайонной ИФНС России № по Красноярскому краю, следует, что учредителем МБУ ДО «ДЮСШ» является муниципальное образование Балахтинский район. Функции и полномочия учредителя в отношении МБУ ДО «ДЮСШ» выполняет управление образования администрации района. От имени собственника имущества учреждения выступает муниципальное казенное учреждение «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» администрации Балахтинского района.
Согласно п. 1.14 Устава МБУ ДО «ДЮСШ» финансовое обеспечение муниципального задания МБУ ДО «ДЮСШ» осуществляется в виде субсидий из районного, краевого и федерального бюджета.
Согласно ч.1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» требований законодательства об обеспечении жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
Актом осмотра Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 13.10.2021 установлено, что в зале с твердым напольным покрытием на стене у входа имеются вертикальные и горизонтальные трещины шириной раскрытия до 3 мм, сырые пятна темного цвета, вспучивание и отслаивание штукатурно-окрасочного слоя. На трещинах установлены маяки из бумажного скотча. В зале с мягким напольным покрытием на стене у входа выявлены серые пятна темного цвета, вспучивание и отслаивание штукатурно-окрасочного слоя, на противоположной стене в верхнем правом углу также выявлено сырое пятно темного цвета, вспучивание и отслаивание штукатурно-окрасочного слоя. В помещении тира на потолке выявлены сырые пятна темного цвета, вспучивание и отслаивание штукатурно-окрасочного слоя. В здании МБУ ДО ДЮСШ» ощущается запах сырости, повышенная влажность. В ходе осмотра с трибун со стороны указанных выше стен выявлена неисправность примыканий лестничных подъемов к стенам, отсутствие гидроизоляции, сырость в примыканиях, разрушение кирпичной кладки стен. По итогам осмотра инспектором Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края сделан вывод о том, что неисправность примыканий и отсутствие гидроизоляции лестничных подъемов к стенам, а также отсутствие уклона ступеней в сторону от стен, привели к увлажнению стен атмосферными осадками, разрушению кирпичной кладки, появлению трещин и крушению штукатурно-окрасочного слоя стен во внутренних помещениях; неисправность гидроизоляции трибуны привела к появлению сырых пятен и разрушению штукатурно-окрасочного слоя стен и перекрытий в помещении тира, неисправность кровли привела к появлению сырых пятен темного цвета, вспучиванию и отслоению штукатурно-окрасочного слоя в правом верхнем углу зала с мягким покрытием (л.д.9).
16.09.2020 МБУ ДО «Детско-юношеская школа» заключены контракты № на выполнение работ с ООО «Рустика» по обследованию строительных конструкций, № по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания МБУ ДО ДЮСШ (л.д.146-151,152-157).
Согласно техническому отчету Проектно-конструкторского бюро ООО Рустика основные несущие конструкции находятся в работоспособном состоянии. Есть замачивание кирпичной кладки и карниза, частичное разрушение кладки, трещины. Отсутствием вентиляция всего здания, электрические сети не соответствуют предъявляемым требованиям. Внутренняя отделка: полы на путях эвакуации имеют недопустимые перепады; деревянные полы в спортивных залах имеют большой износ и истираемость; линолеум на полах порван с заплатами, плинтуса с повреждением, участками отсутствует. Керамическая плитка в сан. узлах с трещинами и выбоинами. Отслоение и трещины в штукатурном слое стен и окрасе. Частичное намокание потолков и стен внутри помещений. Большой износ сан. технического оборудования в сан. узлах и душевых. На трибунах на лестничных ступенях выкрашивание бетонного слоя, поломаны сиденья, частично или полностью отсутствуют. Мраморная облицовка стен выхода на трибуны имеет расслаивание, трещины и выпадение участков облицовки. Разрушение отмостки здания. Электрооборудование и вентиляция, канализация - морально устарело и износилось. За период эксплуатации здания образовались деформации и повреждения строительных конструкций, которые влияют на устойчивость и надёжность здания, находятся в работоспособном состоянии и могут быть устранены при капитальном ремонте. (л.д.27-80).
22.06.2021 на имя Главы Балахтинского района директором МБУ ДО «ДЮСШ» направлено ходатайство о выделении финансирования на основании локального сметного расчета МКУ «Служба заказчика Балахтинского района» (л.д.12).
Таким образом, судом в ходе судебного разбирательства установлено и ответчиками не оспаривается, что МБУ ДО «ДЮСШ» не выполнены требования предписания прокурора о проведении капитального ремонта здания, в связи с чем, суд приходит к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку выявленные нарушения не отвечают целям обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья несовершеннолетних и сотрудников организации, могут повлечь серьезные последствия, ставят под угрозу жизнь и здоровье детей, сотрудников организации, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, что, в свою очередь, влечет нарушение законодательства о об обеспечении жизни и здоровья обучающихся.
При этом, суд учитывает, что на Муниципальное образование Балахтинский муниципальный район Красноярского края, как орган местного самоуправления, являющийся учредителем МБУ ДО «ДЮСШ», возлагается обязанность по финансированию указанных мероприятий при недостаточности средств учреждения.
При установлении срока исполнения возложенной обязанности суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем подлежащих совершению организационных и иных мероприятий, в связи с чем, учитывая позицию сторон, устанавливает срок исполнения решения суда для МБУ ДО «ДЮСШ» в срок до 31.12.2022; муниципальному образованию Балахтинский муниципальный район Красноярского края в срок до 01.07.2022 по обеспечению финансирования.
В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ с ответчика МБУ ДО «ДЮСШ» подлежит взысканию государственная пошлина, установленная п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края удовлетворить.
Обязать МБУ ДО «ДЮСШ» выполнить мероприятия по капитальному ремонту здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> в срок до 31.12.2022 года.
Обязать муниципальное образование Балахтинский муниципальный район Красноярского края, обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий по проведению капитального ремонта МБУ ДО «ДЮСШ», расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 01.07.2022 года.
Взыскать с МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 21.01.2022 г.