Решение по делу № 3а-200/2019 от 11.04.2019

Дело № 3а-200/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Зиновьевой К.В.,

при секретаре Хайминой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«14» мая 2019 года

дело по административному исковому заявлению Давыдченкова Андрея Алексеевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Давыдченков А.А. обратился в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства в размере равном его рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что он является собственником объекта капитального строительства – здания с кадастровым номером , общей площадью 406,9 кв.м., назначение – жилой дом, наименование – жилой дом, расположенного по адресу: <адрес>

Кадастровая стоимость жилого дома определена по состоянию на 02 июня 2011 года и составляет 14 690 510,08 руб.

Между тем рыночная стоимость данного объекта капитального строительства ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом оценщика ООО «Эксперт Реал» ФИО6 № К-01/02/19 от 19 февраля 2019 г., согласно которому рыночная стоимость данного объекта на дату оценки 02 июня 2011 г. составляет 6 472 093 руб.

В связи с этим, ссылаясь на Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость спорного объекта капитального строительства с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости, составляющей 6 472 093 рубля.

Давыдченков А.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Его представитель Южанина А.С., действующая на основании доверенности, требования поддержала. Также просила восстановить Давыдченкову А.А. срок обращения в суд.

Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Коллегия администрации Кемеровской области и заинтересованное лицо Администрация г.Кемерово своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Управление Росреестра по Кемеровской области представило письменные возражения, указывая на то, что не является административным ответчиком по делу, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области в письменном отзыве указал, что не является надлежащим административным ответчиком по делу, не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Коллегия Администрации Кемеровской области в письменных объяснениях указала, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Администрация г. Кемерово в письменном отзыве указала, что при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости учитывалась информация о рыночной стоимости таких объектов.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела, Давыдченков А.А. является собственником объекта капитального строительства – здания с кадастровым номером общей площадью 406,9 кв.м., назначение – жилой дом, наименование – жилой дом, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 апреля 2010 г. (л.д.10), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 27 февраля 2019 г. (л.д.12-14).

Из указанной выписки видно, что данный объект капитального строительства поставлен на государственный кадастровый учет 14 января 2010 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 05 апреля 2019 года кадастровая стоимость указанного объекта капитального строительства, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 23 декабря 2013 года, определенная актом от 23 декабря 2013 года по состоянию на 02 июня 2011 года, составляет 14 690 510,08 руб. (л.д.11).

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника объекта капитального строительства, являющегося плательщиками налога на имущество, размер которого определяется от кадастровой стоимости объекта недвижимости (п.1 ст.401, п. 1, 2 ст. 403 Налогового кодекса РФ), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта капитального строительства его рыночной стоимости.

В суд с настоящим административным исковым заявлением Давыдченков А.А. обратился 11 апреля 2019 года (л.д.5).

Согласно ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска.

Из п.1 ст.402 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что после установления законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из их кадастровой стоимости. Такое решение принимается субъектом Российской Федерации в срок до 1 января 2020 года.

Законом Кемеровской области от 23 ноября 2015 г. № 102-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Кемеровской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Кемеровской области - 1 января 2016 года.

С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что обязанность по оплате налога на имущество физических лиц в отношении спорного объекта недвижимости исходя из кадастровой стоимости возникла у Давыдченков А.А. с 2016 года, до указанного времени оспариваемая кадастровая стоимость не затрагивала права Давыдченкова А.А., суд считает необходимым восстановить Давыдченкову А.А. срок для подачи административного искового заявления в суд.

Из представленного административным истцом отчета № К-01/02/19 от 19 февраля 2019 г. об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства, составленного оценщиком ООО «Эксперт Реал» ФИО7 следует, что рыночная стоимость спорного объекта капитального строительства с кадастровым номером , общей площадью 406,9 кв.м., по состоянию на 02 июня 2011 года составляет 6 472 093 руб. (л.д. 16-65).

Проверяя относимость и допустимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость спорного объекта капитального строительства по состоянию на 02 июня 2011 года, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012 г. № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области по состоянию на 02 июня 2011 года.

Указанным постановлением кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена в размере 14 102 745,26 руб.

Вместе с тем данный объект вошел в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, с неверной площадью, не соответствующей сведениям государственного кадастра недвижимости. В связи с этим на основании протокола Координационного совещания Управления Росреестра по Кемеровской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области от 23 октября 2013 г. принято решение привести характеристики объектов капитального строительства в АИС ГКН в соответствие с кадастровой стоимостью.

Кадастровая стоимость объекта капитального строительства, которую оспаривает административный истец, определена актом определения кадастровой стоимости от 23 декабря 2013 года по состоянию на дату формирования перечня объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке – 02 июня 2011 года. При определении кадастровой стоимости были использованы удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012 г. № 2.

Таким образом, дата, по состоянию на которую оценщиком определена рыночная стоимость спорного объект капитального строительства – 02 июня 2011 года, соответствует дате, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административными ответчиками, в том числе Коллегией Администрации Кемеровской области – органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области, не представлено заслуживающих внимания возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорного объекта.

Доводы заинтересованного лица Администрации г. Кемерово о том, что при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости учитывалась информация о рыночной стоимости таких объектов, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований, поскольку в отличие от кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости. Административный истец в силу закона имеет право на приведение кадастровой стоимости объекта недвижимости к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.

Отчет оценщика о рыночной стоимости объекта капитального строительства, содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорного объекта капитального строительства, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость объекта капитального строительства определена по сравнительному подходу, отказ от применения затратного и доходного подходов обоснован. Для оценки спорного объекта капитального строительства сравнительным подходом оценщиком использованы объекты-аналоги, соответствующие объекту оценки по основным характеристикам, применение корректировок обосновано, приведены сведения об источниках полученной информации об аналогах объекта оценки и выводы оценщика при согласовании результатов расчета рыночной стоимости объекта оценки. Отчет оценщика содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

При таких данных, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости объекта капитального строительства, а у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившего рыночную стоимость спорного объекта капитального строительства в размере 6 472 093 рублей, суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости объекта капитального строительства.

Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости спорного объекта капитального строительства в размере 6 472 093 рублей по состоянию на 02 июня 2011 года является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объекта капитального строительства на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта капитального строительства его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость объекта капитального строительства ниже его кадастровой стоимости, в связи с чем он вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного объекта капитального строительства в размере его рыночной стоимости.

В соответствии с ч.2 ст.247 КАС РФ к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат приведенным положениям закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, которые основаны на законе.

При таких обстоятельствах требования Давыдченкова А.А. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Давыдченкова Андрея Алексеевича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – здания с кадастровым номером , общей площадью 406,9 кв.м., назначение – жилой дом, наименование – жилой дом, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 6 472 093 рублей, определенной по состоянию на 02 июня 2011 года.

Дата обращения Давыдченкова Андрея Алексеевича в суд с настоящим административным исковым заявлением – 11 апреля 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                  Зиновьева К.В.

Мотивированное решение составлено 20 мая 2019 года.

3а-200/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Давыдченков Андрей Алексеевич
Ответчики
КУГИ Администрации Кемеровской области
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Зиновьева Кристина Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
11.04.2019Регистрация административного искового заявления
11.04.2019Передача материалов судье
12.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2019Подготовка дела (собеседование)
26.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2019Судебное заседание
30.08.2020Регистрация административного искового заявления
30.08.2020Передача материалов судье
30.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2020Подготовка дела (собеседование)
30.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2020Дело оформлено
30.08.2020Дело передано в архив
14.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее