Дело № 2-176/1/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Выгоничи 10 августа 2018 года
Выгоничский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Сайфутдиновой Е.В.,
при секретаре Пыталевой О.Е.,
с участием
истца помощника прокурора Выгоничского района Грибанова Г.Н.,
представителя ответчика ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» Белоуса М.Ф.,
представителя третьего лица Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Выгоничскому району ГУ МЧС России по Брянской области Куртенка А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Выгоничского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Брянский государственный аграрный университет» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Выгоничского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности при эксплуатации расположенных на территории Выгоничского района объектов с массовым пребыванием людей, по результатам которой установлены нарушения требований действующего законодательства. Так, в здании общежития № Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Брянский государственный аграрный университет» (далее – ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет») не обеспечено дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, выявлены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, нарушения противопожарных требований к помещениям и оборудованию. Выявленные недостатки затрудняют соблюдение учреждением обязательств в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций, создают неблагоприятную обстановку на указанном объекте, способствуют несвоевременному принятию мер, направленных на профилактику, предотвращение и ликвидацию последствий пожара, что ставит под угрозу здоровье и жизнь пребывающих в учреждении граждан, в связи с чем просит обязать ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» устранить нарушения пожарной безопасности в здании общежития №, осуществив конкретные действия, указанные в письме по итогам проверки.
В судебном заседании помощник прокурора Выгоничского района исковые требования поддержал, и, сославшись на обстоятельства, указанные в исковом заявлении, просил обязать ответчика устранить нарушения пожарной безопасности в здании общежития.
Представитель ответчика ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» в судебном заседании с исковыми требованиями согласился в полном объеме, от него поступило письменное заявление, в котором он указывает на признание исковых требований.
Представитель третьего лица Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Выгоничскому району ГУ МЧС России по Брянской области исковые требования поддержал, указав на недопустимость нарушения требований пожарной безопасности и на необходимость осуществления ответчиком действий по устранению в здании общежития указанных нарушений.
Суд, заслушав объяснения сторон, обсудив признание иска ответчиком, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круг лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исковые требования прокурора Выгоничского района основаны на несоблюдении требований пожарной безопасности в здании общежития ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», влекущем возможность причинения вреда жизни и здоровью людей.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон). Им же устанавливаются общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, которые обязательны для исполнения, в том числе, при эксплуатации указанных объектов.
Пунктом 20 статьи 2 Закона пожарная безопасность объекта защиты определена как состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
В соответствии со статьей 3 Закона, правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности » и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
В силу статьи 5 Закона, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания этой системы является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 6 Закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 1); в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности (пункт 2).
В силу статьи 1 Федерального закона «О пожарной безопасности » от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии с положениями статьи 37 указанного Федерального закона, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
При этом, согласно положениям статьи 38 данного Федерального закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на основании акта передачи государственного имущества от <дата>, утвержденного первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, ФГБОУ «Брянский государственный аграрный университет» на праве оперативного управления принадлежит здание общежития №, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно техническому паспорту, составленному ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на <дата>, здание общежития №, расположенное по адресу: <адрес>, построено в <данные изъяты>, общая площадь составляет <данные изъяты> квадратных метров.
Здание общежития используется для проживания студентов ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», то есть является объектом с массовым пребыванием людей.
На основании проведенной прокуратурой Выгоничского района совместно с сотрудниками Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Выгоничскому району ГУ МЧС России по Брянской области проверки исполнения законодательства при эксплуатации объектов с массовым пребыванием людей в период с 04 мая по <дата> в общежитиях ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» выявлены нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности, ставящие под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Указанные нарушения подробно изложены в письме Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Выгоничскому району ГУ МЧС России по Брянской области от <дата> №.
Так, в нарушение статьи 6, статьи 32, статьи 35, статьи 52 и части 7 статьи 83 Федерального закона от <дата> №123-ФЗ, в здании общежития не обеспечено дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, два помещения вахты не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, выходы на кровлю здания общежития № не оборудованы соответствующими по размерам и пределам огнестойкости люками, помещение коридора перед комнатами 504, 506, 511, 528, 532, 537, 547 не оборудовано требуемым количеством пожарных извещателей.
В нарушение пункта 24, пункта 36, пункта 37.1, пункта 61, пункта 70 и пункта 89 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390, в здании общежития № не обеспечено речевое сообщение, а также памятки о мерах пожарной безопасности на английском языке для целей информирования иностранных граждан, отсутствует исполнительная документация на установку автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения людей о пожаре, автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре находятся в неисправном состоянии, не организовано проведение эксплуатационных испытаний ограждения на крыше здания с составлением соответствующего протокола испытаний, не предоставлены показатели замеров уровня громкости, формируемого звуковыми и речевыми оповещателями системы оповещения людей при пожаре относительно допустимого уровня шума, ширина дверей на путях эвакуации из помещений кастелянских менее 0,8 метров, не соблюдены сроки перезарядки огнетушителя в буфете здания общежития №, на путях эвакуации на первом этаже допускается размещение посторонних предметов, противопожарные двери не оборудованы устройствами для самозакрывания.
Также, в нарушение примечаний 2 пункта 4.2 СНиП II-А.5-62. Строительные нормы и правила. Противопожарные требования. Основные положения проектирования СНиП II-А.5-62, утвержденных Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 13 декабря 1962 года, пункта 6.1 Приложения к Приказу МЧС РФ от 18 июня 2003 года №315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», помещение не оборудовано автономными оптико-электронными дымовыми пожарными извещателями, на первом (ЛК-4, ЛК-5), втором (ЛК-1, ЛК-2, ЛК-4, ЛК-5), третьем (ЛК-1, ЛК-2, ЛК-4, ЛК-5), четвертом (ЛК-1, ЛК-2, ЛК-4, ЛК-5), пятом (ЛК-1, ЛК-2, ЛК-4, ЛК-5) этажах здания общежития № отсутствуют двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров, двери лестничных клеток на первом (ЛК-1, ЛК-2, ЛК-3), втором (ЛК-3), третьем (ЛК-3), четвертом (ЛК-3), пятом (ЛК-3) этажах не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах.
Выявленные нарушения повлекли возбуждение <дата> заместителем прокурора Выгоничского района в отношении проректора по административно-хозяйственной и социальной работе ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» <ФИО>7 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ ( нарушение требований пожарной безопасности ). При возбуждении дела об административном правонарушении <ФИО>7 с нарушениями требований пожарной безопасности согласился (л.д.36).
Дело об административном правонарушении было направлено на рассмотрение уполномоченному должностному лицу.
При рассмотрении указанного дела <дата> государственным инспектором Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Выгоничскому району ГУ МЧС России по Брянской области было установлено наличие нарушений требований пожарной безопасности в здании общежития №, расположенного по адресу: <адрес>.
Вышеперечисленные нормы законодательства и обстоятельства дела указывают на обоснованность исковых требований прокурора <адрес>.
Помимо этого, согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» полностью признало исковые требования, с которыми обратился в суд прокурор Выгоничского района, воспользовавшись своим правом, предусмотренным ч.1 ст.39 ГПК РФ, признание ответчиком иска в полной мере приводит к восстановлению нарушенных прав истца, при этом нарушение прав и законных интересов какой-либо из сторон, участвующих в деле, признание иска повлечь не может, а поэтому суд приходит к выводу принять признание иска ответчиком и вынести решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Выгоничского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Брянский государственный аграрный университет» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» устранить нарушения пожарной безопасности в здании общежития №, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;
- провести проверку показателей замеров уровня громкости, формируемого звуковыми и речевыми оповещателями системы оповещения людей при пожаре относительно допустимого уровня шума;
- освободить эвакуационные пути здания общежития № от посторонних предметов;
- оборудовать противопожарные двери здания общежития № устройствами для самозакрывания;
- обеспечить в общежитии № наличие исполнительной документации на установку автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения людей о пожаре;
- перезарядить расположенные в буфете здания общежития № огнетушители;
- обеспечить в общежитии № речевое сообщение, а также памятки о мерах пожарной безопасности на английском языке для целей информирования иностранных граждан;
- оборудовать выходы на кровлю здания общежития № соответствующими по размерам и пределам огнестойкости люками;
- оборудовать два помещения вахты общежития № автоматической пожарной сигнализацией;
- оборудовать помещение коридора перед комнатами 504, 506, 511, 528, 532, 537, 547 общежития № требуемым количеством пожарных извещателей;
- расширить двери на путях эвакуации из помещений кастелянских, расположенных на первом этаже общежития №;
- оборудовать на первом (ЛК-4, ЛК-5), втором (ЛК-1, ЛК-2, ЛК-4, ЛК-5), третьем (ЛК-1, ЛК-2, ЛК-4, ЛК-5), четвертом (ЛК-1, ЛК-2, ЛК-4, ЛК-5), пятом (ЛК-1, ЛК-2, ЛК-4, ЛК-5) этажах здания общежития № двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров;
- оборудовать двери лестничных клеток на первом (ЛК-1, ЛК-2, ЛК-3), втором (ЛК-3), третьем (ЛК-3), четвертом (ЛК-3), пятом (ЛК-3) этажах общежития № приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах;
- оборудовать помещения общежития № автономными оптико-электронными дымовыми пожарными извещателями.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в апелляционную инстанцию через Выгоничский районный суд.
Председательствующий: Е.В. Сайфутдинова