88-10304/2021
2-331/2021
25RS0009-01-2021-000475-77
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 января 2022 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мертиковой В.А.,
судей Юдановой С.В., Ковалева С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лесозаводского межрайонного прокурора Приморского края в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Лесозаводского городского округа о возложении обязанности
по кассационной жалобе администрации Лесозаводского городского округа,
на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 30 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 13 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Юдановой С.В., выслушав объяснение прокурора Скарлухина М.А., представителя администрации Лесозаводского городского округа Тебякина В.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Лесозаводский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что по поручению прокуратуры Приморского края проведена проверка реализации на территории Лесозаводского городского округа мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, по результатам которой установлено, что в краевом бюджете бюджету Лесозаводского городского округа предусмотрены субвенции на обеспечение передаваемых государственных полномочий. Управлением жизнеобеспечения администрации Лесозаводского городского округа в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на официальном сайте единой информационной системы неоднократно размещалась документация на проведение аукционов в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных, однако по причине отсутствия заявок потенциальных участников, проведенные электронные аукционы признаны не состоявшимися. В связи с отсутствием заключенных муниципальных контрактов в период 2018-2020 гг., а также в истекший период 2021 года, на территории Лесозаводского городского округа мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных не производятся. Также в Лесозаводском городском округе отсутствует муниципальная организация по отлову и содержанию безнадзорных животных, которая должна осуществлять эти мероприятия в случае отсутствия в муниципальном образовании организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных на основании муниципальных контрактов. В МО МВД России «Лесозаводский», а также филиале КГБУ «Кировская ВСББЖ» Лесозаводская СББЖ в период 2018 - истекший период 2021 фиксировались неоднократные факты нападения безнадзорных животных на людей. Выявленные нарушения носят грубый характер, являются недопустимыми, нарушают принцип обеспечения граждан на безопасную и благополучную санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории городского округа. Просил с учетом уточнения обязать администрацию Лесозаводского городского округа в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории городского округа проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных путем определения муниципальной организации, соответствующей требованиям к организациям, осуществляющим мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных и возложении на неё обязанности по осуществлению отдельного переданного государственного полномочия в сфере проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных в пределах представленных субвенций.
Решением Лесозаводского районного суда Приморского края от 30 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены. На администрацию Лесозаводского городского округа возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории городского округа проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных путем определения муниципальной организации, соответствующей требованиям, к организациям, осуществляющим мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных и возложении на неё обязанности по осуществлению отдельного переданного государственного полномочия в сфере проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Проведение вышеуказанных мероприятий проводить в пределах предоставленных субвенций (в 2021 - 629 761 рублей).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 13 июля 2021 года решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Лесозаводского городского округа - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель администрация Лесозаводского городского округа просит указанные судебные акты отменить как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Согласно подпунктам 49, 82 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, решение вопросов осуществления полномочий в области организации мероприятий в области обращения с животными без владельцев отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Частью 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», Законом Приморского края от 26.12.2019 № 692-КЗ «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморскому крае», на основании Устава Приморского края постановлением Администрации Приморского края от 08.10.2014 № 404-па установлено расходное обязательство Приморского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, на территории Приморского края, которое осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Отдельные государственные полномочия по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, отнесены к компетенции органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края закреплены Законом Приморского края от 26.12.2019 № 692- КЗ «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморскому крае».
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установив, что на территории Лесозаводского района отсутствуют организации, индивидуальные предприниматели, желающие осуществлять мероприятия на основании муниципальных контрактов, заключенных с администрацией в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, при этом, вопреки требованиям Закона Приморского края от 26.12.2019 № 692-КЗ «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморскому крае» администрацией Лесозаводского городского округа муниципальная организация в целях реализации рассматриваемых государственных полномочий не создана, пришел к верному выводу о невыполнении ответчиком в полной мере мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
Судом установлено, что администрацией Лесозаводского городского округа не реализуются мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от общих для человека и животных болезней поскольку до настоящего времени не заключен муниципальный контракт с организацией, индивидуальным предпринимателем на выполнение мероприятий в указанной сфере.
Разрешая спор, суды верно применили положения ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О ветеринарии», и пришли к выводу о невыполнении ответчиком в полной мере мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, об отсутствии муниципальной организации для реализации возложенных на орган местного самоуправления государственных полномочий и возложили вышеуказанные обязанности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судами доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствие с требованиями процессуальных норм.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебных актов, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 30 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 13 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Лесозаводского городского округа – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи