Судья Муртузалиев М.М.
Дело № 33-823-19 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 13 февраля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Гасановой Д.Г. и Сатыбалова С.К.,
при секретаре судебного заседания Эскендеровой З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главы городского округа «город Избербаш» Сулейманова А.В. на заочное решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 19 ноября 2018 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу - удовлетворить.
Взыскать с Администрации городского округа «Город Избербаш» в доход государства в лице Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу за причиненный ущерб водному объекту (Каспийское море), в результате несанкционированного сброса сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, 234 940 (двести тридцать четыре тысяча девятьсот сорок) рублей с зачислением на: р/с № в Отделении по Ставропольскому краю Южного главного управления центрального банка Российской Федерации, ИНН 2626042723, КПП 262601001, БИК 040702001, л/с 04211А56520, ОК-ТМО 82701000, Код 04№, УИН 0.
Ответчик вправе подать в Избербашский городской суд Республики Дагестан заявление об отмене настоящего решения в течение 7 (семи) дней со дня вручения ему копии этого решения».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., судебная коллегия
установила:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее- Департамент Росприроднадзора по СКФО) обратился в суд с иском к Администрации городского округа «Город Избербаш» Республики Дагестан (далее-Администрация ГО «г.Избербаш» РД) о возмещении вреда, причиненному водному объекту- Каспийскому морю, в результате сброса неочищенных сточных вод.
В обоснование иска указано, что в ходе рейдового осмотра, обследования водоохраной зоны Каспийского моря в границах административной территории г. Избербаш, в частности, в пос. Приморский, проведенного с целью проверки соблюдения законодательства РФ в области охраны окружающей среды и реагирования на обращение гражданина от 07.03.2018 г. № М-48/13-03 о нарушениях природоохранного законодательства, поступившего в адрес Департамента Росприроднадзора по СКФО, 21.03.2018 г. выявлен сброс сточных вод в Каспийское море, который осуществляется на рельеф местности с территории пос. Приморский, и далее попадает на водную площадь моря. Сброс имел специфический запах и мутный цвет. По результатам рейдового осмотра, обследования канавы, по колее которой течет сброс, было установлено, что русло канавы образуется в результате сброса сточных вод с прилегающей жилой зоны на административной территории пос. Приморский г. Избербаш из-за необеспеченности данной жилой зоны централизованными системами водоотведения. Сточные воды из канавы попадают в Каспийское море, в результате чего происходит загрязнение водного объекта неочищенными сточными водами.
21.03.2018 г. возбуждено дело административном правонарушении, проведено административное расследование по делу №18-440/АР/2 по признакам нарушения ч.1ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе которого трижды проводился отбор проб сточной воды 26.03.2018 г., 28.03.2018 г. и 30.03.2018 г. специалистом отдела химико-аналитического контроля «ЦЛАТИ по ЮФО» -ЦЛАТИ по РД (26.03.2018 г. - в присутствии заместителя главы Администрации ГО «г.Избербаш» Рабаданова Н.М.), в ясную погоду, при этом, велась видеозапись на телефон Айфон 5.
Географические координаты место сброса составляют: широта 42°35Ч7.86"С, долгота 47°52"37.3ГВ.
Согласно протоколу испытаний (измерений) воды филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» -«ЦЛАТИ по РД» от 02.04.2018 г. №38-В по результатам количественного химического анализа в пробах сточных вод, сбрасываемых в Каспийское море, выявлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для морских водоемов: Сульфат-ион - в 1.684 раза, БПК5 -в 2.72 раза, АПАВ - в 1.84 раза, Фосфат-ион - в 1.38 раза, Аммоний-ион - в 4.2 раза.
Согласно протоколу испытаний (измерений) воды филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» -«ЦЛАТИ по РД» от 03.04.2018 г. №39-В по результатам количественного химического анализа в пробах сточных вод, сбрасываемых в Каспийское море, выявлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для морских водоемов:
Сульфат-ион - в 1.55 раза, БПК5 -в 2.98 раза, АПАВ - в 1.68 раза, Фосфат-ион - в 1.32 раза, Аммоний-ион - в 4.62 раза.
Согласно протоколу испытаний (измерений) воды филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» -«ЦЛАТИ по РД» от 05.04.2018 г. №40-В по результатам количественного химического анализа в пробах сточных вод, сбрасываемых в Каспийское море, выявлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для морских водоемов: Сульфат-ион - в 1.45 раза, БПК5 -в 3.09 раза, АПАВ - в 1.48 раза, Фосфат-ион - в 1.62 раза, Аммоний-ион - в 3.96 раза.
В результате сброса неочищенных сточных вод водному объекту Каспийское море причинен вред в виде нарушения качественного состояния и изменение экологического баланса вод моря. Меры по ликвидации загрязнения Администрацией ГО «г. Избербаш» не принимаются.
Сброс сточных вод в Каспийское море по указанному месту на территории г. Избербаш осуществляется без разрешения и установления предельно допустимых нормативов. Таким образом, сброс сточных вод в Каспийское море по указанному месту на территории г. Избербаш осуществляется в нарушение требований п.6 ст. 56 Водного кодекса РФ, согласно которому, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Проведенной проверкой было установлено, что несанкционированный сброс неочищенных сточных вод в Каспийское море и на рельеф местности продолжается. Об этом свидетельствует протоколы осмотра территории от 26.03.2018 г., 28.03.2018 г. и 30.03.2018 г., приложенные к нему план-схемы места сброса сточных вод. Расчет размера вреда, причиненного водному объекту (Каспийское море), как объекту охраны окружающей среды, вследствие нарушения водного законодательства произведен согласно Приказу Минприроды России от 13.04.2009 № 87 (ред. от 26.08.2015) «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2009 №13989). Исходя из этого нормативного документа, размер вреда, нанесенный водному объекту (Каспийское море), в результате несанкционированного сброса сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, Администрацией ГО «г. Избербаш» за период с 26.03.2018 г.- по 30.03.2018 г., (продолжительность сброса 5 дней (120 часов)) составил 234 940 рублей.
В порядке досудебного разбирательства Департаментом в адрес Администрации ГО «г.Избербаш» была предъявлена Претензия № 19-12/1743 от 20.04.2018 г. для возмещения в добровольном порядке ущерба, причиненного окружающей среде - водному объекту, однако, получив претензию 03.05.2018 г., на день подачи искового заявления, требования Департамента о возмещении суммы ущерба, причиненного окружающей среде, Администрацией ГО «г. Избербаш» в добровольном порядке не выполнено.
В связи с изложенным, просит взыскать указанную сумму с Администрации ГО «г.Избербаш».
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Главы городского округа «город Избербаш» Сулейманова А.В. ставится вопрос об отмене решения и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что по данному исковому заявлению администрация городского округа «город Избербаш» ответчиком привлечена незаконно, в связи с тем, что вред причинен водному объекту (Каспийское море) в результате незаконного сброса гражданами пос. Приморский.
Доказательств, подтверждающих несанкционированный сброс администраций городского округа «город Избербаш» сточных вод в Каспийское море, в материалах дела не имеется. Сброс канализационных стоков жители пос. Приморский осуществляют незаконно. Отсутствие канализационных сетей не дает право гражданам осуществлять сброс стоков на рельеф местности.
Стороны, извещенные надлежаще, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) указано, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона).
Частью 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно статье 55 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Помимо административной и уголовной ответственности статьей 56 указанного Закона установлено, что юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
По смыслу статьи 1064 ГК РФ для применения такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение вреда необходимо доказать одновременное наличие нескольких условий: факт причинения вреда и его размер, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, его вину, причинно-следственную связь между противоправным деянием и возникшим ущербом. При этом вина причинителя вреда презюмируется.
С учетом разъяснений, приведенных в пунктах 34 и 35 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Закона об охране окружающей среды"). Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-03 одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Пунктами 4, 11, 25 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, утверждение Правил благоустройства территории городского округа.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» №416-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ст.8 Федерального закона № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 29.03.1999 г., к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и(или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от
исполнения своих обязательств;
определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснаб жения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
Пунктом 9.4 ст. 9 Устава ГО «г.Избербаш» к полномочиям органа местного самоуправления относятся вопросы создания благоприятных условий для жизни горожан, в том числе, водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ст. ст. 14, 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 7, 14 и 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; к вопросам местного поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и другим требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1.2, 1.8 и 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные Правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Планово-регулярная очистка должна проводиться по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждением санэпидслужбы. В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Тем самым установлено, что Администрация г.Избербаша, обязанная в силу прямого указания закона, заниматься озвученными вопросами, никаких мер к обеспечению организации очистки и содержания канализационных стоков и отходов не предприняла.
Таким образом, суд при разрешении спора исходил из того, что бездействие Администрации, выразившееся в отсутствии с ее стороны организации в границах городского округа г. Избербаш, а именно в пос. Приморский, водоотведения, повлекло за собой негативное воздействие на водный объект, которое привело к загрязнению Каспийского моря.
Факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и сохранения водных биоресурсов в результате сброса в водный объект необезвреженных сточных вод, причинение своими действиями вреда водному объекту и водным биоресурсам, причинно-следственная связь между его поведением и наступившими негативными последствиями подтверждены судебными актами судов общей юрисдикции в рамках производства по делу об административном правонарушении, в частности, обследования водоохраной зоны Каспийского моря с целью проверки соблюдения законодательства РФ в области охраны окружающей среды, 26,28 и 30.03.2018 г. в результате чего был выявлен сброс сточных вод в Каспийское море, который осуществляется на рельеф местности с территории пос. Приморский, и далее попадает на водную площадь моря. Сброс осуществлялся по канаве, по руслу которой протекала с прилегающей жилой зоны пос. Приморский из-за необеспеченности данной жилой зоны централизованными системами водоотведения..
Расчет размера ущерба обоснованно произведен в соответствии с ранее упомянутой Методикой N 1166, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2000 N 724 "Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам", Постановлением администрации Приморского края от 22.09.2008 N 235-па "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов в поверхностных водных объектах на территории Приморского края". Размер ущерба составил 1 794 965 рублей 51 копейка.
Поскольку в материалах дела содержатся доказательства, подтверждающие противоправный характер действий ответчика, наличие причинно-следственной связи между возникновением убытков и данными действиями, а также их размер, и доказательств обратного ответчиком в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не представлено, вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных Управлением требований в полном объеме.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
заочное решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 19 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: