Судья Лисиенко А.Ю. Дело № 33-2895/2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИв составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Сироткиной Е.М., Костенко Е.Л.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 22 июня 2015 года дело по апелляционной жалобе Рассохи В.С. на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 06 мая 2015 года, которым
Рассохе В.С. отказано в удовлетворении требований к ГУ УПФ РФ в <Адрес обезличен> Республики Коми о признании незаконными действий по удержанию денежных средств из трудовой пенсии в размере ... % по Постановлению от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения представителя ГУ УПФ РФ в Усть-Вымском районе Республики Коми Киреевой И.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Рассоха В.С. являлся индивидуальным предпринимателем, обязанным в соответствии с требованиями действующего законодательства уплачивать страховые взносы.
<Дата обезличена> ГУ УПФ РФ в Усть-Вымском районе Республики Коми вынесено требование об уплате Рассохой В.С. недоимки по страховым взносам в размере ... руб.
<Дата обезличена> полномочным лицом пенсионного органа принято постановление <Номер обезличен> о взыскании с Рассохи В.С. страховых взносов за счет имущества плательщика в сумме ... руб.
Рассоха В.С. обратился в суд с заявлением к ГУ УПФ РФ в Усть-Вымском районе Республики Коми о признании незаконными действий по удержанию денежных средств из трудовой пенсии в размере ... % по Постановлению от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе Рассоха В.С. просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В суд апелляционной инстанции Рассоха В.С. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Из материалов дела следует, что взыскание обращено на пенсию должника с удержанием ежемесячно не более ...% в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании постановления пенсионного органа о взыскании недоимки по страховым взносам от <Дата обезличена>.
Не оспаривая обоснованность взыскания и его размер, Рассоха В.С. полагает, что поскольку удержание производится на основании решения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, оно не должно превышать ... % от размера получаемой пенсии, что соответствует требованиям ч. 3 ст.26 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Однако данная позиция Рассохи В.С. по существу спора основана на неправильном толковании указанной нормы материального права, регулирующей спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ удержания из трудовой пенсии производятся на основании:
1) исполнительных документов,
2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением п. 4 ст. 23 настоящего Федерального закона;
3) решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии.
Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов трудовой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов трудовой пенсии.
Аналогичные положения содержатся в ст.29 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, размер удержаний из трудовой пенсии строго регламентирован законом в зависимости от документа, на основании которого производится удержание. Если с пенсионера должны быть взысканы излишне выплаченные суммы пенсии, то размер удержаний не может превышать 20% ежемесячной суммы пенсии. На основании других документов - исполнительных листов, судебных приказов, решений суда и других исполнительных документов о производстве вычетов удержания могут составлять от 50 до 70%.
Согласно п.4.1 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» одним из видов исполнительного документа являются акты Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов.
Согласно п. 2 ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Удержания из пенсии Рассохи В.С. производятся на основании исполнительного документа - постановления пенсионного органа о взыскании недоимки по страховым взносам, а не решения о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии. Поэтому удержание в размере не более ...% пенсии не противоречит действующему законодательству.
Правовая возможность обращения взыскания на денежные средства должника согласуется с задачами исполнительного производства, в противном случае ставился бы под сомнение конституционный принцип исполнимости решения о взыскании денежных средств с должников-граждан, которые не имеют иного дохода, кроме пенсии.
Для случаев обращения взыскания по исполнительным документам на периодические выплаты должника, в том числе пенсии, непосредственно в самом Федеральном законе «Об исполнительном производстве» (ст.98) установлены специальные правила о размерах удержания.
Ни Федеральный закон «Об исполнительном производстве», ни Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» прямо не предусматривают минимальный размер пенсии, подлежащий сохранению за должником-гражданином при обращении на нее взыскания в порядке принудительного исполнения.
Таким образом, поскольку установленный размер удержаний из пенсии истца соответствует требованиям действующего законодательства, оснований для удовлетворения требований Рассохи В.С. не имеется
Решение суда законно и не подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 06 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рассохи В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-