Дело № 5-370/2020
УИД 18RS0009-01-2020-001937-21
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
20 октября 2020 года город Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Габдрахманов А.Р., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Рассвет», ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>), адрес местонахождения: Удмуртская Республика, <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
<дата> в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Рассвет» (далее по тексту - ООО «Рассвет», Общество), составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ, правонарушение выразилось в том, что <дата> при осмотре было установлено, что по адресу: <адрес> расположен телятник, эксплуатируемый ООО «Рассвет» на основании договора аренды, при этом отходы животноводства с телятника выбрасываются на почву при помощи транспортера, далее отходы животноводства растекаются по рельефу местности по почве, вдоль дороги, ведущей в д. Фотены, то есть с нарушением требований, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от <дата> <номер> «Об охране окружающей среды», при этом в результате сброса отходов животноводства (навоза крупного рогатого скота) и его накопления по указанному месту причинен вред почвам как объекту охраны окружающей среды, сумма причиненного вреда составляет 133400 руб.
В судебное заседание представитель ООО «Рассвет» не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем считают возможным рассмотреть административный материал в его отсутствие в соответствии со ст.25.1 КоАП РФ.
Изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства влечет административное наказание.
В соответствии с ч. 3 ст. 8.2.3 действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, <дата> в ходе осмотра установлено, что по адресу: <адрес> расположен телятник, эксплуатируемый ООО «Рассвет» на основании договора аренды. Телятник рассчитан примерно на 150 крупного-рогатого скота (КРС). Телятник длиною метров 100, шириной примерно 25 метров. С западной стороны телятника выведен наклонник (транспортер). Отходы животноводства с телятника выбрасываются на почву при помощи транспортера. Далее отходы животноводства растекаются по рельефу местности по почве, вдоль дороги, ведущей в д. Фотены.
Согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора РФ <номер> от <дата> выделен вид отхода - «навоз крупного рогатого скота», код отхода - 1 12 110 00 00 0, класс опасности для окружающей природной среды – не определен.
Из объяснений директора ООО «Рассвет» Лопатиной ФИО4 следует, что по адресному ориентиру: <адрес> расположен телятник рассчитанный на 150 голов КРС, принадлежащий на праве аренды ООО «Рассвет». Отходы животноводства от телятника в какой период разлились она не знает. Со слов работника ООО «Рассвет» под наклонником размещены железобетонные плиты, но данные плиты директор ООО «Рассвет» лично не видела. Отходы животноводства вывезут как удобрения заказчикам в ближайший период времени.
Согласно данным Публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером 18:04:175002:26, где произошел сброс отходов крупного рогатого скота, относится к землям поселений (земли населенных пунктов) вид разрешенного использования: под животноводческий комплекс.
Из экспертного заключения от 05.06.2020г., составленному начальником РЦ ГЭКМ АУ «Управление Минприроды УР» ФИО3, следует, что проба отхода От1242(б), оказывает острое токсическое действие, согласно Приказу Минприроды России от <дата> <номер> «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», может быть отнесена к IV классу опасности.
Сравнение показателей проб почв, загрязненной отходами крупного рогатого скота производилось с фоновой точкой <номер> - проба П1243(х) - точкой отобранной на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от сброса отхода, взятой с глубины – 0,1 м. По результатам проведенного анализа проб, загрязненных отходами крупного рогатого скота выявлено следующее:
- азота аммонийного – содержание азота – аммонийного в фоновой точке также как и в точках загрязненных отходом крупного рогатого скота ниже предела обнаружения методики, цифровое значение результата метрологически не обеспечено. Но необходимо учесть, что в точке <номер> количественное содержание азота аммонийного (цифровое значение 13,68 мг/кг) в 3,7 раза превышает количественное содержание азота аммонийного в фоновой точке (цифровое значение 3,69 мг/кг);
- азота – нитратов – в фоновой точке содержание - 4,2 мг/кг, в точках <номер>, 3, 4, 5 содержания азота – нитратов выявлено и оно выше предела обнаружения методики, цифровое значение результата метрологически не обеспечено, но необходимо учесть, что превышения составляют в 15,9; 8,0; 10,5; 18,6 раз соответственно;
- фосфат – иона (кислоторастворимого) – содержание в фоновой точке также как и в точках загрязненных отходом выше предела обнаружения методики, цифровые (количественные) значения в загрязненных точках не превышают количественного значение в фоновой точке;
- хлорид – иона в водной вытяжке – выявлено превышение по отношению к фоновой точке в точках <номер>, <номер>, <номер>, <номер> в 2,0, 2,0, 20,0, 53,0 раз соответственно.
Отбор проб проведен с глубины 0,1 м, загрязнения выявлены. Глубина загрязнения составляет 20 см. Массу размещенного отхода на почву не определили в виду не возможности замера плотности и высоты размещенного отхода. Общая исследуемая площадь, на которой происходит загрязнение, составила 677,0 кв. м., координаты точек определены геодезическим спутниковым приёмником AshtechProMark 100 (заводской <номер>, свидетельство о поверке <номер> до <дата>).
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального Закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2. статьи 51 Федерального Закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
В соответствии с ч.1 ст. 13.4 Федерального закона от <дата> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п.3.7 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от <дата> N 80 ”О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.<дата>-03” (вместе с "СанПиН 2.<дата>-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ <дата>), при временном хранении отходов на открытых площадках навалом должны соблюдаться следующие условия:
- поверхность хранящихся насыпью отходов должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).
Согласно ст. 1 Федерального закона от <дата> <номер> «Об отходах производства и потребления»:
- отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
- накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Таким образом ООО «Рассвет» в нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды, осуществил сброс отходов производства и потребления на почву, тем самым нарушил требования ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 75 Федерального Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За указанные действия предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.1 ст. 8.2.3 КоАП РФ, то есть несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов животноводства.
При этом в результате сброса отходов животноводства (навоза крупного рогатого скота) и его накопления по указанному месту причинен вред почвам как объекту охраны окружающей среды, сумма причиненного вреда составляет 133400 рублей.
Таким образом, действия ООО «Рассвет» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2.3 КоАП РФ – несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов животноводства, повлекшие причинение вреда окружающей среде, при этом действия (бездействие) ООО «Рассвет» не содержат уголовно наказуемого деяния.
На момент вынесения постановления сроки привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, не истекли.
Санкция ч. 3 ст. 8.2.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываю характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. Смягчающих и отягчающих вину обстоятельств не установлено. При назначении наказания учитываю совершение правонарушения впервые.
Согласно ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Наложение административного штрафа в установленных санкцией ч. 3 ст. 8.2.3 КоАП РФ пределах, в размере 500 000 рублей и более, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Учитывая положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 250 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 – 29.11 КоАП РФ судья
п о с т а н о в и л:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Рассвет» (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Штраф должен быть перечислен на счет Управления федерального казначейства по УР (Минприроды УР) р/с <номер> в ГРКЦ НБ Удмуртской Республики <адрес> БИК <номер> ИНН <номер> КПП <номер> ОКТМО <номер> код бюджетной классификации <номер>.
Сведения об оплате штрафа должны быть представлены в суд не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Р. Габдрахманов