Судья Змеев В.В. Дело № 7-105/2021
№5-101/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 14 апреля 2021 года
Судья Кировского областного суда Русских Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего консультанта управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области Бережных И.С. на постановление судьи Уржумского районного суда Кировской области от 09.03.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Воробьевой О.Н.,
установил:
постановлением судьи Уржумского районного суда Кировской области от 09.03.2021 производство по делу об административном правонарушении в отношении Воробьевой О.Н. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, прекращено, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым постановлением, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - ведущий консультант управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области Бережных И.С. подал в Кировский областной суд жалобу, в которой просит постановление судьи районного суда отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обосновании доводов жалобы податель жалобы выражает несогласие с выводами судьи о незнании Воробьевой О.Н. о том, что дом, в котором расположен принадлежащий ей объект недвижимости, является объектом культурного наследия, и на ней, как собственнике, лежит бремя содержания указанного имущества. Обращает внимание, что с 2013 г. на доме размещена информационная надпись, указывающая на наличие у здания статуса объекта культурного наследия, при этом указывая, что обязанность собственников объекта культурного наследия по его содержанию возникает в силу ст. 210 ГК РФ и пп. 1 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», имеющих прямое действие на территории РФ.
Воробьева О.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – ведущего консультанта управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области Бережных И.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил постановление судьи районного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, своевременно и надлежащим образом извещенного о времени, дате и месте судебного разбирательства.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения заявителя, установлено следующее.
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред выявленным объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные ст. 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в ст. 56.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ст. 56.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.
В силу ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15000 руб. до 200000 руб.
Как установлено судьёй Уржумского районного суда Кировской области и следует из материалов дела, жилой дом по адресу <адрес> (далее – жилой дом), Указом Президента РФ от 20.02.1995 №176 внесен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (л.д. 16-18).
Приказом Министерства культуры РФ от 09.06.2014 № 1052 утвержден предмет охраны объекта культурного наследия указанного жилого дома, установлены границы территории и правовой режим использования земельного участка под ним, на Департамент управления имуществом и инвестиционной возложена обязанность обеспечить внесение сведений о нем в единый государственный реестр культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (л.д. 19-22).
В период с 12.11.2020 по 20.11.2020 ведущим консультантом управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области Бережных И.С. на основании задания Управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области от 09.11.2020 № 9 осуществлено мероприятие в рамках систематического наблюдения за объектом культурного наследия федерального значения «Дом жилой», расположенного по адресу: <адрес>, являющегося многоквартирным жилым домом (л.д. 23-25).
По итогам проведения мероприятия установлено неудовлетворительное техническое состояние жилого дома и продолжающееся ухудшение его технического состояния, а именно:
- разрушение кирпичной кладки стен (трещины, замокание выкрашивания кирпичей, вымывание раствора);
- разрушение отделочных покрытий фасадов;
- проседание северо-восточного угла здания (угроза обрушения);
- отсутствие отмостки по периметру здания;
- разрушение фронтона и стропильной системы крыши в следствии замокания деревянных конструкций,
о чем составлен акт № 28 от 20.11.2020 (л.д. 26-32)
Согласно выписке из ЕГРП от 17.11.2020 №КУВИ-002/2020-39965031 жилое помещение (комната с кадастровым номером 43:35:310130:445) в указанном жилом доме находится в собственности Воробьевой О.Н., право собственности на которое зарегистрировано 08.08.2019. Сведения о наличии каких-либо обременений в отношении указанного объекта недвижимости отсутствуют (л.д. 34 – 36).
Поскольку Воробьева О.Н., по мнению должностного лица, проводившего обследование, несет бремя содержания общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме и каких-либо действий, направленных на исполнение обязанности по содержанию общего имущества не принимала, а вследствие ее бездействия, носящего длящийся характер, состояние жилого дома ухудшилось, ведущим консультантом управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области Бережных И.С. в отношении Воробьевой О.Н составлен протокол № 10-2020-пр от 18.12.2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, выразившимся в неисполнении требования п.п. 1 п.1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, ст. 210 ГК РФ (л.д. 7-14).
Судья районного суда, выслушав объяснения должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - ведущего консультанта управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области Бережных И.С., а также объяснения лица, привлекаемое к административной ответственности - Воробьевой О.Н., исследовав материалы дела, пришел к выводу об отсутствии в действиях Воробьевой О.Н. состава вменяемого ей административного правонарушения, поскольку представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается, что Воробьева О.Н., являясь собственником жилого помещения (комната с кадастровым номером 43:35:310130:445), знала о том, что принадлежащее ей жилое помещение входит в число объектов исторического наследия федерального (общероссийского) значения, а так же о том, как за период владения ею помещением ухудшилось состояние дома.
Проверяя доводы жалобы, отмечается следующее.
В силу положений п. 1, 2, 7 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ требования к сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия, как и исчерпывающий перечень обязанностей собственника указанного объекта, в т.ч. по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, устанавливается в охранном обязательстве, утверждаемого соответственно актом федерального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, или актом регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Согласно абз. 5 п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.
При этом в силу п. 12 указанной статьи копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение в соответствии с п. 11 настоящей статьи, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в ст. 47.1 настоящего Федерального закона ограничений (обременений) прав в ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не позднее пятнадцати рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства.
В силу п. 13 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ в случае, если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия.
В иных случаях обязанность лица (лиц), указанного (указанных) в п. 11 настоящей статьи, по выполнению охранного обязательства возникает с момента получения данным лицом документов, предусмотренных п. 12 настоящей статьи.
В силу п. 7 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное ст. 47.6 настоящего Федерального закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения.
Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
Таким образом, одним из условий исполнения собственника объекта культурного наследия является наличие выданного ему охранного обязательства, устанавливающего объем его обязательств по сохранению и эксплуатации указанного объекта.
Вместе с тем, доказательств того, что до сведения привлекаемого к административной ответственности лица было доведено содержание охранного обязательства материалы дела не содержат.
Согласно дополнительно представленным доказательствам охранное обязательство было утверждено распоряжением Министерства культуры Кировской области от 08.09.2017 № 343 и направлено лишь в администрацию Уржумского городского поселения. Между тем доказательств направления копии указанного охранного обязательства иным собственникам помещений в указанном многоквартирном доме не представлено. Согласно копии договора дарения от 31.07.2020, на основании которого к Воробьевой О.Н. перешли в собственность жилые помещения в указанном доме, ссылка на охранное обязательство отсутствует.
Таким образом, в силу положений абз. 2 п. 13 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ обязанность Воробьевой О.Н. по выполнению охранного обязательства, и, как следствие, требований пп. 1 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона №73-ФЗ не возникла, в связи с не исполнением региональным органом охраны объектов культурного наследия обязанности по направлению копии охранного обязательства собственникам объекта культурно наследия.
Кроме того в силу п. 2 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
Согласно п. 13 раздела 2 охранного обязательства состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, в отношении которого утверждено охранное обязательство, определяются министерством культуры Кировской области на основании акта технического состояния объекта культурного наследия, составленного в порядке, установленном п. 2 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ.
В силу п. 9 Акта технического состояния объекта культурного наследия от 11.06.2020, представленного в областной суд, срок проведения работ по ремонту фасада и отмостки установлен до 2024-2025 гг.
Таким образом, сроки проведения работ, не осуществление которых вменяется в вину Воробьевой О.Н., не истекли, в связи с чем отсутствует и состав вменяемого ей правонарушения.
Кроме того указанный акт технического состояния объекта культурного наследия направлен 15.06.2020 в администрацию Уржумского городского поселения, доказательств направления его копии иным собственникам указанного многоквартирного дома так же не представлено.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Воробьевой О.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и обоснованно прекратил производство по делу по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ указанное судебное решение по жалобе должностного лица, вынесшего постановление по делу, может быть отменено только в случае, если при рассмотрении дела судьей были допущены существенные нарушения процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Несогласие должностного лица с выводами судьи и оценкой доказательств по делу, основанием для отмены решения судьи, которым прекращено производство по делу, являться не может.
Все доводы сводятся к несогласию с выводами судьи и оценкой, данной судьей доказательствам по делу, существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Уржумского районного суда Кировской области от 09 марта 2021 года оставить без изменения, а жалобу ведущего консультанта управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области Бережных И.С. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Кировского областного суда Русских Л.В.