Решение по делу № 8а-5846/2020 [88а-6743/2020] от 02.03.2020

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88А-6743/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово                                                                                17 сентября 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиновьевой К.В.

судей Никулиной И.А., Евтифеевой О.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Черешко Светланы Анатольевны, поданную через суд первой инстанции 27 февраля 2020 г., на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 28 мая 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 4 сентября 2019 г.,

по административному делу № 2а-2244/2019 по административному исковому заявлению Черешко Светланы Анатольевны к администрации                     г. Кемерово об оспаривании постановлений администрации г. Кемерово от 16 августа 2017 г. № и от 15 июня 2018 г. № .

Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В., выслушав пояснения представителя Черешко С.А. – Черешко С.Н., представителя администрации г. Кемерово Есиповой Е.В., представителя ООО «СДС-Строй» Парамонова А.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Черешко С.А. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным постановление администрации г. Кемерово № от 16 августа 2017 г. в части объединения двух отдельных учебных заведений (начальная и средняя школы) на базе средней школы с увеличением средней численности средней школы до мест (при местах, рассчитанных на микрорайон), а также в части утверждения откорректированных проекта планировки и проекта межевания микрорайона № <адрес> полностью; признать незаконным постановление администрации г. Кемерово № от 15 июня 2018 г. полностью.

В обоснование требований указала, что оспариваемыми постановлениями администрация г. Кемерово разрешила объединение двух отдельных учебных заведений (начальная и средняя школы) на базе средней школы, увеличив численность средней школы до 1375 мест (при 1272 местах, рассчитанных на микрорайон). На земельном участке, ранее планировавшемся под начальную школу, запланировано размещение двух 9-ти этажных многоквартирных домов (строительные номера , почтовые: <адрес>). Указанный участок примыкает к земельному участку, на котором расположены прогулочные площадки детского сада (<данные изъяты>).

Администрация г. Кемерово и ООО «СДС-Строй» планировали осуществлять развитие застроенной территории в границах микрорайона № <адрес> путем строительства многоэтажных жилых домов и соответствующих объектов социальной инфраструктуры (детские сады, школы). Администрации г. Кемерово и ООО «СДС-Строй» осуществляют развитие застроенной территории в границах микрорайона № <адрес> не самостоятельно, а с привлечением участников долевого строительства.

При заключении договоров участия в долевом строительстве на обозрение представляли план, согласно которому во дворе дома административного истца будет расположено 3-х этажное здание детского образовательного учреждения – начальная школа. Указанный план соответствовал генеральному плану застройки микрорайона. Администрация г. Кемерово и ООО «СДС-Строй», внося изменения в проект планировки и проект межевания микрорайона № <адрес>, ухудшают инфраструктурную насыщенность и комфортность жилья.

Полагает, что строительство и эксплуатация 9-ти этажных домов по соседству с действующей прогулочной площадкой детского сада создадут угрозу жизни и здоровью жителей и детей. Администрация г. Кемерово, разрешив объединение двух отдельных учебных заведений (начальная и средняя школы) на базе средней школы, создала условие, позволяющее ООО «СДС-Строй» разместить на освободившемся участке два 9-этажных многоквартирных дома.

Действие и бездействие администрации г. Кемерово позволили ООО «СДС-Строй» в судебном порядке потребовать от администрации                            г. Кемерово утвердить откорректированные проект планировки и проект межевания микрорайона № <адрес> в части размещения двух 9-ти этажных многоквартирных домов (строительные номера <адрес>

Полагает, что строительство и эксплуатация 9-ти этажных домов по соседству с действующей прогулочной площадкой детского сада нарушают: СП 252.1325800.2016 Свод правил. Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. № 573/пр); постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (ред. от 24 ноября 2015 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»).

Кроме того, полагает, что нарушен порядок принятия оспариваемых ею постановлений № .

Указывает, что в соответствии со ст. 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ) внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В рассматриваемом случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям. Постановления же администрации г. Кемерово внесли изменения в сам проект, а не утверждали его отдельные части.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 28 мая 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением Кемеровского областного суда от 4 сентября 2019 г., в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Черешко С.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым ее требования удовлетворить.

В обоснование жалобы указывает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, нарушил и неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права. Суд не разрешил требование о признании незаконным постановления администрации г. Кемерово от 16 августа 2017 г. № 2203 в части принятия решения об объединении двух отдельных учебных заведений (начальная и средняя школы) на базе средней школы с увеличением средней численности средней школы до 1375 мест (при 1272 местах, рассчитанных на микрорайон). Полагает, что суд неправильно рассмотрел дело в порядке, предусмотренном для оспаривания нормативных правовых актов, в то время как оспариваемые постановления нормативными правовыми актами не являются, так как регулируют лишь часть территории муниципального образования. Полагает, что суд был не вправе учитывать решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-20775/2017, так как в рассмотрении данного дела административный истец участие не принимала, решение принято по другому предмету, судом, не имеющим право на его вынесение, в незаконном составе суда. При рассмотрении данного дела суд счел установленными обстоятельства, которые не подтверждаются материалами дела. Полагает, что порядок проведения публичных слушаний по оспариваемому постановлению от 16 августа 2017 г. № 2203 не был соблюден. Протокол публичных слушаний от 30 мая 2017 г. не опубликован. Не согласна с выводами суда о том, что постановление от 15 июня 2018 г. № 1262 могло быть принято в целях исполнения решения суда без соблюдения процедуры публичных слушаний. Судом не опровергнуты доводы административного истца, не правильно распределено бремя доказывания, не дана надлежащая правовая оценка доводам административного истца о нарушениях сводов правил, санитарных правил и норм, иных обязательных требований. Остальные доводы кассационной жалобы аналогичны доводам административного искового заявления и апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель Черешко С.А. – Черешко С.Н., кассационную жалобу поддержал.

Представитель администрации г. Кемерово Есипова Е.В., представитель ООО «СДС-Строй» Парамонов А.И. против удовлетворения кассационной жалобы возражали.

Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифонова М.К. полагала кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории, к которой часть 4 названной статьи относит проект планировки территории и проект межевания территории, осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

В соответствии с ч. 13 ст. 46 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Частями 1, 2 статьи 45 Устава г. Кемерово установлено, что по вопросам местного (городского) значения Глава г. Кемерово издает постановления администрации г. Кемерово.

Официальными источниками опубликования актов являются: газета «Кемерово»; сайт «Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово» (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - pravo-kemerovo.ru).

Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории.

В соответствии с частью 13.1. статьи 46 ГрК РФ основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 ГрК РФ, а именно: требованиям документов территориального планирования; требованиям правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования; требованиям технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается.

Судами установлено и следует из материалов дела, что Черешко С.А. на основании договоров участия в долевом строительстве является собственником квартир № расположенных по адресу: <адрес>

Между администрацией г. Кемерово и ООО «СДС-Строй» заключен договор о развитии застроенной территории от 17 января 2012 г., предметом которого в соответствии с пунктом 1.1. является развитие застроенной территории в границах микрорайона № <адрес>, за исключением ряда земельных участков, ранее предоставленных под многоэтажное жилищное строительство.

Согласно пункту 3.1.2 указанного договора Администрация обязана утвердить проект планировки застроенной территории (корректировку проекта планировки территории), включая проект межевания, в соответствии с градостроительным регламентом, установленным Правилами землепользования и застройки в г. Кемерово, утвержденными постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24 ноября 2006 г. № 75, и местными нормативами градостроительного проектирования, утвержденными постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 16 августа 2007 г. № 165 (в ред. Решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26 июня 2009 г. № 256). Максимальный срок выполнения обязательства - 3 месяца с момента предоставления такой документации на утверждение.

Постановлением администрации г. Кемерово от 28 ноября 2014 г. № утверждены проект планировки (после корректировки) и проект межевания (после корректировки), градостроительные планы земельных участков в составе проекта межевания (после корректировки) территории микрорайона № <адрес> первой и второй очереди строительства.

Проект планировки и проект межевания территории микрорайона № <адрес>, с учетом третьей очереди строительства, представлены 23 марта 2017 г. в администрацию города Кемерово для согласования, проведения публичных слушаний и утверждения. В составе данной документации было предложено, в том числе, утвердить следующие решения: объединить два отдельных учебных заведения (начальную и среднюю школу) на базе средней школы, увеличив численность средней школы до 1375 мест (при 1272 местах расчетных на микрорайон), что полностью обеспечивает потребность в учебных местах для начального и среднего образования; на земельном участке, ранее планировавшемся под начальную школу, разместить два 9-этажных многоквартирных дома (строительные номера <адрес>

Постановлением администрации г. Кемерово от 3 мая 2017 г. № 1049 были назначены публичные слушания по внесению изменений в документацию по планировке <адрес>.

Постановление о проведении публичных слушаний, назначенных на 30 мая 2017 г., опубликовано в выпуске газеты «Кемерово» от 10 мая 2017 г., размещено на официальном сайте города Кемерово www.kemerovo.ru и Портале обеспечения градостроительной деятельности г. Кемерово www.Mgis42.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом заключения о результатах публичных слушаний, постановлением администрации г. Кемерово от 16 августа 2017 г. № 2203 отказано в размещении двух 9-этажных многоквартирных домов (строительные номера , почтовые: <адрес> но в то же время утверждено размещение двух школ: начальной и средней.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-20775/2017 от 7 марта 2018 г., оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 8 мая 2018 г., постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 сентября 2018 г., удовлетворены исковые требования ООО «СДС-Строй», постановлено, в том числе, признать недействительным постановление администрации города Кемерово от 16 августа 2017 г. № 2203 в части отказа (отклонения) в утверждении откорректированных проекта планировки и проекта межевании микрорайона № <адрес> в части размещения двух 9-ти этажных многоквартирных домов (строительные номера почтовые: <адрес>); обязать администрацию г. Кемерово в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу утвердить откорректированные проект планировки и проект межевания микрорайона № <адрес> в части размещения двух 9-ти этажных многоквартирных домов (строительные номера почтовые: <адрес>

В целях исполнения решения Арбитражного суда Кемеровской области от 7 марта 2018 г. по делу № А27-20775/2017 постановлением администрации г. Кемерово от 15 мая 2018 г. № 1262 внесены изменения в проект планировки территории микрорайона № <адрес>, постановление администрации г. Кемерово от 28 ноября 2014 г. № 3046.

Оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы на официальном сайте «Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово» www.pravo-kemerovo.ru 16 августа 2017 г. и приложении «Официально» к газете «Кемерово», № 65 22 августа 2017 г., а также на официальном сайте «Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово» www.pravo-kemerovo.ru 15 июня 2018 г.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что постановления администрации г. Кемерово от 16 августа 2017 г. № 2202 и от 15 июня 2018 г. № 1262 приняты в пределах компетенции органа местного самоуправления, процедура публичных слушаний соблюдена, порядок принятия и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов не нарушен, нормативные правовые акты приняты в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительного кодекса Российской Федерации, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и свободы административного истца.

Судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласилась, полагая их обоснованными.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Вопреки доводам кассационной жалобы постановления администрации г. Кемерово № 2203 от 16 августа 2017 г. и № 1262 от 15 июня 2018 г. в части внесения изменений в проект планировки территории и проект межевания территории являются нормативными правовыми актами, поскольку содержат в себе правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, направлены на неоднократное применение. Административное дело правомерно рассмотрено судами по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующей производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Процедура публичных слушаний при принятии постановления администрации г. Кемерово от 15 июня 2018 г. № 1262 фактически была соблюдена, поскольку данным постановлением утверждена та же документация по планировке территории, проекты которой рассматривались на публичных слушаниях, назначенных постановлением администрации г. Кемерово от 3 мая 2017 г. № 1049 на 30 мая 2017 г.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что протокол публичных слушаний от 30 мая 2017 г. не был опубликован, являются несостоятельными, поскольку в силу части 10 статьи 46 ГрК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) опубликованию подлежал не протокол публичных слушаний, а заключение о результатах публичных слушаний. В материалах дела имеются сведения о том, что заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Кемерово» от 11 июля 2017 г.

Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что суд не разрешил требование о признании незаконным постановления администрации г. Кемерово от 16 августа 2017 г. № 2203 в части принятия решения об объединении двух отдельных учебных заведений (начальная и средняя школы) на базе средней школы с увеличением средней численности средней школы до 1375 мест (при 1272 местах, рассчитанных на микрорайон) отклоняются кассационным судом, так как из мотивировочной и резолютивной частей решения суда следует, что в удовлетворении всех административных исковых требований Черешко С.А. отказано.

Вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Кемеровской области от 7 марта 2018 г. по делу № А27-20775/2017 правомерно учтено судом при разрешении настоящего административного спора, поскольку оно явилось основанием для принятия оспариваемого постановления администрации г. Кемерово № 1262 от 15 июня 2018 г. При рассмотрении данного дела арбитражным судом была назначена судебная экспертиза по вопросу соответствия откорректированного проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона № <адрес> в части размещения двух 9-ти этажных многоквартирных домов (строительные номера , почтовые: <адрес>), представленных ООО «СДС-Строй» в Администрацию г.Кемерово для согласования, проведения публичных слушаний и утверждения, требованиям градостроительных норм и правил, требованиям документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, требованиями технических регламентов, сводов правил, иным обязательным требованиям. По результатам судебной экспертизы нарушений обязательных требований установлено не было.

Указанное заключение также являлось предметом исследования суда по настоящему административному делу.

Доводы кассационной жалобы о том, что решение Арбитражного суда Кемеровской области от 7 марта 2018 г. по делу № А27-20775/2017 вынесено с нарушением норм процессуального права, не могут быть приняты во внимание, поскольку законность решения арбитражного суда подлежит проверке в ином, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, порядке, и не может быть предметом проверки по административному делу.

Доводы административного истца о нарушении при принятии оспариваемых постановлений администрации г. Кемерово обязательных норм и правил, были предметом оценки суда первой инстанции, предметом проверки суда апелляционной инстанции, и обоснованно отклонены судами, так как не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на неправильном толковании положений законодательства, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Черешко С.А. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Центрального районного суда г. Кемерово от 28 мая 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 4 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 октября 2020 г.

Председательствующий:

Судьи:

8а-5846/2020 [88а-6743/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Черешко Светлана Анатольевна
Ответчики
Администрация города Кемерово
Другие
ООО "СДС-Финанс"
Прокуратура г. Кемерово
ООО "СДС-Строй"
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зиновьева К.В.- Судья АДМ
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
29.04.2020Судебное заседание
17.09.2020Судебное заседание
17.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее