Судья Тонких В.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь Дело № 33-9072/2018
10 октября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Лапухиной Е.А.,
судей Владыкиной О.В., Заривчацкой Т.А.,
при секретаре Баскаль В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Катаева Андрея Сергеевича на решение Свердловского районного суда города Перми от 23 мая 2018 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения представителя Отдела МВД России по Нытвенскому району Филимоненко И.М., судебная коллегия
установила
Катаев А.С. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Пермскому краю, МВД России, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю, ОМВД России по Нытвенскому району о компенсации морального вреда, причиненного содержанием в ИВС г.Нытва в ненадлежащих условиях.
Суд постановил решение о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Катаева А.С. компенсацию морального вреда в размере 1500 рублей.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда изменить, увеличив размер компенсации, указывая, что судом не приняты во внимание все обстоятельства дела, а также практика Европейского суда по правам человека.
Подпунктом 2 части 4 статьи 330 ГПК РФ в качестве безусловного основания для решения суда предусмотрено рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Часть 5 указанной статьи установлено, что при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Установив наличие оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия постановила перейти к рассмотрению частной жалобы без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ (определение судебной коллегии от 27.08.2018).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия считает его подлежащим отмене на основании пункта 4 статьи 330 ГПК РФ, в связи с нарушением судом норм процессуального права – рассмотрения дела в отсутствие истца не извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Принимая новое решение, судебная коллегия руководствовалась следующим.
Согласно ст. 3 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со статьей 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со статьей 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно статье 1 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995, настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В силу статьи 4 указанного Закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно статье 7 Закона № 103-ФЗ от 15.07.1995, местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В силу статьи 9 Закона, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. В ИВС в случаях, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также подозреваемые и обвиняемые, переведенные из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, для выполнения следственных действий, судебного производства за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного производства но не более чем на срок, предусмотренный законодательством РФ.
Согласно статье 17 Закона, подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, на восьмичасовой сон в ночное время, получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, пользоваться настольными играми.
В соответствии со статьей 23 Закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Им предоставляется индивидуальное спальное место, выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
На основании статьи 24 Закона администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Пунктом 42 Приказа МВД РФ от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие правилам гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневным бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определенным Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 43 Приказа предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями, матрацем, подушкой, одеялом.
В соответствии с пунктом 45 Приказа камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом, скамейками по лимиту мест в камере; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа.
Обязательства, возникающие в силу применения норм гражданско-правового института возмещения вреда, причиненного актами органов власти или их должностных лиц, представляют собой правовую форму реализации гражданско-правовой ответственности, к которой привлекается в соответствии с предписанием закона причинитель вреда (ст. 1064 ГК РФ).
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Применение статьи 1069 ГК РФ предполагает наличие как общих условий деликтной (внедоговорной) ответственности (наличие вреда, противоправность действий его причинителя, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя), так и специальных условий такой ответственности, связанных с особенностями субъекта ответственности и характера его действий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 настоящего Кодекса.
Согласно статье 151, статьи 1101 ГК РФ в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из материалов дела следует, что Катаев А.С. содержался в ИВС ОМВД России по Нытвенскому району в следующие периоды: с 17.06.2008 по 30.06.2008, с 07.07.2008 по 21.07.2018, с 25.08.2008 по 28.08.2008, с 27.05.2009 по 29.05.2009, с 29.05.2009 по 08.06.2009, с 15.06.2009 по 26.06.2009, с 13.07.2009 по 17.07.2009, с 14.12.2009 по 24.12.2009, с 28.12.2009 по 30.12.2009, с 01.02.2010 по 05.02.2010, с 04.05.2013 по 06.05.2013, с 20.05.2013 по 24.05.2013, с 27.05.2013 по 31.05.2013, с 24.06.2013 по 28.06.2013, с 04.10.2016 по 08.10.2016, с 08.10.2016 по 14.10.2016, с 31.10.2016 по 03.11.2016, с 14.11.2006 по 18.11.2016, с 1912.2016 по 26.12.2016, с 06.02.2017 по 10.02.2017, с 13.03.2017 по 16.03.2017, с 20.03.2017 по 22.03.2017, с 27.03.2017 по 31.03.2017, с 05.04.2017 по 07.04.2017, с 10.04.2017 по 11.04.2017, с 24.04.2017 по 26.04.2017 /л.д.55/.
В период нахождения в ИВС ОМВД России по Нытвенскому району, истец обращался с жалобами на состояние здоровья в медицинскую часть ИВС ОМВД России по Нытвенскому району: 23.10.2012, 19.12.2012, 25.12.2012, 26.12.2012, 17.01.2013, 04.05.2013, 05.05.2013, 21.05.2013, 29.05.2013, 30.05.2013, 31.05.2013, 19.12.2016, 06.02.2017 /л.д.109/.
От Катаева А.С. 26.12.2012 в Прокуратуру Нытвенского района поступила жалоба на ухудшение состояния здоровья из-за нахождения в ИВС г. Нытва больше 10 суток /л.д.36/.
26.12.2016 в прокуратуру Нытвенского района от Катаева А.С. поступило ходатайство о поощрении сотрудников ИВС /л.д.48/.
В письме Прокуратуры Нытвенского района от 28.12.2012 в ответ на обращение Катаева А.С. указано, что незначительная «задержка» в ИВС МО МВД России «Нытвенский» на 2 дня, улучшило положение истца в качестве обвиняемого (снято более тяжкое обвинение) /л.д.37/.
28.12.2016 в Прокуратуру Нытвенского района поступила жалоба Катаева А.С. на противоправные действия сотрудников ИВС ОМВД России по Нытвенскому району /л.д.39/.
Как следует, из Постановления Заместителя прокурора Нытвенского района от 20.01.2017 года в удовлетворении жалобы Катаева А.С. было отказано в полном объеме/л.д.41/.
15.03.2017 в Прокуратуру Нытвенского района поступила жалоба Катаева А.С. по факту ненадлежащих условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОМВД России по Нытвенскому району /л.д.49,50/.
В письме Прокуратуры Нытвенского района от 14.04.2017 года указано, что 23.03.2013 года прокуратурой района было подано исковое заявление в Нытвенский районный суд о принуждении к выполнению законных требований (обязании ГУ МВД РФ по Пермскому краю устранить, имеющиеся нарушения законодательства в ИВС ОМВД России по Нытвенскому району). По решению суда от 03.04.2013 года требования были удовлетворены в полном объеме, решение находится на исполнении. По результатам проверки установлено, что в камерах проведен капитальный ремонт с целью улучшения условий содержания и соблюдения прав человека, лиц содержащихся по стражей, на момент проверки ремонт продолжается /л.д.51,52/.
В материалах дела представлены Договоры на приготовление и реализацию продукции, заключенные между ООО «Планета» и ОВД по Нытвенскому муниципальному району Пермского края от 01.01.2008, от 18.12.2008, 01.02.2009, 01.07.2009, 27.12.2010, 01.03.2012 /л.д.76-85/.
В материалах дела также представлены Договоры на оказание услуг по организации питания арестованных лиц, содержащихся в ИВС Межмуниципального отдела МВД России «Нытвенский», заключенные между ООО «Планета» и Межмуниципальным отделом МВД России «Нытвенский» от 22.01.2013, от 26.03.2013, 25.08.2016, 23.12.2016 /л.д.86-95/.
23.03.2010 Уполномоченному по правам человека в Пермском крае поступила жалоба Катаева А.С. на неудовлетворительные условия содержания в ИВС ОВД по Нытвенскому району /материал проверки от 15.04.2010.
В Письме ГУ МВД России по Пермскому краю от 11.05.2010 указано, что в ходе служебной проверки установлено, что в настоящее время техническое и санитарно-гигиеническое состояние ИВС ОВД по Нытвенскому муниципальному району не позволяет в полной мере выполнить установленные федеральным законодательством нормы содержания подозреваемых и обвиняемых лиц. По мере поступления финансовых средств из бюджета РФ указанные недостатки будут поэтапно устранены /материал проверки от 15.04.2010/.
В Рапорте Заместителя начальника ГУ МВД по Пермскому краю указано, что техническое и санитарно-гигиеническое состояние ИВС ОВД по Нытвенскому муниципальному району не в полной мере соответствует предъявленным требованиям. Камеры ИВС не оборудованы индивидуальными спальными местами (имеются только нары), коммуникационными сетями (водопроводом, канализацией), санитарными узлами оправка спецконтингента, как правило, производится 2 раза в сутки силами заступающего и убывающего нарядов/, электрическими розетками, доступ естественного освещения крайне недостаточен, в ряде камер имеется покрытие стен «под шубу». Оборудование камерных площадей санитарными узлами, а также водопроводом и канализацией, расширение оконных проемов, установка индивидуальных спальных мест в настоящих условиях невозможна в силу конструктивных особенностей помещения (полуподвал, ограниченные площади и высота перекрытий, переполнение ИВС). В настоящее время в ИВС производится замена электрического оборудования, в том числе в смету работ включена установка электрических розеток и более современного искусственного освещения в камеры, также в ходе ремонта будет установлено новое оборудование для нагрева воды и электроплита. В ИВС имеется и выдается весь комплект постельных принадлежностей, одновременно, содержащимся лицам разрешено пользоваться личным постельным бельем, договор на оказание комплекса прачечных услуг заключен. Кроме того, спецконтингент ежедневно обеспечивается 3-х разовым горячим питанием, имеется комната разогрева пищи и отдельное помещение для хранения и мойки посуды /материал проверки от 15.04.2010.
Доводы истца о том, что не выдавались спальные принадлежности, не предоставлялась возможность помыться в душе подлежат отклонению, поскольку согласно записям в журналах истцу выдавались постельные принадлежности, осуществлялась помывка в душе, что подтверждается подписями истца /материал проверки от 29.03.2017.
Таким образом, часть доводов истца о ненадлежащих условиях содержания в ИВС, нашла свое подтверждение, в связи с чем, по мнению судебной коллегии, истец имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему пребыванием в изоляторе временного содержания в условиях, не соответствующих требованиям закона.
В рассматриваемом случае вина органов власти установлена и заключается в отсутствии обеспечения надлежащих условий содержания граждан под стражей, за которую и возлагается ответственность в виде компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, судебная коллегия руководствуется положениями статьи 151, 1101 ГК РФ, принимает во внимание степень вины нарушителя, объем и характер допущенных нарушений, характер нравственных страданий, личность потерпевшего, в связи с чем определяет размер компенсации морального вреда в сумме 1500 рублей. Оснований для присуждения компенсации в большем размере не имеется.
Компенсация подлежит взысканию на основании положений статьи 1069, 1071 ГК РФ с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 330, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда города Перми от 23 мая 2018 года отменить.
Принять новое решение.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Катаева Андрея Сергеевича компенсацию морального вреда в размере 1500 рублей.
Председательствующий:
Судьи: