Дело №2а-791/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2020 года г.Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Пасичник З.В.,
при секретаре Бойко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 10 по Калининградской области к Краснобаеву Владимиру Леонидовичу о восстановлении пропущенного процессуального срока, взыскании земельного налога, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России №10 по Калининградской области (далее также – Инспекция) обратилась с административным иском к Краснобаеву В.Л. о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, взыскании недоимки и пени по земельному налогу за 2015 год в общей сумме 948326,48 руб., из них: налог в размере 932 000 руб., пени в размере 16326,48 руб., образовавшихся вследствие неисполнения ответчиком обязанности по уплате указанного налога в установленный налоговым законодательством срок.
Краснобаеву В.Л. налоговым органом направлялось налоговое уведомление о необходимости уплаты налога за 2015 год в размере 932 000 руб.
10.12.2019 года мировым судьей 1-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области вынесен судебный приказ о взыскании с Краснобаева В.Л. недоимки и пени по налогу, который был отменен по заявлению ответчика 11.12.2019 года.
Ответчиком не были уплачены налоги в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в связи с чем, начислены пени в размере 16326,48 руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, предоставили ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебное заседание административный ответчик Краснобаев В.Л., представитель административного ответчика Краснобаева В.Л. по доверенности Фадеева Ж.В., не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не поступало. От представителя административного ответчика Краснобаева В.Л. по доверенности Фадеевой Ж.В. поступил письменный отзыв на заявленные административные исковые требования, указано, что возражает против удовлетворения административного искового заявления. Полагает, что Инспекцией не представлены объективные причины для восстановления срока, как и документы, подтверждающие их обоснованность. В удовлетворении данного ходатайства просит отказать.
Кроме того, Инспекцией сформировано налоговое уведомление № 84288342 от 08.02.2018 года о перерасчете земельного налога за 2015-2016 года в сумме 1 063 615 руб. и уплатой в срок до 13.04. 2018 года. Сумма 932 000 руб. в данном уведомлении не указана, как сумма налога, подлежащая уплате за 2015 год.
Кроме того, просила суд принять во внимание, что 03.07.2018 года Гурьевским районным судом Калининградской области рассмотрен административный иск МИФНС № 10 по Калининградской области Краснобаеву В.Л. о взыскании недоимки за период 2015 года по земельному налогу и пени на недоимку, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Исследовав материалы дела, обозрев материалы дел № 2а-929/2018, № 2а-2894/2019, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Положениями ст.45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Судом установлено, что Краснобаев В.Л. в налоговый период 2015 год являлся собственником трех земельных участков:
с кадастровым номером №, площадью 10070 кв.м. по адресу: <адрес > кадастровой стоимостью 647592 руб.;
с кадастровым номером № площадью 10 070 кв.м. по адресу: <адрес >, кадастровой стоимостью 61870784,90 руб.;
с кадастровым номером №, площадью 910 кв.м. по адресу: <адрес > кадастровой стоимостью 665028 рублей;.
В соответствии с п.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п.п. 1 и 2 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 и 4 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно п.1 ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу п.1 ст.394 налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать перечисленные в указанной части статьи значения.
В соответствии с абз.2 п.2 ст.52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с положениями п.п.1,2 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога; требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу п.5 ст.69 НК требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно п.6 ст.69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Данные правила применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (п.8 ст.69 НК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено, что 25.08.2016 года в соответствии с налоговым уведомлением №74370911 ответчику произведено начисление земельного налога за 2015 год на вышеуказанные три земельных участка в размере 469885 руб.
В связи с ошибочно примененной льготой 50% к вышеуказанным земельным участкам инспекцией произведен перерасчет за 2015 год и сформировано налоговое уведомление №49573412 от 12.10.2017 года по сроку уплаты 01.12.2017 года налога за 2015 год в размере 939731 руб.
Далее, на основании сведений, поступивших из Росреестра по Калининградской области, в отношении земельного участка с кадастровым номером № который имеет разрешенное использование для строительства индивидуального жилого дома, инспекцией ошибочна применена ставка 1,5%, в связи с чем произведен перерасчет за 2015 год и сформировано новое налоговое уведомление №84288342 от 08.02.2018 года по сроку уплаты 13.04.2018 года земельного налога за 2015 год в размере 931960 руб.
Также, судом установлено, что в адрес ответчика Инспекцией направлено требование №67669 об уплате в срок до 03.08.2018 года исчисленного за 2015 год и по состоянию на 22.06.2018 года земельного налога 1063 615 руб., а также образовавшейся пени по данному налогу в сумме 17 735,70 руб.
В связи с неуплатой по требованиям исчисленных налогов по заявлению Инспекции мировым судьей 1-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области 20.11.2019 года вынесен судебный приказ №2а-2894/2019 о взыскании с должника Краснобаева В.Л. недоимки по земельному налогу за 2015 год в размере 932000 руб., пени в размере 16326,48 руб.
При рассмотрении настоящего спора также установлено, что вступившим в законную силу решением Гурьевского районного суда Калининградской области по административному делу №2а-929/2018 год от 03.07.2018 года в удовлетворении требований административного иска Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области к Краснобаеву В.В. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015 год в сумме 464 031,00 руб., пени на недоимку в сумме 48382,63 руб. было отказано.
В связи с чем, определением Гурьевского районного суда Калининградской области производство по настоящему делу было прекращено в части взыскания с административного ответчика недоимки по земельному налогу за 2015 год в размере 464 031,00 рубль, пени на недоимку в сумме 48382,63 рублей, а всего 512 413,63 руб.
Разрешая исковые требования административного истца в оставшейся части, а именно во взыскании доначисленной части земельного налога за 2015 год в размере 484295,48 руб. и пени в размере 16326,48 руб. суд приходит к следующему.
В силу положений ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Данному правилу корреспондирует норма ч.2 ст.286 КАС РФ, согласно которой административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, действительно, поскольку установленный в адресованном ответчику требовании №67669 срок для уплаты земельного налога за 2015 год истек 03.08.2018 года, последним днем шестимесячного срока для обращения истца с заявлением о взыскании недоимки в суд общей юрисдикции являлось 02.02.2019 года.
Между тем, с заявлением о выдаче судебного приказа в адрес мирового судьи 1-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области инспекция обратилась лишь 20.11.2019 года, а с настоящим исковым заявлением 11.02.2020 года, то есть с пропуском установленного законом срока для подачи подобного рода заявления.
Разрешая ходатайство Инспекции о восстановлении пропущенного срока для подачи настоящего иска срока со ссылкой на возможную утрату для взыскания задолженности по земельному налогу, суд исходит из следующего.
Возникшие между сторонами по делу отношения по своей правовой природе являются налоговыми, носят публично-правовой характер, и налоговое законодательство не предусматривает возможности перерыва, приостановления течения срока обращения с иском в суд, указывая лишь на возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления.
Однако причины, объективно препятствующие и не позволившие в установленный шестимесячный срок подготовить и подать заявление, административным истцом не приведены.
Налоговый орган представляет интересы государства в процессе налогообложения и должен принимать все меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, в том числе к своевременному обращению за взысканием недоимки в судебном порядке с соблюдением требований, установленных действующим законодательством.
Истечение же срока, предусмотренного ч.2 ст.48 НК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Поскольку налоговым органом не представлено бесспорных доказательств уважительности причин пропуска установленного законом срока для обращения в суд, имеются основания для отказа в удовлетворении заявленных Инспекцией в своем иске требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175–180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований административного иска Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области к Краснобаеву Владимиру Леонидовичу о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015 год в размере 484295,48 руб. и пени в размере 16326,48 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его составления окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26.06.2020 года.
Председательствующий: Пасичник З.В