Судья Снегирева Е.Г.
Дело №33а-5526/2021
№2а-104/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Никитиной Т.А.
судей Котельниковой Е.Р., Чулатаевой С.Г.
при секретаре Селезневой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 07 июня 2021 года административное дело по апелляционной жалобе Сахарова Виталия Викторовича на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 11 марта 2021 года, которым
с Сахарова Виталия Викторовича взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 1 977 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2014-2018 годы в размере 1045,70 руб., судебные издержки 63 руб.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Котельниковой Е.Р., объяснения представителя административного истца Кудрявцевой А.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИФНС по Дзержинскому району г.Перми обратилась в суд с административным иском о взыскании с Сахарова В.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 1977 руб, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2014-2018 годы в размере 1045,70 руб., судебных издержек в размере 63 руб.
Требования мотивированы тем, что обязанность по уплате налога на имущество за 2018 год Сахаровым В.В. в установленный срок не исполнена. В связи с уплатой налога на имущество за 2014, 2015 год только 20.10.2017 начислены пени. Налог на имущество за 2016 год взыскан решением Чернушинского районного суда от 19.02.2019, за 2017 год – решением Чернушинского районного суда от 03.11.2020. В связи с этим начислены пени.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Сахаров В.В. Указывает, что пени на транспортный налог не могли быть начислены, поскольку у него не было автомобиля. Пени за 2014 год не могли быть взысканы, поскольку в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ налоговый орган должен был их списать. В счет оплаты задолженности ответчиком уплачено 2 777 руб., что превышает сумму задолженности за 2018 год. Кроме того, факт направления почтового отправления при отсутствии описи письма не подтверждает направление налогового требования, соответственно истек срок исковой давности. Пени налоговым органом рассчитаны неправильно, не применены положения п.4 ст.75 НК РФ.
Представитель административного истца в судебном заседании против отмены решения суда возражал.
Административный ответчик просил рассматривать апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу абз.3 ч.1 ст.363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу ч.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Исходя из положений ч.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в ред. Федерального закона, действовавшего на дату подачи административного иска).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (ч.2 ст.48 в ред. Федерального закона, действовавшего на дату подачи административного иска).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч.3 ст.48).
Как установлено судом, Сахаров В.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
12.03.2019 налоговым органом в адрес Сахарова В.В. направлено требование №7325 от 07.02.2020 об уплате в срок до 24.03.2020 налога на имущество за 2018 год в сумме 1 977 руб., пени на указанную сумму 27,40 руб.
Кроме того, у Сахарова В.В. имелась недоимка по налогу на имущество за предыдущие налоговые периоды, на которую начислены пени:
- за 2014 год – 808 руб. (оплачена 28.10.2017), пени за период с 01.12.2015 по 27.10.2017 в сумме 186,73 руб., направлено Требование №53282 от 24.06.2019 со сроком исполнения 03.09.2019 - за 2015 год – 927 руб. (оплачена 28.10.2017), пени за период с 02.12.2016 по 27.10.2017 в сумме 90,05 руб., направлено Требование №53282 от 24.06.2019 со сроком исполнения 03.09.2019 (л.д.22)
- за 2016 год – 3 221 руб. (взыскано решением Чернушинского районного суда Пермского края от 19.02.2019), пени за период 13.02.2018 по 23.06.2019 в сумме 399,59 руб., направлено Требование №53282 от 24.06.2019 со сроком исполнения 03.09.2019 (л.д.22)
- за 2017 год – 3 453 руб. (взыскано решением Чернушинского районного суда Пермского края от 03.1.2020), пени за период с 28.01.2019 по 02.12.2019 в сумме 262,56 руб., направлено Требование №53282 от 24.06.2019 со сроком исполнения 03.09.2019, Требование №105949 от 18.11.2049 со сроком исполнения до 27.12.2019, Требование №132436 от 03.12.2019 со сроком исполнения до 17.01.2020 (л.д.22, 29, 33)
Принимая решение об удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что Сахаровым В.В. обязанность по уплате налога не исполнена, процедура взыскания недоимки налоговым органом соблюдена.
Судебная коллегия соглашается с вводами суда первой инстанции. Неисполнение Сахаровым В.В. обязанности по уплате налога на имущество в установленный законодательством о налогах и сборах срок является основанием для взыскания с него соответствующей недоимки в принудительном порядке. Процедура взыскания налога и пени налоговым органом соблюдена, факт направления требований об уплате налога и пени №53282, №105949, №132436 подтверждается представленными в материалы дела письменными доказательствами – реестрами направления заказной корреспонденции (л.д.23, 30, 34). Правильность начисления пени судом первой инстанции проверена, оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется, размер пени административным ответчиком иным расчетом не опровергнут.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд обоснованно не принял во внимание в качестве доказательства уплаты налога за 2017 год представленный ответчиком чек-ордер от 24.02.2021 на сумму 2 777 руб. В указанном платежном документе налоговый период указан – 03.12.2018, то есть установленный в соответствии с абз.3 ч.1 ст.363 НК РФ срок уплаты налога за 2017 год. Каких-либо реквизитов, соответствующих налоговому уведомлению №8024025 от 27.06.2019, Требованию 7325 от 07.02.2020, и позволяющих однозначно отнести указанную сумму в счет оплаты налога за 2018 год, чек-ордер не содержит.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности начисления пени на недоимку за 2014 год в соответствии с положениями Федерального закона №436-ФЗ от 28.12.2017, основаны на неправильном толковании административным ответчиком норм права.
Положениями ч.1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 29.12.2017, установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании, признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что безнадежной является недоимка, которая образовалась на 01.01.2015, при этом в данном случае не имеет значения расчетный период.
Налог на имущество за 2014 год подлежал оплате в срок не позднее 01.12.2015, то есть уже после 01.01.2015, ввиду чего указанная недоимка как сумма налога, подлежащая уплате в установленный законодательством срок, по состоянию на 01.01.2015 не возникла и не подлежала списанию. Кроме того, положения указанного Федерального закона, касающиеся возможности списания недоимки, не могут быть применены к сумме пени, начисленной на оплаченную с нарушением срока сумму задолженности по налогу.
Ссылка в жалобе на недоказанность направления требования об уплате недоимки при отсутствии описи письма, судебной коллегией отклоняется. Суду были представлены реестры, подтверждающие направление Требований, с отметкой почтового отделения о принятии письма. Адрес, указанный в реестре, соответствует адресу проживания административного ответчика. Отсутствие описи письма не опровергает факт направления налоговым органом Требований.
Ссылка на отсутствие в собственности ответчика транспортного средства правого значения для дела не имеет, поскольку в материалах дела не имеется документов, подтверждающих направление в адрес Сахарова В.В. налогового уведомления, либо требования об уплате транспортного налога.
Доводы жалобы, касающиеся неприменения налоговым органом положений п.4 ст.75 НК РФ при расчете пени, судебной коллегией отклоняются.
Согласно п.3, 4 ст.75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В материалах дела имеется расчет пени, составленный налоговым органом, при арифметической проверке которого следует, что размер пени исчислен исходя из размера 1/300 ставки рефинансирования. Например, размер пени на недоимку за 2018 год, заявленный налоговым органом, составляет 27,40 руб. Указанный размер пени является арифметически правильным: 1 977 руб. * 13 дн. (с 03.12.2019 по 15.12.2019) * 6,5% / 300 + 1 977 руб. * 53 дн. (с 16.12.2019 по 06.02.2020) * 6,25% / 300.
Размер пени за другие налоговые периоды рассчитан истцом по аналогичной формуле, административным ответчиком иной расчет, опровергающий расчет истца, не представлен.
Иных доводов о нарушении судом норм материального или процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, а потому оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 11 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сахарова Виталия Викторовича – без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -