Дело № 2а-1830/15
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира
Каширский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Аладышевой С.А.,
при секретаре судебного заседания Плужниковой А.С.,
с участием представителя истца Иншаковой В.Н. – адвоката Чекаловой Е.И., представившей удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ. и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ
представителя ответчиков - администрации Каширского муниципального района по доверенности Астаховой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иншаковой В.Н. к администрации Каширского муниципального района, Министерству имущественных отношений Московской областио признании незаконным отказа в согласовании проекта постановления органа местного самоуправления и обязании согласовать проект постановления органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с указанным иском к ответчикам и с учетом уточнения, мотивирует свои требования тем, что она имеет ребенка-инвалида ФИО1, в связи с чем их семья имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В ДД.ММ.ГГГГ, она как мать ребенка-инвалида обратилась в администрацию Каширского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. администрация Каширского муниципального района сообщала о том, что проводится работа по подбору земельного участка на территории Каширского муниципального района. Комитет по управлению имуществом письмом от ДД.ММ.ГГГГ. сообщил ей о том. что предоставление в аренду земельных участков будет возможно после разработки проектов планировки территории. ДД.ММ.ГГГГ в газете «Вести Каширского района» № 14 (33) было опубликовано сообщение администрации Каширского муниципального района о намерении предоставления в аренду земельного участка № ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства и указано, что с заявлениями необходимо обращаться в администрацию Каширского муниципального района в течении месяца с даты опубликования данной информации. ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес было направлено письмо, в котором указывалось, что других заявлений от желающих заключить договор аренды спорного земельного участка, а также предложений и замечаний от жителей Каширского района не поступало. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Комитет по управлению имуществом сообщил, что схема расположения земельного участка на земельном плане ( карте) территории площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> № в соответствии с законом Московской области согласовываются с Министерством имущественных отношений Московской области и в настоящее время формируется пакет документов для направления в их адрес. ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом сообщил, что решением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. № администрации Каширского муниципального района отказано в согласовании постановления « О предварительном согласовании предоставления земельного участка Иншаковой <данные изъяты>, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане ( карте) территории площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, уч. № и рекомендовано реализовать право предоставления вышеуказанного земельного участка по процедуре, указанной в ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. Считает отказ незаконным, т.к. в соответствии с ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Анализируя положения ст.ст. 28, 30, 30.1 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей до 01 марта 2015года можно сделать вывод о том, что при поступлении заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства администрация вправе принять одно из двух решений: о предоставлении данного земельного участка на торгах (аукционе) либо публикации сообщения в средствах массовой информации о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка. При этом приняв решение о публикации сообщения о приеме заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка, администрация вправе принять решение о предоставлении земельного участка на торгах только при наличии других заявлений граждан. Принятие решения о предоставлении земельного участка на торгах при отсутствии других заявлений законом не предусмотрено. Поскольку в течение месяца других заявлений на предоставление спорного земельного участка не поступило, то оснований для применения положений статьи 39.18 Земельного кодекса РФ не имеется. Кроме того, п.14 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, а именно в случае предоставлении его гражданам имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков. Просит признать незаконным отказ Межведомственной комиссии по вопросам земельно- имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ. в согласовании предоставления ей земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане; обязать Министерство имущественных отношений Московской области согласовать проект постановления администрации Каширского муниципального района « О предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, уч. № ( л.д.42-43).
Административный истец Иншакова В.Н. в судебное заседание не явилась. О дне рассмотрения дела извещена. В деле участвует представитель по доверенности ( адвокат).
Представитель административного истца поддержал уточненный административный иск, пояснив, что истец имеет дочь – инвалида. В соответствии с законом « О социальной защите инвалидов семьи, имеющие инвалидов, имеют право на первоочередное предоставление земельного участка. В связи с этим истец обратилась в ДД.ММ.ГГГГ в администрацию района с заявлением о предоставлении земельного участка. В ДД.ММ.ГГГГ в декабре была публикация о предоставлении земельного участка. Затем документы были направлены в Министерство имущественных отношений для согласования постановления о предоставлении истцу земельного участка для индивидуально-жилищного строительства в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка на карте территории. Решением межведомственной комиссии было отказано в согласовании. Отказ незаконный, т.к. нарушает права истца, предусмотренные законом «О социальной защите инвалидов». Истец не стоит на учете на улучшение жилищных условий.
Представитель административного ответчика – администрации Каширского муниципального района исковые требования не признала и пояснила, что администрация является ненадлежащим ответчиком, т.к. требования к ней не предъявлены. Администрация представила соответствующие документы для согласования в Министерство имущественных отношений, но в согласовании проекта постановления было отказано. Кроме того, семьям, имеющим детей-инвалидов, первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено только если они состоят на учете на улучшение жилищных условий. Просит в иске отказать.
Административный ответчик - Министерство имущественных отношений в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, что подтверждается факсограммой (л.д.42). Копия уточненного административного искового заявления получена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением ( л.д.77). От него поступили письменные пояснения, согласно которых он просит отказать в заявленных требованиях, т.к. проект постановления администрацией Каширского муниципального района принят с нарушением процедуры опубликования – не указано место и сроки подачи заявлений и ознакомления со схемой земельного участка, что прямо предусмотрено ст. 39.18 ЗК РФ. Межведомственной комиссией по вопросам земельно – имущественных отношений в Московской области законно и обоснованно приняты оспариваемые отказы в согласовании проекта постановления администрации Каширского муниципального района Московской области ( л.д. 84-87).
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит уточненные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В силу положений ст.219 КАС РФ, срок обращения административного истца Иншаковой В.Н. в суд с административным исковым заявлением не пропущен (ч.1 ст. 219 КАС РФ), т.к. о нарушении своего права на предоставление земельного участка в аренду она узнала ДД.ММ.ГГГГ из сообщения Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района, а в суд обратилась ДД.ММ.ГГГГг. ( л.д.4, л.д. ).
Из материалов административного дела следует, что Иншакова В.Н. обратилась в администрацию Каширского муниципального района с заявлением о предоставлении для индивидуального жилищного строительства в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, уч. №
Письмом от ДД.ММ.ГГГГг. № администрация Каширского муниципального района уведомила Иншакову В.Н., то проводится работа по подбору ей земельного участка на территории района ( л.д.7)
ДД.ММ.ГГГГг. в адрес Иншаковой В.Н. Комитет по управлению имуществом сообщил, что выделение земельных участков для индивидуального жилищного строительства будет возможным после разработки проектов планировки территории ( л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ в официальном печатном средстве массовой информации Совета депутатов Каширского муниципального района и администрации Каширского муниципального района - газете «Вести Каширского района» за № 14(33) администрацией Каширского муниципального района было опубликовано объявление о намерении предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, уч. № и установлен месячный срок с даты опубликования сообщения для приема заявлений (л.д.10).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района уведомил Иншакову В.Н., что с момента публикации объявления в газете «Вести Каширского района» №14 (33) от ДД.ММ.ГГГГ о намерении предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, уч. № других заявлений, а также предложений и замечаний от жителей Каширского муниципального района не поступило (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом уведомил Иншакову В.Н. о том, что проекты решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, согласовываются с Министерством имущественных отношений Московской области, в связи с чем формируется комплект документов, необходимых для направления в Министерство ( л.д.11).
Из протокола Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в отношении заинтересованного лица Иншаковой В.Н. принято решение об отказе администрации Каширского муниципального района в согласовании проекта постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, уч. № и рекомендовано предоставить земельный участок по процедуре, указанной в ст. 39.18 Земельного кодекса РФ с размещением извещения о предоставлении земельного участка на официальном сайте, определенном правительством РФ (л.д. 29).
Извещением от №. (исх. №) Иншаковой В.Н. было сообщено, что по результатам рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. № администрации Каширского муниципального района отказано в согласовании проекта постановления «О предварительном согласовании предоставления земельного участка Иншаковой В.Н., утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане ( карте) территории площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, уч. № и рекомендовано реализовать право предоставления вышеуказанного земельного участка по процедуре, указанной в ст. 39.18 Земельного кодекса РФ с размещением извещения о предоставлении земельного участка на официальном сайте, определенном правительством РФ (л.д.12).
Обосновывая административные исковые требования истец Иншакова В.Н. ссылается на наличие в ее семье инвалида, вследствие чего семья имеет право на первоочередное предоставление земельного участка.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ( с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющих в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Таким образом, положения статьи 17 указанного закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Основаниями признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются: обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, установленного органами исполнительной власти субъектов РФ; проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях; проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
Частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления, поданного гражданином по месту своего жительства. Порядок постановки на учет указанных лиц и обеспечение их жилыми помещениями определяется органами исполнительной власти субъектов РФ, исходя из норм ЖК РФ.
Анализ указанных положений свидетельствует о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов.
Согласно действующему законодательству право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства имеют инвалиды, которые в установленном законом порядке поставлены на учет и признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту своей регистрации.
Отсутствие у инвалида нуждаемости в улучшении жилищных условий исключает право на первоочередное предоставление ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В установленном законом порядке семья Иншаковой В.Н., имеющая в составе семьи инвалида, не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, проживает на территории сельского поселения <данные изъяты> а спорный земельный участок находится на территории городского поселения <данные изъяты>.
Таким образом, у истца отсутствует право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Земельным кодексом РФ предусмотрен общий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду или собственность.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015г.)земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Частью 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015г.) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет».
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданами в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В силу п.3 ст. 31 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015г.) органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данной нормы оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан ( подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ)
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе и возможных претендентов на земельный участок.
Таким образом, опубликование сообщения о передаваемом земельном участке в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Передача земельных участков без информирования населения через средства массовой информации, и как следствие, невыявление иных претендентов и рассмотрения их заявок противоречит земельному законодательству.
Официальным источником опубликования сообщений администрации Каширского муниципального района в соответствии с Постановлением администрации Каширского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № ( с изм. от ДД.ММ.ГГГГ. №) является периодическое печатное издание – газета « Вести Каширского района».
В указанном средстве массовой информации от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано сообщение о намерении предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, уч. №.
Содержащаяся в газетной публикации информация не может быть воспринята, как ориентированное на неопределенный круг лиц предложение о приобретении свободного земельного участка в аренду.
В сообщении указано о предоставлении конкретного земельного участка, объект, указанный в газете, не индивидуализирован, точное место его нахождения неизвестно, что не способствует получению наибольшего числа заявок и нарушает процедуру сдачи имущества в аренду.
Согласно пункту 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015г.) информирование органами местного самоуправления о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка имеет целью получение наибольшего числа заявок и проведения торгов с участием всех желающих приобрести его лиц, то есть оно должно одновременно обеспечивать возможность участия в торгах всем желающим и максимально выгодные условия заключения договора собственнику.
При этом по смыслу подпункта 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015г.) в объявлении должна содержаться не информация о намерениях администрации предоставить участок, а предложение приобрести земельный участок и обратиться с соответствующим заявлением по определенному адресу.
Указанная выше публикация не свидетельствует о соблюдении органом местного самоуправления требований о надлежащем информировании о предстоящем предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку в нем не определены способ и порядок подачи заявлений о предоставлении участка.
Согласно части 3 статьи <адрес> от 24.07.2014г. № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления полномочиями Московской области», вступившего в законную силу 01 января 2015 года, принятие решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2014г. № 1154/51 в подпункте 2 пункта 3 определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области.
Администрация Каширского муниципального района Московской области после проведения определенных действий направила в Межведомственную комиссию по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области на согласование проект постановления «О предварительном согласовании предоставления земельного участка Иншаковой В.Н., утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане ( карте) территории площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, уч. № решением которой в согласовании было отказано, в связи с нарушением процедуры опубликования и извещения.
Так как и публикация органа местного самоуправления была проведена без соблюдения требований земельного законодательства, то оснований для удовлетворения административных исковых требований Иншаковой В.Н. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 177, 178-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении уточненного административного иска Иншаковой В.Н. к администрации Каширского муниципального района, Министерству имущественных отношений Московской областио признании незаконным отказа в согласовании проекта постановления органа местного самоуправления и обязании согласовать проект постановления органа местного самоуправления, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья С.А. Аладышева