Решение по делу № 2-605/2021 от 16.03.2021

***

дело № 2 - 605/2021 ***

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2021 года          город Кола Мурманской области

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Власовой Л.И.,

при секретаре Ситдиковой А.М.,

с участием представителя истца Нестеренко В.А. по доверенности Чебыкина Н.В.,

представителя ответчика – ФКУ ОСК СФ – 1 ФЭС, по доверенности Лукьяновой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нестеренко В.А. к войсковой части 77360-Б, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба» о взыскании недополученной заработной платы,

установил:

Нестеренко В.А. обратился в суд с иском к войсковой части 77360-Б (далее также в/ч 77360-Б), Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба» (далее также ФКУ ОСК СФ – 1 ФЭС) о взыскании недополученной заработной платы, в обоснование заявленных требований указав, что с *** до *** работал в в/ч 77360-Б по должности ***

В зоне ответственности пожарной команды в/ч 77360-Б (п. Видяево) расположены арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, что подтверждается письмом начальника штаба материально-технического обеспечения Северного флота и начальника службы (пожарной безопасности) от *** .

Считает, что по вине ответчика недополучил заработную плату за период с *** по ***, поскольку в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее также приказ Минобороны РФ ) гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки).

О нарушении своего права узнал ***, в связи с чем просит взыскать с ответчика ФКУ ОСК СФ – 1 ФЭС недополученную заработную плату за указанный период в размере 152 168 рублей.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, воспользовался правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске. С представленным суду ФКУ ОСК СФ – 1 ФЭС расчетом положенной истцу выплаты согласился.

Дополнительно суду пояснил, что пожарная команда в/ч 77360-Б создана для охраны складов вооружения и боеприпасов данной войсковой части от пожаров. Истец и работники пожарной команды в/ч 77360-Б узнали о нарушении их прав в рассматриваемой части после проверки, проведенной в *** года Минобороны РФ. Поскольку данная надбавка, которая подлежала начислению со дня вступления в силу приказ Минобороны РФ , не начислялась, ответчики должны были произвести соответствующей перерасчет. Полагал, что истец мог знать о положенной ему спорной компенсационной выплате, но, являясь слабой стороной в трудовых правоотношениях, не имел возможности внести соответствующие изменения в коллективный договор. Указал, срок, установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также ТК РФ) для обращения в суд за защитой нарушенного права, не является плескательным. Просил о восстановлении срока на обращение в суд, в качестве уважительной причины пропуска срока назвал то, что истец узнал о нарушении своего права только после начисления бывшим работодателем спорной компенсационной выплаты другим работникам. Работодатель должен своевременно исполнять нормативные правовые акты Министерства обороны РФ.

В судебном заседании представитель ответчика - ФКУ ОСК СФ – 1 ФЭС, с заявленными требованиями не согласилась по доводам и основаниям, изложенным в представленном письменном отзыве, согласно которому, в соответствии с пунктом 3 приказа Минобороны РФ № 545 основанием для компенсационной выплаты являются приказы руководителей воинских частей и организаций. Филиал начисление и перечисление заработной платы и иных выплат производит на основании представленных командирами воинских частей, руководителями организаций первичных документов (табель учета рабочего времени, выписка из приказа). В соответствии с представленным приказом командира в/ч 77360-Б от *** компенсационная выплата за особые условия работы к должностному окладу (тарифной ставки) в размере 100%, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, произведена с *** всему подразделению пожарной команды, состоящих на тот момент в трудовых отношениях.

Зону ответственности, на которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, определяет вышестоящий орган управления, а не сам работник (истец).

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, произведена в день увольнения Нестеренко В.А.

Оснований для установления компенсационной выплаты истцу не имеется, поскольку данная выплата производится только на основании решения и определения зоны ответственности и при предоставлении на оплату приказа командира в/ч 77360-Б.

Указала, что приложенный к иску ответ штаба материально-технического обеспечения, являющегося вышестоящим органом по отношению к в/ч 77360-Б, не может быть использован при рассмотрении настоящего иска, поскольку был дан и касается работников другой войсковой части.

Ранее действовавшим приказом была установлена аналогичная надбавка, но Коллективный договор в/ч 77360-Б спорную компенсационную выплату не устанавливал.

Просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель соответчика – в/ч 77360-Б, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном письменном отзыве просил отказать в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.

Указал, что в соответствии с приказом Минобороны РФ № 545 основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций. С момента утверждения в воинской части перечня компенсационных выплат данные выплаты оформляются приказам командира и начисляются к заработной плате.

Компенсационная выплата гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки). Данная выплата в в/ч 77360-Б (Видяево) установлена с *** года. Ранее эта выплата не устанавливалась, не начислялась и не выплачивалась.

Указал, что в соответствии со статьей 392 ТК РФ срок по делу следует исчислять с ***, в связи с чем предметом трудового спора является компенсационная выплата, которая, по мнению истца, подлежит начислению ему с *** по ***.

Истец уволен ***, в период его работы в в/ч 77360-Б спорная компенсационная выплата не была установлена, следовательно в/ч 77360-Б истцу не причиталась.

Истец фактически оспаривает применение нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно не установление ему в трудовом договоре компенсационной выплаты. За период своей работы в в/ч 77360-Б истец требуемую компенсационную выплату не получал, локальными нормативными актами она не была установлена, дополнительное соглашение к трудовому договору о ее выплате с истцом не заключалось.

Также в соответствии с представленной в/ч 77360-Б информацией от *** данная войсковая часть сама по себе не является арсеналом, базой, складом боеприпасов и вооружения либо филиалом (подразделением) таковых. Подразделение пожарной охраны в/ч 77360-Б при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения не содержится. В отношении в/ч 77360-Б Положение об оплате труда, как отдельный локальный акт не действует, соответствующий раздел имеется только в Коллективном договоре. В настоящее время в Коллективный договор в/ч 77360-Б, трудовые договоры внесены изменения в части компенсационной выплаты гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны. Изменения ранее в/ч 77360-Б в Коллективный договор, трудовые договоры в части компенсационной выплаты со дня вступления в законную силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 18.05.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации» не вносился ввиду отсутствия установки данной выплаты, которая поступила в в/ч 77360-Б ***, в этот же день командиром в/ч 77360-Б был издан соответствующий приказ. Работники в/ч 77360-Б об установлении спорной компенсационной выплаты были ознакомлены с приказом командира в/ч 77360-Б ***. О праве на данную выплату они должны были знать с осени *** года, письменные обращения от работников пожарной команды до *** не поступали.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - войсковая часть 77360, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно представленному письменному отзыву, аналогичному отзыву в/ч 77360-Б, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Заслушав участвовавших в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что сторонами трудовых отношений являются работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, и работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Согласно статье 21 ТК РФ работник имеет право, в том числе на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу статьи 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Статья 129 ТК РФ определяет понятие заработной платы (оплаты труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 135 ТК РФ работодателем устанавливаются различные системы оплаты труда, которые включают в себя доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования.

На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 349 ТК РФ).

В соответствии со статьей 144 ТК РФ система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Министром обороны Российской Федерации 18.09.2019 утвержден приказ № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».

Данным приказом в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приказу); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2 к настоящему приказу); порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 3 к настоящему приказу).

В соответствии с пунктом 2 подпункта 2 приказа Минобороны РФ № 545 (глава 3 Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации) приложения № 2, гражданскому персоналу воинских частей и организаций установлены виды выплат компенсационного характера, в том числе, выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (пункты 4-10, 55-57, 61-66, 71-74, 77, 78 и 81 настоящего приложения).

Согласно пункту 2 подпункта 8 (глава 3) приложения № 2 к приказу Минобороны РФ № 545 гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).

Выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 2 подпункта 3 главы 3 приказ Минобороны РФ № 545).

Из приложения № 2 к приказу Минобороны РФ № 545 следует, что к арсеналам, центрам, базам, складам по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, в которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.

Таким образом, основным условием для установления спорной компенсационной выплаты гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны является условие содержания подразделений пожарной охраны при центрах и арсеналах всех наименований, отделах хранения вооружения и боеприпасов, других баз, складов и отделах, в которых хранятся вооружение и боеприпасы, а также отделах хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.

Судом установлено, что Нестеренко В.А. с *** по *** состоял в трудовых отношениях с в/ч 77360-Б на основании трудового договора от *** в должности ***

В соответствии с указанным трудовым договором с учетом заключенных к нему дополнительных соглашений работнику устанавливается заработная плата в размере 6 864 рубля в месяц. Помимо этого работнику ежемесячно начисляются и выплачиваются компенсационные, стимулирующие выплаты.

Заключенный с истцом трудовой договор в спорный период времени условия о выплате компенсационного характера за особые условия работы не содержал, такая выплата в отношении истца не осуществлялась.

Войсковая часть согласно штату и Положению о районе базирования входит в состав войсковой части 77360 и предназначена для приема, хранения, выдачи ракетно-артиллерийского вооружения, ракет, боеприпасов, других видов материальных ценностей и обеспечения ими воинских частей и подразделений гарнизона и сил флота.

Для хранения ракетно-артиллерийского вооружения, ракет, боеприпасов, других видов материальных ценностей в составе района базирования (пос. Видяево) предусмотрен склад (модульно-секционный), в котором имеются хранилища, в том числе и хранилище РАВ.

Согласно выписке из штата Центр (материально-технического обеспечения, Северного флота) в подразделение обеспечения входит пожарная команда, состоящая из начальника команды (1 чел.), командиров отделения (10 чел.), пожарных (10 чел.), водителей автомобиля (10 чел.).

В соответствии с Положением о пожарной команде войсковой части 77360-Б, утвержденным командиром войсковой части 77360-Б ***, пожарная команда осуществляет, в том числе тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Как следует из Порядка взаимодействия пожарной команды в/ч 77360-Б и Государственной противопожарной службы при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ действия такой службой по тушению пожаров на объектах войсковой части, где транспортируются, хранятся или используются боеприпасы, радиоактивные, химические и биологические вещества производятся только после получения в установленном порядке разрешения соответствующих служб Министерства обороны.

Положение о пожарной команде войсковой части 77360-Б разработано в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», приложением № 14 «Требования пожарной безопасности» Устава Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495, постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.06.2018 № 355 «Об утверждении Порядка организации дежурства в подразделениях ведомственных пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации», приказом Министра обороны Российской Федерации от *** «Об утверждении Положения о ведомственной пожарной охране Вооруженных Сил Российской Федерации».

Согласно ответу начальника штаба материально-технического обеспечения Северного флота *** от *** ФКУ ОСК СФ – 1 ФЭС район (подрайон) выезда противопожарных подразделений определяется приказом командира воинской части в соответствии с пунктом 12 приказа Министра обороны 2019 года № 88 «Об утверждении положения о ведомственной пожарной охране ВС РФ» и составляет радиус не более 15 км от места дислокации подразделения. В плане противопожарной охраны воинской части (арсеналов, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов) в разделе – 2 «II Расчет сил и средств, привлекаемых для тушения пожара» указываются команды и подразделения, которые привлекаются к тушению пожара, находящиеся в радиусе 15 км от места дислокации воинских частей (арсенала, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов). Исходя из вышеизложенного в зоне ответственности ниже перечисленных пожарных команд воинских частей флота расположены арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов: ***

Ранее действовавший Коллективный договор войсковой части 77360-Б на *** годы, принятый на общем собрании работников войсковой части 77360-Б положения об установлении спорной компенсационной выплате не содержал.

Как следует из указания командира войсковой части 77360 от *** исх. результаты проверок организации пожарной безопасности и боевой подготовки противопожарных подразделений войсковой части 77360 свидетельствует о неудовлетворительной работе отдельных командиров и начальников по укомплектованию личным составом пожарных команд до установленных нормативов (не ниже 90%). В свою очередь, укомплектованность личным составом пожарных команд напрямую связана с уровнем оплаты труда и социальных гарантий. Отдельные командиры и начальники несмотря на поставленные командиром войсковой части 77360 задачи по повышению уровня оплаты труда, неоднократные устные разъяснения во время еженедельных совещаний, доведенные разъяснения о порядке проведения СОУТ на рабочих местах, где невозможно провести испытания (в т.ч. в условиях тушения пожаров) и прямо предусмотренные пунктом 8 приложения № 2 к приказу Минобороны РФ № 545 положения, личному составу подчиненных пожарных команд, в зоне которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, выплату к должностному окладу за особые условия работы в размере 100% процентов должностного оклада и надбавку за опасные условия труда (4 класс, 24%) (всем пожарным командам) не установили. В связи с этим командирам ряда войсковых частей, в том числе войсковой части 77360-Б, указано установить с *** компенсационную выплату в соответствии с пунктом 8 приложения № 2 к приказу Минобороны РФ № 545 за особые условия работы личному составу пожарных команд, в зоне которых находятся арсеналы и склады по хранению вооружения и боеприпасов; внести соответствующие изменения в коллективные и трудовые договоры.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о том, что пожарная часть в/ч 77360-Б выполняет свои функциональные обязанности на основании норм, регулирующих деятельность пожарной охраны и их подразделений, кроме того, в зону её ответственности входят, в том числе и арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, в связи с чем, вопреки доводам ответчиков, истцу полагается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что поскольку в соответствии с приказом Минобороны РФ № 545 основанием для выплаты гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки) является содержание подразделений пожарной охраны при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения, при этом подразделение пожарной охраны в/ч 77360-Б содержится при указанных объектах, имеются основания для удовлетворения требований истца о также взыскании в его пользу соответствующей задолженности по заработной плате.

Вместе с тем, данное требование подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Приказом командира в/ч 77360-Б (п. Видяево) от *** (по строевой части) трудовые отношения с Нестеренко В.А. прекращены, он уволен *** на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ.

При увольнении с истцом произведен расчет в сроки, предусмотренные статьей 140 ТК РФ, что им не оспаривается. Истцу выплачена вся начисленная заработная плата, задолженность по начисленной, но невыплаченной заработной плате у ответчиков перед истцом отсутствует.

В соответствии с заключенным с Нестеренко В.А. трудовым договором выплата заработной платы производится 2 раза в месяц (но не реже чем каждые полмесяца) 10 и 25 числа каждого месяца.

Частью 2 статьи 392 ТК РФ установлен специальный срок для реализации работником права на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику - в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, исходя из содержания абзаца 1 части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Согласно части 3 статьи 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что спорная компенсационная выплата истцу ответчиком не начислялись, срок на обращение в суд по каждому спорному периоду исчисляется отдельно, начиная с 10 числа месяца, следующего за месяцем работы истца, поскольку такой срок выплаты заработной платы установлен заключенным между сторонами трудовым договором.

Таким образом, с учетом заявленного ответчиками ходатайства о пропуске пропущенного срока, истец имеет право на взыскание компенсационной выплаты с *** по *** года, поскольку окончательный расчет по заработной плате за *** года с ним должен быть произведен ***.

В суд с исковым заявлением истец обратился, отправив исковое заявление посредством ГАС «Правосудие» ***.

Отсюда, истцом пропущен установленный законом срок обращения в суд с требованиями о взыскании выплаты компенсационного характера за период с *** года по *** года (с учетом установленного дня выплаты зарплаты, включающей в себя данную выплату компенсационного характера, за *** года, которым является ***).

При этом, суд принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

В рассматриваемом случае трудовые отношения между в/ч 77360-Б и Нестеренко В.А. прекращены, а требуемые истцом ко взысканию суммы на момент прекращения трудового договора работодателем не начислялись, в связи с чем оснований для признания нарушения ответчиком трудовых прав истца длящимся и исчисления установленного частью 2 статьи 392 ТК РФ срока с момента расторжения трудового договора не имеется.

В силу статьей 140 ТК РФ при прекращении трудового договора работодатель выплачивает работнику все причитающиеся ему суммы (то есть начисленные такому работнику работодателем). Обязанность по выплате при увольнении работнику неначисленных сумм на работодателя законом не возложена. Требование о взыскании с работодателя таких сумм должно быть предъявлено работником в течение одного года со дня, когда их выплата должна была быть произведена работодателем по условиям трудового договора, а не в течение одного года со дня увольнения.

Утверждения представителя истца о том, что во время работы у ответчика он не знал о полагающейся ему компенсационной выплате, судом отклоняются, поскольку во время работы в в/ч 77360-Б истец ежемесячно получал заработную плату и каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в период работы он не имел возможности ознакомиться с составом и порядком исчисления причитающейся ему заработной платы, материалы дела не содержат.

Также по вышеприведенным основаниям отклоняется довод представителя истца, что установленный статьей 392 ТК РФ срок не является пресекательным.

При определении суммы подлежащей выплате суд исходит из расчета представленного ответчиком ФКУ ОСК СФ – 1 ФЭС, который судом проверен, является арифметически правильным, составлен в соответствии с требованиями ТК РФ и условиями трудового договора исходя из количества фактически отработанных дней в каждом месяце.

За вычетом НДФЛ подлежащая к взысканию сумма составит 69 758 руб. 76 коп. (80 182 руб. 48 коп. (компенсационная выплата к должностному окладу за период с *** года по *** года с учетом районного коэффициента и полярных надбавок) х 13%).

Представителем истца заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, вместе с тем каких-либо обстоятельств, которые свидетельствовали бы об уважительности причин пропуска этого срока в данном случае, истец и его представитель не привели.

Уважительных причин, которые бы препятствовали либо затрудняли для истца возможность обратиться в суд за разрешением спора в течение установленного законом срока, применительно к вышеуказанным периодам судом не установлено.

Представитель истца сослался на то, что истец не был осведомлен о наличии у него права на спорную компенсационную выплату ввиду того, что она не начислялась работодателем. О наличии такого права истец узнал в *** года, когда приказом командира войсковой части указанная выплата была установлена в отношении других работников пожарной команды.

Однако данные доводы нельзя признать состоятельными.

Как выше указано, закон связывает начало течения срока обращения в суд с днем выплаты зарплаты и ни с какими иными обстоятельствами.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Установив, что срок обращения пропущен без уважительных причин, суд принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Истцом не приведено обстоятельств, в силу которых по независящим от него причинам он не имел возможности проверить правильность начисления ему зарплаты.

Как указывалось выше, судом установлено, что о нарушении своего права, а именно о праве на получение компенсационной выплате, истец должен был знать при ежемесячном получении заработной платы.

Следовательно, исковые требования о взыскании выплаты компенсационного характера за период с *** года по *** года не могут быть удовлетворены лишь по причине пропуска истцом срока обращения в суд.

Каких – либо уважительных причин пропуска срока на обращение в суд истцом и его представителем не представлено.

При этом, доводы в/ч 77360-Б о том, что в зоне ответственности данной войсковой части не находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов опровергаются имеющимися по делу доказательствами в их совокупности.

Доводы приведенные ответчиками и третьим лицом в части отсутствия соответствующего приказа командира войсковой части, судом не принимаются, поскольку восстановление нарушенных трудовых прав истца не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что работодателем несвоевременно исполнены требования приказа Минобороны РФ № 545.

Не принимается судом и ссылка ответчиков и третьего лица на то, что в спорный период времени действовавшими Коллективным договором и трудовым договором, заключенным с Нестеренко В.А., не была предусмотрена указанная выплата компенсационного характера, поскольку Коллективный договор и трудовой договор в указанной части не соответствовали вышеприведенному ведомственному нормативному правовому акту, содержащему нормы трудового права.

Необходимо учитывать, что согласно части 2 статьи 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Остальные доводы ответчиков и третьего лица правового значения для рассматриваемого спора не имеют и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Нестеренко В.А. к войсковой части 77360-Б, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба» о взыскании недополученной заработной платы - удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба» в пользу Нестеренко В.А. недополученную заработную плату в общем размере 69 758 (шестьдесят девять тысяч семьсот пятьдесят восемь) рублей 78 копеек.

В удовлетворении исковых требований Нестеренко В.А. к войсковой части 77360-Б, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба» о взыскании недополученной заработной платы в части, превышающей указанную сумму, - отказать.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба» в доход бюджета Кольского района Мурманской области государственную пошлину в размере 2 292 (две тысячи двести девяносто два) рубля 76 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия.

***

***

Судья                 Л.И. Власова

***

***

2-605/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Нестеренко Василий Анатольевич
Ответчики
филиал ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота" - 1 финансово-экономическая служба"
в/ч 77360-Б
Другие
войсковая часть 77360
Чебыкин Николай Васильевич
Лукьянова Светлана Сергеевна
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Власова Лидия Игоревна
Дело на странице суда
kola.mrm.sudrf.ru
16.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2021Передача материалов судье
23.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2021Судебное заседание
22.04.2021Судебное заседание
29.04.2021Судебное заседание
05.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее