Дело № 2-324/2024
УИД № 17RS0008-01-2024-000581-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Туран 23 сентября 2024 года
Пий-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Сергеева К.А.,
при секретаре Даваа М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску КГКУ «Лесная охрана» к Маады М.С. об обязании устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Лесная охрана» обратилось в суд с указанным иском к Маады М.С., в обоснование которой указало, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края, в лице и.о. руководителя КГБУ «Емельяновское лесничество» краевого государственного бюджетного учреждения «Емельяновское (Мининское) лесничество» (далее — КГБУ «Емельяновское (Мининское) лесничество») Адамова В.Г., действующего в соответствии с Порядком заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, с одной стороны и законный представитель Падерин Н.И., действующий от имени и в интересах Маады М.С., с другой стороны, заключили договор купли - продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому КГБУ «Емельяновское лесничество (Мининское) лесничество» передал Покупателю в собственность лесные насаждения объемом <данные изъяты>. на площади <данные изъяты>, для заготовки древесины в целях строительства жилого дома и строительства хозяйственных построек на земельном участке, расположенный по адресу: Красноярский края, Емельяновский муниципальный района, Емельяновское лесничество (Мининское) лесничество, Бирюсинское участковое лесничество, квартал №13, выдел №, лесосека №, делянка №. Заготовка древесины производилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ По окончании заготовки древесины в соответствии с приложением № 4 «Порядок осмотра лесосеки», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», 31.08.2023 лесничем КГБУ «Емельяновское лесничество» Кемчугского участкового лесничества Болсуновским А.Г. при участии государственного инспектора по охране леса КГКУ «Лесная охрана» Вороновым С.Е.., произведен осмотр лесного участка, расположенного: <адрес>., в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: - размещение в лесах отходов производства и потребления на площади <данные изъяты>. (неудовлетворительная очистка мест рубок от порубочных остатков). Сведений о принятии ответчиком достаточных мер для недопущения вменяемых нарушений при заготовке древесины не установлено.
Захламление лесов порубочными остатками, то есть отходами лесозаготовок, представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил. Оставленные на месте рубок порубочные остатки многократно усиливают пожарную опасность, способствуют перерастанию беглых низовых пожаров в устойчивые, которые, в свою очередь, становятся первопричиной лесных верховых и почвенных пожаров, особенно при высоком уровне пожарной опасности.
Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием. Допущенный факт захламления лесного участка порубочными остатками сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, и, следовательно, о причинении вреда объекту природной среды.
В этой связи крайне важно проведение очистки мест рубок, удаление порубочных остатков с лесосек и приведение их в состояние, обеспечивающее условия для возобновления леса и предупреждающее возникновение пожаров и эрозийных процессов.
КГКУ «Лесная охрана» при подготовке искового заявления руководствуется сведениями (акт осмотра лесосеки, сообщения), предоставленными лесничествами, в связи с тем, что, согласно Уставу лесничеств, в полномочия лесничеств входят обязанности: обеспечивать охрану и защиту лесов, находящихся в их ведении, в том числе, обеспечивать постоянный контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, осуществлять предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, подготавливать материалы по передаче в пользование лесного фонда лесопользователям, передавать лесные участки и принимать их от лесопользователей после завершения срока действия соответствующих договоров (аренды, безвозмездного срочного пользования, купли-продажи лесных насаждений), подготавливать акты приема-передачи лесных участков, подписывать акты осмотра лесного участка к договору купли-продажи лесных насаждений (мест заготовки) и хранение их в лесничестве.
Считают, что допущенный ответчиком факт нарушения лесного законодательства сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а следовательно, о причинении вреда объекту природной среды. В данном случае наличие вреда презюмируется, если не доказано иное.
Доказательств, подтверждающих устранение нарушений, в КГКУ «Лесная охрана» не представлено. Таким образом, считают, что ответчиком нарушены нормы лесного законодательства. Просят обязать Маады М.С. произвести очистку от порубочных остатков на площади 0,05 га, на лесном участке по адресу: <адрес>, в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.
В судебном заседании представитель истца Бабкин С.В. участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без их участия и удовлетворить иск в полном объеме.
Ответчик Маады М.С. в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом не извещена, согласно адресной справке, Маады М.С. с 15 апреля 2013 года зарегистрирована по адресу: <адрес>. Судебное извещение, направленное по указанному адресу возвратилась в суд с отметкой «не проживает».
Пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ содержит предписание о том, что юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представитель.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. п. 67 - 68 Постановления Пленума от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 ст. 165.1 ГК РФ). Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
В связи с чем, суд рассматривает дело в отсутствии ответчика Маады М.С..
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Заготовка древесины на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного Кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 25 Лесного Кодекса Российской Федерации использование лесов может осуществляться с целью заготовки древесины. Согласно статье 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 №993 утверждены Правила заготовки древесины.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 12 «Правил заготовки древесины» от 01.12.2020 № 993, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 20 Правил санитарной безопасности в лесах не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 26 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Как следует из договора купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство лесного хозяйства Красноярского края, в лице и.о. руководителя КГБУ «Емельяновское (Мининское) лесничество») Адамова В.Г., и законный представитель Падерин Н.И., действующий от имени и в интересах Маады М.С., заключили договор купли - продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому КГБУ «Емельяновское лесничество (Мининское) лесничество» передал Покупателю в собственность лесные насаждения объемом 175 кбм. на площади 0,70 га, для заготовки древесины в целях строительства жилого дома и строительства хозяйственных построек на земельном участке, расположенный по адресу: <адрес>
Пунктом 8 данного договора купли-продажи предусмотрено, что очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим способом: сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период в следующие сроки: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акта приема – передачи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство лесного хозяйства Красноярского края, в лице и.о. руководителя КГБУ «Емельяновское (Мининское) лесничество») Адамова В.Г. передал, а законный представитель Маады М.С., действующий на основании доверенности, принял лесные насаждения объемом <данные изъяты>. на площади <данные изъяты>, для заготовки древесины в целях строительства жилого дома и строительства хозяйственных построек на земельном участке, расположенный по адресу: <адрес>.
Как следует из сообщения лесничего Кемчугского участкового лесничества Болсуновским А.Г. № 195 от 31 августа 2023 года, им при участии государственного инспектора по охране леса КГКУ «Лесная охрана» Вороновым С.Е.., произведен осмотр лесного участка, расположенного: <адрес>., в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: - размещение в лесах отходов производства и потребления на площади <данные изъяты>. (неудовлетворительная очистка мест рубок от порубочных остатков).
Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Природный объект определяется, как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; естественная экологическая система - это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.
Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Закон определяет термины «нормативы допустимого воздействия на окружающую среду» - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; «нормативы допустимых физических воздействий» - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Статья 99 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам, и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Положения ст. 78 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» коррелируют с положениями ст. 1082 ГК РФ, которая предусматривает, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в силу обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
Таким образом, нормы статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают полное возмещение вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является восстановление ее нарушенного состояния. Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре. При отсутствии возможности возместить вред в натуре суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).
Согласно ч. 3 ст. 78 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Согласно статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов (часть 1 ст. 96 Лесного кодекса РФ).
Таким образом, судом установлено, что ответчиком Маады М.С. нарушены нормы лесного законодательства, выразившееся в размещении в лесах отходов производства и потребления на площади <данные изъяты> (неудовлетворительная очистка мест рубок от порубочных остатков), в связи с чем, по мнению суда, исковые требования КГКУ «Лесная охрана» к Маады М.С. об обязании устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Ответчиком доказательств, подтверждающих устранение нарушений, суду не представлено.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку КГКУ «Лесная охрана» освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ, с ответчика Маады М.С. следует взыскать государственную пошлину в сумме 3000 руб. в доход муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва».
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск КГКУ «Лесная охрана» к Маады М.С. об обязании устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства, удовлетворить.
Обязать Маады М.С. произвести очистку от порубочных остатков на площади <данные изъяты>, на лесном участке по адресу: <адрес>, в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.
Взыскать с Маады М.С. государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей в доход муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2024 года (28,29, сентября, 5, 6 октября 2024 года выходные дни).
Председательствующий К.А. Сергеев