Судья Свинкина М.Л. |
№21-152/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
26 мая 2022 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» на постановление заместителя главного государственного лесного и инспектора в Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 20 января 2022 г. и решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 29 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 20 января 2022 г., оставленным без изменения по результатам судебного пересмотра, ООО «Соломенский лесозавод» подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.8.25 КоАП РФ.
Считая незаконным привлечение юридического лица к административной ответственности, в поданной в вышестоящий суд жалобе и дополнении к ней генеральный директор ООО «Соломенский лесозавод» Пладов А.В. ставит вопрос об отмене актов субъектов административной юрисдикции и прекращении производства по настоящему делу ввиду недоказанности факта совершения лесопользователем инкриминируемого деяния по приведенным в названных документах мотивам.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В силу требований ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 2 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.
Исходя из ч.3 ст.16 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления вменяемого правонарушения), порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с ч.1 ст.87 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Согласно п.4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 №993, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
В силу положений п.24 Правил заготовки древесины при отводе лесосек для заготовки древесины сплошными рубками в эксплуатационную площадь лесосек не включаются: нелесные и не покрытые лесной растительностью лесные земли (болота, вырубки, прогалины) независимо от их величины; выделенные семенные группы, куртины и полосы; расположенные среди спелых древостоев участки молодняков, средневозрастных насаждений; участки приспевающих лесных насаждений, находящиеся внутри выделов спелых и перестойных древостоев, площадью более 3 га; участки природных объектов, имеющих природоохранное значение; объекты биоразнообразия площадью более 0,1 га.
Допускается выделение неэксплуатационных участков по указанным критериям одновременно с осуществлением лесосечных работ в случаях, если они не были выделены при отводе лесосек. При этом в технологическую карту лесосечных работ вносятся соответствующие изменения.
Заготовка древесины осуществляется в форме рубок, установленных лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов в отношении лесных участков, предоставленных для заготовки древесины на правах аренды или постоянного (бессрочного) пользования. (п.33 Правил заготовки древесины).
Приказом Минприроды России от 27.06.2016 №367 утверждены виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядок осмотра лесосеки.
В соответствии с пп.1, 5 Приложения 1 к данному приказу юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины, лесосечные работы выполняются в соответствии с формой технологической карты согласно Приложению 2 настоящего приказа; технологическая карта лесосечных работ составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. При выполнении лесосечных работ должны соблюдаться условия договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требования лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.
Из Приложения 2 при этом следует, что в технологической карте отражаются месторасположение и характеристика лесосеки; технологические указания по разработке лесосеки; лесоводственные требования; сохранение биоразнообразия; противопожарные мероприятия; охрана труда и техники.
Из материалов дела следует, что в целях заготовки древесины 26 июня 2020 г. между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодателем) и ООО «Соломенский лесозавод» (арендатором) был заключен договор аренды №173-з в отношении лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 49221,2 га, расположенного в Кумсинском, Чебинском, Селегском участковых лесничествах Медвежьегорского лесничества, согласно подп.«ж» п.12 которого арендатор обязан осуществлять установленный вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией.
В период с 21 января 2020 г. по 20 января 2021 г. лесной участок, находящийся в квартале 100, выделе 25, делянке 1 Кумсинского участкового лесничества, использовался для заготовки древесины в виде сплошной рубки спелых и перестойных насаждений на основании лесной декларации от 10 января 2020 г. №2.
В период с 26 января 2020 г. по 25 января 2021 г. лесной участок, находящийся в квартале 117, выделах 3, 7, делянке 1; квартале 117, выделе 22, лесопогрузочный пункт Кумсинского участкового лесничества, использовался для заготовки древесины в виде сплошной рубки спелых и перестойных насаждений на основании лесной декларации от 15 января 2020 г. №3.
Также установлено, что в ходе проведенных 18 и 20 мая 2021 г. уполномоченными сотрудниками ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество» осмотров лесосек были выявлены обстоятельства рубок лесных насаждений, осуществленных ООО «Соломенский лесозавод» в противоречии с заявленными в лесной декларации и технологической карте лесосечных работ сведениями.
Лесничим и государственным инспектором по охране леса обнаружено оставление отдельно стоящих деревьев в общем объеме 446,93 куб.м., компактного участка леса по площади 0,08 га в объеме 3,75 куб.м, в виде куртин деревьев в объеме 38,18 куб.м на площади 0,24 га, что нашло отражение в соответствующих актах.
В связи с фактическим установлением должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушения порядка проведения сплошных рубок лесных насаждений, выразившегося в оставлении отдельно стоящих деревьев, подлежащих рубке, в объеме 191,97 куб.м., компактного участка леса по площади 0,08 га в объеме 3,75 куб.м, в виде куртин деревьев в объеме 38,18 куб.м на площади 0,24 га, 20 января 2022 г. было вынесено постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.25 КоАП РФ, которое по результатам судебного пересмотра оставлено без изменения.
Выводы должностного лица и судьи о наличии в рассматриваемом случае события и квалифицирующих признаков объективной и субъективной сторон состава вменяемого деяния основаны на собранных по делу доказательствах в их совокупности, которым дана правовая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены, наказание назначено по правилам главы 4 КоАП РФ в установленном санкцией ч.2 ст.8.25 КоАП РФ размере, соответствует конституционным принципам справедливости и неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
Вопреки доводам жалобы акты субъектов административной юрисдикции приняты после надлежащего установления всех необходимых обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу об административном правонарушении применительно к заложенной в ч.2 ст.8.25 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного лесонарушения, возложенным на арендатора лесного участка обязанностям и специальному нормативному регулированию, в том числе Лесохозяйственному регламенту Медвежьегорского лесничества Республики Карелия на 2021-2030 гг., утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия №1714 от 30.09.2020, в Приложении 6 которого установлен перечень объектов биологического разнообразия и буферных зон, подлежащих сохранению при осуществлении лесосечных работ.
Исходя из заложенных в главе 26 КоАП РФ норм, доказательства, которые вошли в основу обвинения привлекаемого к административной ответственности лица, являются допустимыми, относимыми и достаточными и обоснованно приняты в качестве таковых при вынесении обжалуемых по настоящему делу актов.
В рассматриваемой конкретной ситуации лесопользователь вопреки определенным в соответствующих документах параметрам при проведении сплошной рубки спелых и перестойных насаждений не выбрал весь необходимый объем деревьев, что привело к выявленному в затронутой сфере нарушению.
Ссылка на недопустимость результатов измерений выявленных нарушений отмену постановления должностного лица и решения судьи не влечет, так как в составленных уполномоченными должностными лицами актах осмотра лесосек указаны наименования и соответствующие сертификаты всех применяемых инструментов, в отношении которых проведение поверки не требуется.
Таким образом, обстоятельства совершения ООО «Соломенский лесозавод» вменяемого деяния установлены и доказаны в процессе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке, несогласие с толкованием субъектами административной юрисдикции положений КоАП РФ и норм законодательства, подлежащих применению, основанием для отмены обжалуемых актов не является.
Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности принятых по делу актов, в жалобе не заявлено.
На основании вышеизложенного постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи надлежит оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного лесного и инспектора в Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 20 января 2022 г. и решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 29 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова