Решение по делу № 2а-990/2017 от 23.10.2017

Дело № 2а-990/2017

                                                    Решение

                                   Именем Российской Федерации

п. Кавалерово                                   23 ноября 2017 года

Кавалеровский районный суд Приморского края в составе

председательствующего судьи – Ивановой Н.Н.

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Кавалеровского района Приморского края Зинченко В.В.

административного ответчика - депутата Думы Кавалеровского муниципального района Приморского края - Колоколкина Константина Борисовича

представителей заинтересованного лица - Думы Кавалеровского муниципального района Приморского края – Шпиль З.А., Потапова М.А.

при секретаре - Кисляковой Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кавалеровского <адрес> в интересах Российской Федерации, Кавалеровского муниципального района <адрес>, неопределенного круга лиц к депутату Думы Кавалеровского муниципального района <адрес> о признании полномочий депутата Думы Кавалеровского муниципального района <адрес> прекращенными

                                                Установил:

Прокурор Кавалеровского <адрес> в интересах Российской Федерации, Кавалеровского муниципального района <адрес>, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании полномочий депутата Думы Кавалеровского муниципального района <адрес> Колоколкина К.Б. прекращенными в соответствии с требованиями чч.7.1, 11 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в обоснование требований указал на то, что в 2016 года прокуратурой Кавалеровского <адрес> проведена проверка исполнения депутатами Думы Кавалеровского муниципального района законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлено, что депутаты Думы Кавалеровского муниципального района, в том числе и Колоколкин К.Б. в нарушение требований законодательства представили в Думу Кавалеровского муниципального района <адрес> неполные сведения о своих доходах и расходах за 2015 год.

В связи с этим прокуратурой Кавалеровского <адрес> в Думу Кавалеровского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, прокурором предложено рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Кавалеровского муниципального района Колоколкина К.Б.

Дума Кавалеровского муниципального района приняла решение согласиться с представлением прокуратуры Кавалеровского <адрес> в части предоставления депутатами, в том числе депутатом Колоколкиным К.Б. недостоверных сведений. Однако вопрос о досрочном прекращении их полномочий Дума решила не рассматривать со ссылкой на неумышленное предоставление депутатами недостоверных сведений и предоставления уточненных справок на момент рассмотрения представления.

Решением Кавалеровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора Кавалеровского <адрес> указанное выше решение Думы Кавалеровского муниципального района не рассматривать вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, признано незаконным. ДД.ММ.ГГГГ решением этого же суда от по иску прокурора Кавалеровского <адрес> признано незаконным бездействие Думы Кавалеровского муниципального района, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутатов, в том числе депутата Колоколкина К.Б.

До настоящего времени решение о прекращении полномочий депутата Колоколкина К.Б. Думой Кавалеровского муниципального района не принято.

В силу чч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, чч.4,5 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч.4.1 ст.30, ч.4 ст.31 Устава Кавалеровского муниципального района депутат выборного органа местного самоуправления обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, неисполнение установленных законом обязанностей влечет досрочное прекращение полномочий депутата.

Прокурор считает, что осуществление депутатом Колоколкиным К.Б. своих полномочий, в то время как они должны быть прекращены в силу прямого указания закона, нарушает права неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления, затрагивает интересы Кавалеровского муниципального района, не исполнение депутатом требований антикоррупционного законодательства нарушает интересы Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Кавалеровского <адрес> ФИО3 заявленные требования поддержала в полном обьеме.

Административный ответчик – депутат Думы Кавалеровского муниципального района <адрес> Колоколкин К.Б. против удовлетворения требований возражал, указал, что справку о своих дохода, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера заполнял впервые, не знал в каком объеме необходимо было вносить в нее сведения, умысла на предоставление недостоверных сведений в справке не имел, считает, что в его действиях отсутствуют признаки коррупционного проступка, за совершение которого его полномочия, как депутата, должны быть прекращены.

Представители заинтересованного лица – Думы Кавалеровского муниципального района Шпиль З.А., ФИО6 просили суд в удовлетворении административного искового заявления отказать по доводам, изложенным административным ответчиком, указав одновременно на пропуск административным истцом срока обращения в суд.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу п.2 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств (ч.5 ст.180 КАС РФ).

Как установлено в судебном заседании, решением территориальной избирательной комиссии Кавалеровского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ избранным депутатом Думы Кавалеровского муниципального района по одномандатному избирательному округу признан Колоколкин К.Б.

В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, представленной ДД.ММ.ГГГГ в аппарат Думы Кавалеровского муниципального района <адрес> депутатом Думы Кавалеровского муниципального района <адрес> Колоколкиным К.Б. не были отражены сведения об открытых счетах в АО «Россельхозбанк». Кроме того, им также не были отражены сведения о имеющихся транспортных средствах и об участии в коммерческой организации ООО «Кавалеровотранс», ООО «Кавалеровотрансавто».

Судом установлено, что в июне 2016 года прокуратурой Кавалеровского <адрес> проведена проверка исполнения депутатами Думы Кавалеровского муниципального района <адрес> законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки выявлены факты нарушения депутатами действующего законодательства о противодействии коррупции по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, в том числе указанный факт предоставления депутатом Думы Кавалеровского муниципального района <адрес> Колоколкиным К.Б. недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год.

По данному факту прокурором Кавалеровского <адрес> в Думу Кавалеровского муниципального района <адрес> было направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ исх. «Об устранении нарушений Федерального закона «О противодействии коррупции» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»».

ДД.ММ.ГГГГ Дума Кавалеровского муниципального района <адрес> приняла решение , которым согласилась с представлением прокуратуры Кавалеровского <адрес> в части предоставления депутатами, в том числе, Колоколкиным К.Б. не достоверных сведений, вопрос о досрочном прекращении их полномочий в связи с предоставлением сведений не умышленно, решила не рассматривать, за предоставление недостоверных сведений депутатам, в том числе и Колоколкину К.Б. было объявлено порицание.

Решением Кавалеровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ пункт 2 решения Думы Кавалеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О представлении прокуратуры Кавалеровского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений Федерального закона «О противодействии коррупции» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» признан незаконным, не соответствующим чч.7.1, 11 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп.4, 5 ст.31 Устава Кавалеровского муниципального района.

В связи с неисполнением требований ч.7.1 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о досрочном прекращении полномочий депутатов, в том числе депутата Колоколкина К.Б. ДД.ММ.ГГГГ прокурор Кавалеровского <адрес> в интересах Российской Федерации, Кавалеровского муниципального района <адрес>, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Думе Кавалеровского муниципального района <адрес>, в котором просил признать незаконным бездействие Думы Кавалеровского муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутатов, в том числе депутата Колоколкина К.Б. в связи с неисполнением депутатами обязанностей, предусмотренных ч.4 ст.12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», считать полномочия депутатов, в том числе депутата Колоколкина К.Б. прекращенными в соответствии с требованиями чч.7,11 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решением Кавалеровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление прокурора Кавалеровского <адрес> было удовлетворено в полном объеме.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Кавалеровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части, которой постановлено считать полномочия депутатов Думы Кавалеровского муниципального района <адрес>, в том числе и Колоколкина К.Б. прекращенными в соответствии с требованиями чч.7,11 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отменено, и в этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Кавалеровского <адрес>, в остальной части решение суда оставлено без изменения.

Как следует из решения Кавалеровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, после вступления в законную силу решения Кавалеровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прокурором Кавалеровского <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ Думе Кавалеровского муниципального района <адрес> было предложено вернуться к рассмотрению представления прокурора Кавалеровского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законном порядке.

В письменном ответе прокурору Кавалеровского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ председатель Думы Кавалеровского муниципального района <адрес> указал, что вступление в законную силу решения Кавалеровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для повторного рассмотрения представления прокурора.

Таким образом, суд приходит к выводу, что, получив указанный ответ Думы Кавалеровского муниципального района Приморского края – представительного органа местного самоуправления, в исключительную компетенцию которого входит решение вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов выборного органа местного самоуправления, административный истец узнал о нарушении права неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления, о нарушении законных интересов Кавалеровского муниципального района и Российской Федерации.

Из объяснений представителя административного истца в судебном заседании также установлено, что о нарушении права неопределенного круга лиц и законных интересов муниципального образования и Российской Федерации административному истцу действительно было известно ДД.ММ.ГГГГ вследствие обращения в суд с требованиями к Думе Кавалеровского муниципального района <адрес> считать полномочия депутатов Думы Кавалеровского муниципального района, в том числе депутата Колоколкина К.Б. прекращенными в соответствии с требованиями чч.7,11 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В суд с административным иском по настоящему административному делу административный истец обратился 23.10.2017 года, то есть за пределами установленного Законом срока для обращения с такими требованиями, а именно установленного ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока обращения в суд за восстановлением нарушенного права.

С заявлением о восстановлении пропущенного срока обращения в суд административный истец не обращался.

При установлении судом причин пропуска срока обращения в суд каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления по настоящему административному делу в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении прав неопределенного круга лиц, законных интересов муниципального образования и Российской Федерации, представителем административного истца не приведено, при рассмотрении административного дела не установлено.

Из объяснений представителя административного истца следует, что в суд с административным исковым заявлением по настоящему административному делу административный истец длительное время не обращался в связи с подачей в суд административного иска с аналогичным требованием к Думе Кавалеровского муниципального района <адрес>.

Суд считает, что обращение административного истца с иным административным иском в суд не может свидетельствовать об уважительности причины пропуска срока обращения в суд, поскольку такое обращение не препятствовало административному истцу обратиться в суд непосредственно к депутату Думы Кавалеровского муниципального района <адрес> с требованием считать полномочия депутата прекращенными в соответствии с требованиями чч.7,11 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу положений ст.219 КАС РФ не приостанавливает течение срока.

С учетом установленных выше обстоятельств суд приходит к выводу, что оснований для восстановления пропущенного срока не имеется, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.

Утверждения представителя административного истца о том, что срок обращения в суд с требованием, заявленным к депутату Думы Кавалеровского муниципального района <адрес> Колоколкина К.Б. о признании его полномочий прекращенными не пропущен, поскольку сущность заявленных требований состоит в установлении факта, имеющего юридическое значение, - факта досрочного прекращения полномочий депутата, при применении аналогии закона на основании ч.4 ст.2 КАС РФ нормами гражданского процессуального законодательства, которые регулируют порядок и условия установления юридических фактов, срок исковой давности для разрешения заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, не установлен, суд находит несостоятельными.

Согласно ч.4 ст.2 КАС РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Ссылка представителя административного истца на гл.28 ГПК РФ, по мнению суда, неправомерна, поскольку указанная норма процессуального права не регулирует административные и иные публичные правоотношения, не связана с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, и, таким образом, суд считает, что аналогия закона в данном случае не применима.

Нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предусматривают установление фактов, имеющих юридическое значение, признание полномочий депутата прекращенными подлежит доказыванию по правилам процессуального закона в рамках гл. 22 КАС РФ.

В силу ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ депутат является лицом, замещающим муниципальную должность. Настоящее административное дело регламентирует публичные правоотношения, вытекающие из деятельности депутата представительного органа местного самоуправления. Следовательно, при рассмотрении административного дела о признании полномочий депутата прекращенными подлежит применению ст.219 КАС РФ.

Поскольку в соответствии с приведенными выше процессуальными нормами возможность судебной защиты нарушенных прав обусловлена необходимостью соблюдения установленных законом процессуальных сроков, пропуск срока обращение в суд в силу ч.8 ст.219 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, в силу ч.5 ст.180 КАС РФ доводы административного ответчика о том, что требования заявлены ненадлежащим административным истцом, последним избран ненадлежащий способ защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, доводы представителей заинтересованного лица – Думы Кавалеровского муниципального района Шпиль З.А. и ФИО6 о том, что депутат представительного органа муниципального образования не может являться административным ответчиком, правового значения не имеют, и, таких доказательств суду не предоставлено.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227 КАС РФ, суд

                                        Решил:

В удовлетворении требований прокурора Кавалеровского <адрес> в интересах Российской Федерации, Кавалеровского муниципального района <адрес>, неопределенного круга лиц о признании полномочий депутата Думы Кавалеровского муниципального района <адрес> Колоколкина Константина Борисовича прекращенными по основанию, предусмотренному чч.7.1, 11 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Кавалеровский районный суд Приморского края.

Судья                        Н.Н. Иванова

2а-990/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кавалеровского района Приморского края
Ответчики
Депутат Думы Кавалеровского муниципального района Колоколкин Константин Борисович
Другие
Дума Кавалеровского муниципального района Приморского края
Ржеуский А.А.
Суд
Кавалеровский районный суд Приморского края
Дело на странице суда
kavalerovsky.prm.sudrf.ru
23.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
26.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
08.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2017[Адм.] Судебное заседание
23.11.2017[Адм.] Судебное заседание
29.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее