Дело № 2-3872/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Фишер Л.А.,
с участием представителя истца Тихомировой А.В.,
представителя ответчика Зеленцова Д.В.,
представителя третьего лица Красновой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
26 декабря 2017 года гражданское дело по иску Межогских Е.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми об обязании включить в стаж работы, дающий право на льготное обеспечение, определенный период в льготном исчислении, установить досрочную страховую пенсию по старости,
у с т а н о в и л:
Межогских Е.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (далее по тексту - ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми) о признании права на назначение страховой пенсии по старости досрочно по основаниям, предусмотренным п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 июня 2017 года, включив в подсчет стажа, работы, связанного с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период работы с <...> г. по <...> г. в должности акушерки отделения патологии беременности Ухтинского межтерриториального родильного дома в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 декабря 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ РК «Ухтинский межтерриториальный родильный дом» (далее по тексту – ГБУЗ «УМРД»).
Истец Межогских Е.М., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истца Тихомирова А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика Зеленцов Д.В., выступая в суде, исковые требования не признал по изложенным в отзыве основаниям, указав на отсутствие наименования должности истца в Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, за спорный период у истца стоит кодировка МКС.
Представитель третьего лица ГБУЗ «УМРД» Краснова Л.Г. в судебном заседании пояснила, что Межогских Е.М. работает в ГБУЗ «УМРД» с <...> г. по настоящее время. Несмотря на изменения названия отделения, в котором работает истец, её должностные обязанности на протяжении всего периода работы не менялись.
По правилам статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии истца.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При этом в соответствии с положениями ч. 2 ст. 33 ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Частью 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подп. «н» п. 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Как следует из материалов дела, 01 июня 2017 года Межогских Е.М. обратилась в ГУ-УПФР в г. Ухте Республике Коми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья граждан.
Решением ГУ-УПФР в г. Ухте Республике Коми от <...> г. № .... Межогских Е.М. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы, связанного с лечебной деятельностью. Из содержания решения об отказе в установлении пенсии следует, что период работы истца в должности акушерки отделения патологии беременности ГБУЗ «УМРД» с <...> г. по <...> г. учтен в календарном исчислении. Ответчиком определен стаж работы истца, связанный с медицинским обслуживанием населения в городе, как 29 лет 07 месяцев 20 дней.
Согласно трудовой книжке истца, надлежащая копия которой была представлена в пенсионный фонд, Межогских Е.М. с <...> г. принята на должность акушерки отделения патологии беременности Межтерриториального родильного дома г. Ухта (приказ № .... от <...> г.). С <...> г. истец работает акушеркой акушерского отделения патологии беременности б/сроков (приказ № .... от <...> г.).
На основании постановления главы администрации г. Ухты от 27 апреля 1993 года № 223 и свидетельства № 1239-р родильный дом получил статус юридического лица и был зарегистрирован как объединенный городской родильный дом. С 01 января 1997 года Ухтинский городской объединенный родильный дом передан в собственность Республики Коми и переименован в Государственное учреждение здравоохранения «Ухтинский межтерриториальный родильный дом». На основании постановления Правительства Республики Коми от 17 июня 2001 года № 271 учреждение переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Ухтинский межтерриториальный родильный дом».
Согласно уставу ГБУЗ «УМРД» осуществляет деятельность в целях обеспечения доступности и удовлетворения потребности населения в квалифицированной стационарной и амбулаторной акушерско-гинекологической помощи.
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 регулирует соответствующий порядок, относительно периодов работы до 1 ноября 1999 года. Им установлен льготный подсчет стажа 1 год за 1 год и 6 месяцев, в том числе, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
Пунктом 2 данного Постановления Совета Министров РСФСР, предусмотрено, что работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и три месяца; среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы считать за один год и шесть месяцев.
Согласно п. 2 Постановления от 06.09.1991 № 464 в льготном порядке как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев производится исчисление сроков выслуги, в том числе, врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года, действовавшим и применявшимся в период спорных правоотношений, было предусмотрено исчисление периодов работы в должности акушерок, включая старших, в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, в том числе в родильном доме, в льготном порядке как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
По действующему в настоящее время Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 также в льготном порядке как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев производится исчисление сроков выслуги акушеркам, включая старших, отделений хирургического профиля, в том числе акушерского патологии беременности стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка. В пункте 20 Списка указан родильный дом.
Из представленных документов следует, что периоды работы истца в ГБУЗ «УМРД» с <...> г. по <...> г., с <...> г. по <...> г. в должности акушерки акушерского отделения патологии беременности ГБУЗ «УМРД» включены в подсчет стажа, дающего права на льготное пенсионное обеспечение в льготном порядке (один год работы за один год и шесть месяцев).
Вместе с тем, судом установлено, что с <...> г. Межогских Е.М. работала акушеркой в одном и том же отделении патологии беременности, за весь период работы истца в отделении наименование отделения менялось: в 1997 году – отделение патологии беременности, в 1998 году акушерское отделение патологии беременности больших сроков, с 17 октября 2003 года - акушерское отделение патологии беременности № 1, с 01 января 2013 года – акушерское отделение патологии беременности. При отсутствии в наименовании отделения акушерское, ответчик засчитал периоды работы истца в том же отделении в календарном исчислении.
Таким образом, установлено, что учреждение и наименование должности истца соответствует Спискам, дающим право на льготное исчисление стажа, работа истца в условиях стационара подтверждена, при этом ошибочное наименование отделения патологии беременности вместо предусмотренного Списками отделения акушерского патологии беременности не может повлиять на пенсионные права истца. Следовательно, требование Межогских Е.М. о включении в медицинский стаж в льготном исчислении период работы с <...> г. по <...> г. подлежит удовлетворению.
Суммируя все учтенные ответчиком периоды лечебной деятельности, а также спорный период, который подлежит включению по решению суда, на день обращения к ответчику 01 июня 2017 года у истца выработан необходимый 30-летний стаж медицинской деятельности, что является основанием для установления досрочной пенсии, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При таких обстоятельствах отказ ГУ-УПФР в г. Ухте Республике Коми в досрочном назначении Межогских Е.М. страховой пенсии являлся незаконным и нарушает её права, в связи с чем, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность назначить истцу пенсию с момента обращения, то есть с 01 июня 2017 года.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, истец Межогских Е.М. обратилась за юридической помощью к ИП Горбунову С.Н., оплатила его услуги, общая стоимость которых составила 10000 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № .... от 13.10.2017.
При определении размера расходов на оплату услуг представителя суд полагает необходимым исходить из характера спора, длительности судебного разбирательства, количества судебных заседаний с участием представителя (три судебных заседаний – <...> г., <...> г., <...> г.), объема проделанной работы (консультации, составление иска в суд, участие в суде), сложности спора, удовлетворения заявленных требований, принципа разумности и справедливости.
С учетом этих обстоятельств, суд считает, что с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 6000 руб., так как эта сумма при указанных конкретных обстоятельствах дела, характеризующих объем проделанной представителем работы по данному делу, является разумной и не чрезмерной, а также соответствует сложившимся в Республике Коми тарифным ставкам на услуги, оказываемые адвокатами.
Кроме того, по правилам ст. 98 ГПК РФ с ответчика, как с проигравшей стороны, в пользу истца надлежит взыскать уплаченную при подаче иска пошлину в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Межогских Е.М. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми включить в стаж работы Межогских Е.М., дающий право на льготное пенсионное обеспечение, период работы с <...> г. по <...> г. в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми назначить Межогских Е.М. досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии – с 01 июня 2017 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми в пользу Межогских Е.М. судебные издержки, состоящие из расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходов на оплату услуг представителя в размере 6 000 рублей, всего 6 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 09.01.2018.
Судья С. С. Логинов