Решение по делу № 8а-9412/2020 [88а-9586/2020] от 17.11.2020

Дело № 2а-4864/2020

88а-9586/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                  23 декабря 2020 года

Кассационное определение в окончательной форме изготовлено 11 января 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.,

судей Ровенко П.А., Королевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административных истцов Бысыева <данные изъяты> и Бысыевой <данные изъяты> на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Бысыева Е.С. и Бысыевой Д.Д. к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Бысыев Е.С. и Бысыева Д.Д. обратились в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения права.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что они как многодетная семья ДД.ММ.ГГГГ обратились в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для использования под индивидуальное жилищное строительство. Письмом МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка отказано ввиду нахождения на нем объекта незавершенного строительства – двухэтажного дома. В ответ на жалобу Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка признал правомерным в связи с наличием права третьего лица на испрашиваемый земельный участок.

С отказом в предоставлении земельного участка они не согласны, считают его незаконным, поскольку зарегистрированные права в отношении земельного участка и объекта незавершенного строительства отсутствуют, а решение Комиссии по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков для ведения садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства на территории городского округа «город Якутск» от ДД.ММ.ГГГГ год, на которое ссылается административный ответчик в обоснование наличия прав третьих лиц в отношении испрашиваемого земельного участка, не может являться основанием к отказу в предоставлении им земельного участка, поскольку истек двухлетний срок его действия. Решение о предоставлении земельного участка другому лицу не принималось, договор аренды земельного участка не был заключен.

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска и МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск».

На основании протокольного определения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО5

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административных исковых требований Бысыева Е.С. и Бысыевой Д.Д. отказано. Суды пришли к выводу о законности оспариваемых решений в связи с тем, что размещение на испрашиваемом земельном участке объекта незавершенного строительства и наличие ограждения, не принадлежащих заявителям, препятствует предоставлению им земельного участка для испрашиваемых целей.

ДД.ММ.ГГГГ Бысыевым Е.С. и Бысыевой Д.Д. через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование кассационной жалобы административные истцы ссылаются на неправильное применение судами норм материального права, считая, что в отсутствие договора аренды земельного участка, заключенного на основании предварительного решения о его предоставлении и зарегистрированного в установленном законом порядке, третье лицо не имело право использовать земельный участок и возводить на нем здания, строения, а также не обладает правом на защиту владения, предусмотренным статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации. Спор о праве на недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, отсутствует, срок действия решения о согласовании предоставления земельного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ не был установлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы и исследования материалов административного дела таких оснований не усматривается.

Как установлено пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в несколько этапов, включая, в том числе: подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

По результатам рассмотрения и проверки заявления уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 названной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Подпунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Бысыев Е.С. и Бысыева Д.Д., как многодетная семья, обратились в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для использования под индивидуальное жилищное строительство.

Письмом МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» от ДД.ММ.ГГГГ Бысыевым отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка со ссылкой на подпункт 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду нахождения на земельном участке объекта незавершенного строительства – двухэтажного дома из бруса, поврежденного пожаром.

ДД.ММ.ГГГГ Бысыевым Е.С. и Бысыевой Д.Д. на указанный отказ была подана жалоба на имя главы Окружной администрации г. Якутска.

Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении жалобы отказано в связи с наличием прав третьего лица на испрашиваемый земельный участок и расположенный на нем объект, возникших на основании решения Комиссии по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков для ведения садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства на территории городского округа «город Якутск» от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании предоставления земельного участка площадью 800 кв.м. в аренду под дачу сроком на десять лет ФИО5

Оставляя требования Бысыева Е.С. и Бысыевой Д.Д. без удовлетворения, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о законности оспариваемого отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с расположением на испрашиваемом земельном участке забора и объекта незавершенного строительства (сгоревшего дома) в отсутствие сведений о его принадлежности на праве собственности административным истцам, а также наличием предварительного решения о согласовании предоставления спорного участка в аренду третьему лицу.

Оснований не согласиться с данными выводами судов не имеется.

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ на испрашиваемом административными истцами земельном участке находится забор с воротами и калиткой, объект незавершенного строительства – двухэтажный дом из бруса (обугленный).

По смыслу подпункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации нахождение на земельном участке строения независимо от наличия на данный объект зарегистрированных прав является объективным препятствием для реализации административными истцами права на приобретение такого земельного участка, поскольку до урегулирования вопросов, связанных с законностью нахождения в границах испрашиваемого к предоставлению земельного участка имущества, не принадлежащего заявителям, земельный участок не может считаться свободным от прав третьих лиц. В материалах дела также отсутствуют доказательства признания в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации расположенного на спорном земельном участке объекта самовольной постройкой и принятия решения о ее сносе.

При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Бысыевым Е.С. и Бысыевой Д.Д. требований является правильным.

Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административных истцов в суде первой и апелляционной инстанции, по своей сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и исследованных доказательств, поэтому в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанции не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела, основания для отмены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 октября года оставить без изменения, кассационную жалобу Бысыева Е.С. и Бысыевой Д.Д. - без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

8а-9412/2020 [88а-9586/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Бысыева Диана Дмитриевна
Бысыев Евгений Сулейманович
Ответчики
ОА г.Якутска
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зиганшин Игорь Камильевич
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
23.12.2020Судебное заседание
23.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее