Дело № 2а-320/2021
УИД 68RS0025-01-2021-000562-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2021 года с. Староюрьево
Судья Староюрьевского районного суда Тамбовской области Митрофанова О.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Староюрьевского района Тамбовской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, возложении обязанности по устранению выявленного нарушения,
установил:
Прокурор Староюрьевского района Тамбовской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Староюрьевский районный суд Тамбовской области с административным исковым заявлением к администрации Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия администрации Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области, выразившегося в не принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, возложении обязанности по устранению выявленного нарушения.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой Староюрьевского района Тамбовской области проверки соблюдения требований законодательства о благоустройстве территории сельских поселений, установлено, что на территории Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области, между ул. Погореловка и ул. Лозиново, д.№ с. Подгорное Староюрьевского района Тамбовской области находится несанкционированная свалка. Лица, разместившие отходы в несанкционированном месте неизвестны, земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка не находится в собственности либо владении граждан и юридических лиц.
Полагая, что в силу положений п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.03.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 12 ст. 12 Закона Тамбовской области от 27.02.2017 г. № 86-З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области» участие в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения сельского поселения, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на неразграниченных землях возлагается на органы местного самоуправления сельского поселения, а в данном случае на администрацию Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области, наличие данной несанкционированной свалки негативно влияет на состояние окружающей природной среды, создает угрозу здоровью населения, что свидетельствует о нарушении администрацией Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области норм гражданского законодательства, в том числе: ст.ст. 2, 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Правил благоустройства территории Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области, ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» просит признать незаконным бездействие администрации Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области, выразившееся в не принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной между ул. Погореловка и ул. Лозиново, д. № с. Подгорное Староюрьевского района Тамбовской области на территории Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области и обязать администрацию Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную между ул. Погореловка и ул. Лозиново, д.№ с. Подгорное Староюрьевского района Тамбовской области.
Определением суда от 24.09.2021 г. настоящее административное дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии с ч.1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 КАС РФ.
Положения ч. 1 ст. 39 КАС РФ предоставляют прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положениями ст. 42Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Из положений ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, один из которых соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.
Из положений ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Из положений ст. 8, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из положений ст. 13Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений п. 19 ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.03.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного самоуправления сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии Правилами благоустройства территории сельсовета Подгорненского Староюрьевского района Тамбовской области, утвержденных решением Подгорненского сельского Совета народных депутатов от 28.04.2017 г. № 168, под благоустройством территории понимается комплекс предусмотренных Правилами мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Под несанкционированной свалкой понимается территория, используемая, но не предназначенная для размещения на ней отходов и мусора. Администрация сельсовета за счет средств бюджета сельсовета обеспечивает благоустройство территорий общего пользования: улиц, площадей, скверов, парков, остановок общественного транспорта, пешеходных территорий и иных территорий, за исключением территорий, благоустройство которых обязаны осуществлять юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами. Запрещается оставлять на улице бытовой мусор, образовывать свалки отходов, выливать жидкие отходы и нечистоты в канализационные люки, на тротуары, проезжую часть дорог, берега рек, складировать строительные материалы, твердое топливо, строительные и промышленные отходы на улицах, проездах, дворах и других неустановленных местах на территории сельсовета. Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.
Письмом Минприроды России от 11.10.2019 г. № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО» разъяснено, что прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно примечанию кп. 7.8Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Прокуратурой Староюрьевского района Тамбовской области в ходе проверки соблюдения требований законодательства о благоустройстве на территории Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области выявлено, что между ул. Погорелова и ул. Лозиново, № с. Подгорное Староюрьевского района Тамбовской области, относящейся к территории Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области имеет место несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов, состоящее из полиэтиленовых пакетов, строительного мусора, срубленных ветвей деревьев и кустарников, сорной растительности и т.д. Собственник несанкционированной свалки не известен, что подтверждается рапортом помощника прокурора Староюрьевского района Тамбовской области от 31.08.2021 г., фотоматериалом.
Выявленные в результате проверки нарушения требований законодательства о благоустройстве территории поселения, администрацией Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области не устранены, что административным ответчиком не оспаривается, несанкционированная свалка не устранена.В связи с тем, что неисполнение требований законодательства по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной между ул. Погореловка и ул. Лозиново, № с. Подгорное Староюрьевского района Тамбовской области, относящейся к территории Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, заявленные административным истцом административные исковые требования, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Установленный для обращения в суд трехмесячный срок, предусмотренный ч. 11 ст. 219 КАС РФ не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Староюрьевского района Тамбовской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, возложении обязанности по устранению выявленного нарушения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области в не принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной между ул. Погореловка и ул. Лозиново, д.№ с.Подгорное, Староюрьевского района Тамбовской области на территории Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области.
Обязать администрацию Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную между ул. Погореловка и ул. Лозиново, д.№ с.Подгорное Староюрьевского района Тамбовской области на территории Подгорненского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного производства) может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Староюрьевский районный суд Тамбовской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии настоящего решения.
Судья О.А. Митрофанова