Дело № 3а-3/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2021 года г. Петропавловск-Камчатский
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Венина А.Н.,
при секретаре Ткаченко А.В.,
при участии представителя административного истца Олейниковой Н.И. адвоката Котлярчук Е.А., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю Шевчук В.С., представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края Лопковой Е.И., представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Жилиной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Олейниковой Натальи Исааковны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю и Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Олейникова Н.И. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее также – Управление Росреестра по Камчатскому краю), Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее также – Министерство) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости: земельного участка площадью 6 034 кв. м с кадастровым номером №, земельного участка площадью 1 499 кв. м с кадастровым номером №, земельного участка площадью 2508 кв. м с кадастровым номером №, земельного участка площадью 6257кв. м с кадастровым номером №, земельного участка площадью 1197кв.м с кадастровым номером №, земельного участка площадью 1 193кв. м с кадастровым номером №, земельного участка площадью 1 209 кв. м с кадастровым номером №, земельного участка площадью 1 205 кв. м с кадастровым номером №, земельного участка площадью 1 207 кв. м с кадастровым номером №, земельного участка площадью 1 228 кв. м с кадастровым номером №, земельного участка площадью 1991кв.м с кадастровым номером №, земельного участка площадью 94634 кв. м, с кадастровым номером №, земельного участка площадью 40279 кв. м с кадастровым номером №, расположенных по адресу: Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Заявленные требования административным истцом Олейниковой Н.И. мотивированы следующим.
На праве собственности ей принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: №, кадастровая стоимость которых по состоянию на 17 декабря 2013года определена из расчета 564 руб. 06 коп. за 1кв.м и составляет, соответственно: 3403538 руб. 04 коп., 845525 руб. 94 коп., 1414662 руб. 48 коп., 3529323 руб. 42 коп., 675179 руб. 82 коп., 672923 руб. 58 коп., 681948 руб. 54коп., 679692 руб. 3 коп., 680820 руб. 42 коп., 692665 руб. 68 коп., 1123043 руб. 46 коп., 53 379 254 руб. 04 коп., 22719772руб. 74 коп.
Полагает, что при оценке спорных земельных участков был неправильно определен вид разрешенного использования «для дачного строительства, садоводства и огородничества», в то время как вид разрешенного использования для этих участков «для сельскохозяйственного использования». В связи с чем кадастровая стоимость этих участков должна определяться из расчета 1 руб. 99коп. за 1 кв. м.
5 октября 2020года административный истец обращался в Управление Росреестра по Камчатскому краю, а 17 ноября 2020 года в Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края с заявлением об исправлении ошибки и приведении в соответствие кадастровой стоимости земельных участков по указанным выше основаниям, которые оставлены без удовлетворения.
Посчитав, что результаты определения кадастровой стоимости необоснованно увеличивают расходы по уплате земельного налога, ОлейниковаН.И. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным иском. Полагает, что срок пропущен по уважительной причине, так как спорное имущество перешло к ней по праву наследования. 23 декабря 2019 года судом вынесено решение о вступлении в наследство, в которое в сентябре 2020 года были внесены изменения. Также полагает, что пропуск срока не является основанием для отказа в принятии заявления, если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости. Оценка кадастровой стоимости принадлежащих Олейниковой Н.И. земельных участков после 2012 года не проводилась. Иного способа пересмотра кадастровой стоимости земельных участков, кроме как через суд не установлено.
В отзыве на административное исковое заявление и в дополнении к нему административный ответчик Управление Росреестра по Камчатскому краю выражает несогласие с требованиями административного истца. Указывает на то, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена на основании проведенной КГБУ «Камчатская государственная кадастровая оценка» государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2020 года в соответствии с приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края № 113 от 15 августа 2019 года. Результаты определения кадастровой стоимости утверждены приказом Министерства № 179 от 12 ноября 2020 года и внесены в Единый государственный реестр недвижимости 21января 2021 года. Также указывает, что Управление не наделено полномочиями по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости. Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проводится не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведения предыдущая оценка. В период между датами проведения государственной кадастровой оценки полномочиями по определению кадастровой стоимости наделен филиал ФГБУ «ФКП Росреестр» по Камчатскому краю. Полагает, что для выявления реестровой ошибки и утверждения новой кадастровой стоимости земельных участков необходимо обратиться к заказчику работ по государственной кадастровой оценке 2012 года, а именно в Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края.
В своем отзыве административный ответчик Министерство имущественных и земельных отношений указывает, что кадастровая стоимость указанных земельных участков установлена на основании проведенной государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2020 года. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный кадастр недвижимости 21января 2021 года. Административный иск Олейниковой Н.И. принят к производству Камчатского краевого суда определением от 1 февраля 2021 года, то есть за пределами установленного пятилетнего срока с момента утверждения предыдущей кадастровой стоимости и после внесения результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки. 12 ноября 2020 года приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края № 179 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов, в том числе земельных участков категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Камчатского края по состоянию на 1 января 2020 года. В соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226, земельные участки, принадлежащие истцу, по результатам группировки отнесены к оценочной группе «Сельскохозяйственное использование» 1. Сегмента «Сельскохозяйственное использование» с кодом расчета вида использования 01:000, на основании чего удельный показатель кадастровой стоимости составил 2,80 руб./кв.м. Считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков по состоянию на 1января 2012 года не подлежат удовлетворению по причине истечения срока давности.
Административный истец Олейникова Н.И. о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила дело рассмотреть в её отсутствие с участием представителя адвоката Котлярчук Е.А.
Представитель административного истца адвокат Котлярчук Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске и дополнении к нему. Поддержала ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Дополнительно пояснила, что 13 октября 2020 года истец вступила в наследство и получила в собственность вышеуказанные земельные участки. О неправильном применении оценочной группы видов разрешенного использования принадлежащих ей земельных участков истец узнала только после получения выписок из Управления Росреестра. В период, установленный законодательством для оспаривания кадастровой стоимости земельных участков, у Олейниковой Н.И. не было юридических оснований для обращения в суд с указанным иском. Исходя из того, что на данные земельные участки государственная кадастровая оценка 2020 года установила вид разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования», можно сделать вывод о том, что в предыдущей оценке по состоянию на 1 января 2012года была допущена ошибка при определении разрешенного вида использования указанных земель.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края Лопкова Е.И. возражала относительно удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Камчатскому краю Шевчук В.С. также полагала требования Олейниковой Н.И. неподлежащими удовлетворению ввиду утверждения результатов новой кадастровой оценки спорных объектов недвижимости. Порядок и правильность произведенного административным истцом расчета кадастровой стоимости земельных участков, исходя из вида разрешенного сельскохозяйственного использования, не оспаривала.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Жилина Т.Ю. возражала относительно удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве административного ответчика Управления Росреестра по Камчатскому краю.
Заинтересованные лица Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и администрация Петропавловск-Камчатского городского округа о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд, руководствуясь положениями статьи 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно абзацу 1 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее также – постановление Пленума ВСРФ от 30 июня 2015 года № 28) с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 135-ФЗ).
В соответствии с абзацем 2 статьи 24.18 Федерального закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно положениям абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, пункту 1 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Из разъяснений, изложенных в пункте 13 постановления Пленума ВСРФ от 30 июня 2015 года № 28, следует, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости сведения об оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № были внесены в государственный кадастр недвижимости 17 декабря 2013 года. Право собственности Олейниковой Н.И. на земельные участки с кадастровыми номерами с № по № и с № по № зарегистрировано 5 июня 2020года, на земельные участки с кадастровыми номерами с № по № – 8 июня 2020 года (л.д. 21-59).
Досудебный порядок обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, предусмотренный статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, для физического лица не является обязательным.
Административное исковое заявление Олейниковой Н.И. поступило в Камчатский краевой суд 26 января 2021 года (л.д. 79), то есть с пропуском установленного законом срока, так как на дату обращения Олейниковой Н.И. в суд в государственный кадастр недвижимости внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости
В силу пункта 8 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015года №28 пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 12 ноября 2020 года № 179 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Камчатского края, по состоянию на 1 января 2020 года. В том числе определена и утверждена кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 1января 2020 года.
По мнению истца, уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд с заявлением для обжалования результатов определения архивной кадастровой стоимости спорных земельных участков является тот факт, что утратившая свою актуальность кадастровая стоимость земельных участков, определенная по состоянию на 17 декабря 2013 года, служит основанием для расчета и взыскания с неё земельного налога.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно абзацу 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие: исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения; внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения; установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28 постановления Пленума ВСРФ от 30 июня 2015 года № 28).
Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2019 года изменен порядок исчисления налогов по кадастровой стоимости, согласно которому у административного истца не утрачено право на перерасчет земельного налога.
Кроме того, суд считает необходимым принять во внимание в качестве уважительной причины пропуска срока на обращение в суд за защитой своих нарушенных прав возраст Олейниковой Н.И., превышающий 65 лет, и связанную с ним самоизоляцию в период действия правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Камчатского края, связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции, установленных постановлением Губернатора Камчатского края от 10апреля 2020 года № 50.
Установив, что на дату обращения в суд с административным иском (26января 2021 года) у истца сохраняется право на применение результатов кадастровой стоимости, ставшей архивной для целей, установленных законодательством, а именно взыскание с нее земельного налога, суд приходит к выводу о наличии у заявителя объективной заинтересованности в оспаривании архивных сведений и о возможности восстановления Олейниковой Н.И. процессуального срока для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №.
Доводы административных ответчиков о пропуске административным истцом срока на подачу в суд административного искового заявления в связи с внесением результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, основаны на ошибочном толковании положений части 3 статьи 245 КАС РФ и подлежат отклонению.
Рассматривая требования Олейниковой Н.И. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по существу, суд приходит к следующим выводам.
Абзацами 1 и 2 статьи 24.12 Федерального закона №135-ФЗ установлено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее – дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (далее - заказчик работ).
Согласно абзацам 1 и 2 статьи 24.15 указанного Федерального закона определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
В силу абзаца 1 статьи 24.17 Федерального закона №135-ФЗ в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации, который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Из материалов дела следует, что решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 декабря 2019 года исковые требования Олейниковой Н.И. об определении места открытия наследства, признании права собственности на наследуемое имущество удовлетворены. За Олейниковой Н.И. признано право собственности на земельные участки, в том числе с кадастровыми номерами: № общая площадь 6 034 кв. м, № общая площадь 1 499 кв. м, № общая площадь 2 508 кв. м, № общая площадь 6 257 кв. м, № общая площадь 1 197 кв. м, № общая площадь 1 193 кв. м, № общая площадь 1 209 кв. м, № общая площадь 1 205 кв. м, № общая площадь 1 207 кв. м, № общая площадь 1 228 кв. м, № общая площадь 1 991 кв. м, № общая площадь 94 634 кв. м, № общая площадь 40 279 кв. м, расположенные по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, категория земель: земли населенных пунктов (л.д. 13-18).
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 28 сентября 2020 года в вышеуказанное решение вынесены исправления в части указания в описательной части решения двух земельных участков с кадастровыми номерами № и № (л.д. 19-20).
Указанные объекты недвижимости поставлены на кадастровый учет 17декабря 2013года и отнесены к категории земель: земли населенных пунктов. Как указано выше, право собственности Олейниковой Н.И. на спорные земельные участки зарегистрировано 5 и 8 июня 2020года, соответственно (л.д. 21-59).
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 29 ноября 2012 года № 981-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Камчатского края по состоянию на 1 января 2012 года. Указанные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Камчатского края необходимо применять с 1 января 2013года.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 15февраля 2007 года № 39 (в редакции, действовавшей на тот момент времени, далее также – Методические указания) позволяли определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе определенных видов разрешенного использования, в числе которых земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества (подпункт 1.2.4.) и земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования (подпункт 1.2.15).
При определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № они были отнесены оценщиком к виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества», что соответствует 4 группе видов разрешенного использования, определенной в распоряжении Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 29 ноября 2012 года № 981-р.
Исходя из вида разрешенного использования с учетом Методических указаний кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена следующим образом: земельный участок с кадастровым номером № в размере 3403538 руб. 04 коп.; земельный участок с кадастровым номером № в размере 845525 руб. 94 коп., земельный участок с кадастровым номером № в размере 1414662руб. 48 коп.; земельный участок с кадастровым номером № в размере 3529323 руб. 42 коп.; земельный участок с кадастровым номером № в размере 675179 руб. 72 коп.; земельный участок с кадастровым номером № в размере 672923руб. 58 коп.; земельный участок с кадастровым номером № в размере 681948 руб. 54 коп.; земельный участок с кадастровым номером № в размере 679692 руб. 3 коп.; земельный участок с кадастровым номером № в размере 680820 руб. 42 коп.; земельный участок с кадастровым номером № в размере 692665 руб. 68 коп.; земельный участок с кадастровым номером № в размере 1123043 руб. 46 коп.; земельный участок с кадастровым номером № в размере 53379254 руб. 04 коп.; земельный участок с кадастровым номером № в размере 22719772 руб. 74 коп.
Вместе с тем решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 12 октября 2010 года № 294-нд (в редакции, действовавшей на момент постановки спорных земельных участков на кадастровый учет) утверждены Правила землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа (далее также – Правила землепользования).
В силу частей 1 и 2 статьи 14 Правил землепользования виды разрешенного использования земельных участков определены статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для соответствующей территориальной зоны не указанные в градостроительном регламенте не могут применяться в данной территориальной зоне.
Согласно Правилам землепользования вышеуказанные земельные участки расположены в зоне территорий сельскохозяйственного использования и фермерских хозяйств СХ-1.
Указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
Одним из основных видов разрешенного использования для данной зоны являлся «подсобные хозяйства», а вспомогательным – «земельные участки, предоставляемые гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства (садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота), а также несельскохозяйственным и религиозным организациям для ведения сельского хозяйства».
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19 июня 2020 года (л.д. 21-59) видами разрешенного использования указанных выше земельных участков являются «подсобные хозяйства; земельные участки, предоставляемые гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства (садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота), а также несельскохозяйственным и религиозным организациям для ведения сельского хозяйства».
Таким образом, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, соответствуют Правилам застройки.
При этом согласно Правилам застройки для зоны территорий сельскохозяйственного использования и фермерских хозяйств СХ-1 не был предусмотрен такой вид разрешенного использования как «земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества», который был определен оценщиком для установления кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Исходя из вышеизложенного, на основании Методических указаний для определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с кадастровыми номерами № должен был быть применен вид разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования» (подпункт 1.2.15. Методических указаний), который соответствует 15 группе видов разрешенного использования, определенной в распоряжении Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 29 ноября 2012 года № 981-р, что не оспаривалось в судебном заседании заинтересованным лицом Кадастровой палатой и административным ответчиком Управлением Росреестра Камчатского края, которые наделены полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Таким образом, судом достоверно установлено, что при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков были применены недостоверные сведения в части группы вида разрешенного использования земельного участка.
В свою очередь подпунктом 2.4 пункта 2.4.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.15 настоящих Методических указаний, устанавливается равной произведению среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями в составе земель сельскохозяйственного назначения, в пределах того же муниципального района на площадь земельных участков.
Для группы № 15 видов разрешенного использования земельных участков «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования» стоимость одного квадратного метра площади земельного участка в кадастровом квартале № составляет 1 рубль 99 коп. (приложение № 2 к распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 29 ноября 2012 года № 981-р).
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № согласно формуле расчета составляет 12007 руб. 66коп. (1,99 х 6 034кв.м), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 2983 руб. 01 коп.
(1,99 х 1 499 кв. м), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 4 990 руб. 92 коп. (1,99 х 2 508 кв. м), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 12451 рубль 43 коп. (1,99 х 6 257 кв. м), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 2 382 руб. 03 коп. (1,99 х 1 197 кв. м), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 2 374 руб. 07 коп. (1,99 х 1 193 кв. м), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 2 405 руб. 91 коп. (1,99 х 1 209 кв. м), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 2397 руб. 95 коп. (1,99 х 1 205 кв. м), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 2 401 рубль 93 коп. (1,99 х 1 207 кв. м), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 2 443 руб. 72 коп. (1,99 х 1 228 кв. м), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 3 962 руб. 09 коп. (1,99 х 1 991 кв. м), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 188 321 рубль 66 коп. (1,99 х 94 634 кв. м), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 80 155 руб. 21 коп. (1,99 х 40 279 кв. м).
Правильность представленного истцом расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости лицами, участвующими в деле, не оспаривалась.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, утвержденная Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края, является завышенной, рассчитанной с использованием недостоверных сведений, а именно неправильного вида разрешенного использования земельного участка, то есть оценщиком были неверно определены условия, влияющие на кадастровую стоимость объектов недвижимости.
Поскольку документальных данных, опровергающих изложенные выводы, не представлено, суд приходит к выводу о возможности установления по состоянию на 17 декабря 2013 года кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельного участка с кадастровым номером № площадью 6034кв. м в размере 12007 руб. 66 коп.; земельного участка с кадастровым номером № площадью 1499 кв. м в размере 2983 руб. 01 коп.; земельного участка с кадастровым номером № площадью 2508кв. м в размере 4 990 руб. 92 коп.; земельного участка с кадастровым номером № площадью 6 257 кв. м в размере 12 451 руб. 43 коп.; земельного участка с кадастровым номером № площадью 1197кв. м в размере 2382 руб. 03 коп.; земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 193 кв. м в размере 2 374 руб. 07 коп.; земельного участка с кадастровым номером № площадью 1209кв. м в размере 2 405 руб. 91 коп.; земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 205 кв. м в размере 2 397 руб. 95 коп.; земельного участка с кадастровым номером № площадью 1207кв. м в размере 2 401 руб. 93 коп.; земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 228 кв. м в размере 2 443 руб. 72 коп.; земельного участка с кадастровым номером № площадью 1991кв. м в размере 3 962 руб. 09 коп.; земельного участка с кадастровым номером № площадью 94 634 кв. м в размере 188 321 руб. 66 коп.; земельного участка с кадастровым номером № площадью 40279кв. м в размере 80 155 руб. 21 коп.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (абзацы 3 и 5 пункта 25 постановления Пленума ВСРФ от 30 июня 2015года № 28).
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Как следует из материалов дела, с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости Олейникова Н.И. обратилась в суд 26 января 2021 года (л.д. 79). Сведений о том, что административный истец обращался в Комиссию, материалы дела не содержат.
Поскольку на дату рассмотрения дела утверждены и внесены в Единый государственный реестр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2020 года, то установленная судом кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости подлежит применению на период до 1января 2020 года.
Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, Олейникова Н.И. уплатила государственную пошлину в размере 300 руб. в отношении каждого объекта недвижимости, в общей сумме 3 900 руб. (л.д. 77).
При разрешении вопроса о распределении судебных расходов, суд руководствуется разъяснениями, изложенными в пункте 31 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 года № 28, в котором указано, что в случае удовлетворения требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте оценки, судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 900 руб. подлежат взысканию в пользу административного истца с Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости земельных участков.
Руководствуясь статьями 175–180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Олейниковой Натальи Исааковны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2012 года кадастровую стоимость объектов недвижимости, расположенных по адресу: Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский:
– земельного участка площадью 6 034 кв. м с кадастровым номером № в размере 12 007 руб. 66коп.;
– земельного участка площадью 1 499 кв. м с кадастровым номером № в размере 2 983 руб. 01коп.;
– земельного участка площадью 2 508 кв. м с кадастровым номером № в размере 4 990 руб. 92коп.;
– земельного участка площадью 6 257 кв. м с кадастровым номером № в размере 12 451 руб. 43коп.;
– земельного участка площадью 1 197кв. м с кадастровым номером № в размере 2 382 руб. 03коп.;
– земельного участка площадью 1 193 кв. м с кадастровым номером № в размере 2 374 руб. 07коп.;
– земельного участка площадью 1 209 кв. м с кадастровым номером № в размере 2 405 руб. 91коп.;
– земельного участка площадью 1 205 кв. м с кадастровым номером № в размере 2 397 руб. 95коп.;
– земельного участка площадью 1 207 кв. м с кадастровым номером № в размере 2 401 руб. 93коп.;
– земельного участка площадью 1 228 кв. м с кадастровым номером № в размере 2 443 руб. 72коп.;
– земельного участка площадью 1 991 кв. м с кадастровым номером № в размере 3 962 руб. 09коп.;
– земельного участка площадью 94 634 кв. м с кадастровым номером № в размере 188 321 руб. 66коп.;
– земельного участка площадью 40 279 кв. м с кадастровым номером № в размере 80 155 руб. 21коп.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению на период до 1 января 2020 года.
Датой подачи заявления считать 26 января 2021 года.
Взыскать с административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края в пользу административного истца Олейниковой Н.И. расходы по уплате государственной пошлины в размере 3900рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 31 марта 2021 года.
Председательствующий А.Н. Венин