Решение по делу № 12-23/2024 от 06.03.2024

Дело № 12-23/2024                                                          .....

УИД № 42RS0042-01-2023-000396-15

РЕШЕНИЕ

г.Новокузнецк                                                                                                        06 мая 2024 года

Судья Новоильинского районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области Спицина Е.Н., рассмотрев жалобу Стасенко О.С. на постановление государственного инспектора Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального округа по пожарному надзору ..... от ..... о привлечении Стасенко О.С. к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального округа по пожарному надзору ..... от ..... Стасенко О.С. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Стасенко О.С. обратилась в суд с жалобой на постановление государственного инспектора Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального округа по пожарному надзору ..... от ......

Жалоба мотивирована тем, что данное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно было вынесено с грубейшими процессуальными нарушениями, а также в связи с отсутствием со стороны Стасенко О.С. каких-либо отступлений от требований пожарной безопасности.

Заявитель Стасенко О.С. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, направила защитника.

Защитник Стасенко О.С. – Стасенко П.Л., действующий на основании доверенности от ....., поддержал доводы жалобы, также пояснил, что АЗС, собственником которого является Стасенко О.С. в полном объеме передан по договору аренды ....., в связи с чем, Стасенко О.С. не может нести ответственность за нарушение пожарной безопасности допущенную арендатором. Соответствующие документы были переданы инспектору при проверке. О дате вынесения постановления Стасенко О.С. извещена не была, копия постановления ей также не была направлена. Помощник прокурора уведомляла его по телефону как директора ....., в отношении которого также было возбуждено дело об административном правонарушении. Все объяснения им были даны от своего имени, либо от ..... при этом Стасенко О.С. для дачи объяснений к прокурору не вызывалась, какие-либо объяснения у неё не отбирались, им только была предоставлена доверенность на представление интересов Стасенко О.С.

Государственный инспектор Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального округа по пожарному надзору Станчиц В.С., действующий на основании доверенности ..... от ....., выданной сроком на 3 года, в судебном заседании просил постановление ..... от ..... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КРФобАП, в отношении Стасенко О.С., оставить без изменения, а жалобу Стасенко О.С., - без удовлетворения.

Помощник прокурора Новоильинского района г.Новокузнецка Рихард А.В. в судебном заседании считала постановление ..... от ..... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КРФобАП, в отношении Стасенко О.С. законным и обоснованным, а жалобу Стасенко О.С. не подлежащую удовлетворению. Дополнила, что Стасенко О.С. была уведомлена прокурором о явке на ..... к 10-00 час., для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. При возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Стасенко О.С. присутствовал её представитель, действующий на основании нотариальной доверенности, ему же и была вручена копия постановления.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучение доводов жалобы и материалов дела об административном правонарушении с учетом требований названной нормы приводит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Статьей 30 Федерального закона от ..... N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

В соответствии со ст. 34 Федерального закона Федерального закона от ..... № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления; при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора; предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных и иных помещений и строений (за исключением жилых помещений), территорий, земельных участков в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Из материалов дела усматривается, что ..... прокуратурой Новоильинского района г.Новокузнецка Кемеровской области во исполнение поручения прокуратуры Кемеровской области проведена проверка на предмет соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности на автозаправочном комплексе расположенном по адресу: .....

В результате выездной проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, установленного на территории Кемеровской области - Кузбасса на основании постановления ..... — Кузбасса ..... от ....., а именно:

-допущено использование на территории автозаправочной станции устройства с применением открытого пламени, теплогенерируюшего агрегата (устройства) с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на их внешней поверхности, способной превысить (в том числе при неисправности теплогенерирующего аппарата) 90 градусов Цельсия (допущено использование отопительного котла на твердом топливе (уголь) в помещении, пристроенном к зданию автомойки на территории АЗС) (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от ..... № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: п. 6.10 СП 156.13130.2014: п. 387 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ..... .....: глава 3 п. 22* НПБ 111-98*);

-допущено использование подвального этажа здания операторской для хранения оборудования, мебели и других предметов (автомобильные покрышки, дрова, деревянные шкафы, пластиковые канистры с горючими веществами (нефтепродукты), пластиковые канистры (пустые) из-под нефтепродуктов, картонные коробки, строительный материал) (п.п. «б» п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ..... .....);

-допущено использование подвального этажа для организации производственных участков (в подвальном помещении под операторской установлен дизельный котел) (п.п. «б» п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ..... .....; п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от ..... № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.10 СП 156.13130.2014; глава 3 п. 22* НПБ 111-98*):

-котельная на дизельном топливе не размещена в отдельно стоящем одноэтажном здании I или II степени огнестойкости классов С0, С1 (фактически подвального этажа здания операторской) (п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от ..... № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.11 СП 156.13130.2014; глава 3 п. 22* НПБ 111-98*);

-допущено хранение на путях эвакуации из подвала вещей, оборудования и других предметов, препятствующих безопасной эвакуации (металлические лестницы) (п.п. «6» п.27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ..... .....);

-допускается совместная прокладка кабельных линий систем противопожарной зашиты (АУПС и СОУЭ) с другими кабелями и проводами в одном замкнутом канале (подвальный этаж здания операторской) (п. 1 ч.1 ст.6 Федерального закона от ..... № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.13 Свод правил СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной зашиты. Электрооборудование»; п.6.6 Свод правил СП 6.13130.2021 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование»; п.12.66 НПБ 88-2001*).

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения ..... прокурором Новоильинского района г.Новокузнецка Кемеровской области в отношении собственника автозаправочной станции Стасенко О.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения Стасенко О.С. к административной ответственности по названной норме постановлением должностного лица - государственного инспектора Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального округа по пожарному надзору от ......

Вместе с тем с состоявшимся по делу постановлением нельзя согласиться.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

В силу пункта 1 части 1 статьи 25.11, части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 данного Кодекса.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором в порядке, установленном указанной статьей.

В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении и постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении относятся к числу доказательств по делу об административном правонарушении и являются процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется, а постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.

Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

Из содержания постановления о возбуждении дела об административном правонарушении усматривается, что оно вынесено прокурором Новоильинского района города Новокузнецка Кемеровской области ..... в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

С указанным постановлением ознакомлен Стасенко П.Л., им же получена копия постановления от ...... В графе, подпись лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, указана подпись Стасенко П.Л.

При этом в данном постановлении указано на его составление в соответствии со ст.28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приведены нормы частей 3 и 4 указанной статьи о разъяснении лица, привлекаемого к административной ответственности процессуальных прав и обязанностей и об ознакомлении названного лица с этим постановлением.

Между тем доказательств, подтверждающих, что в адрес Стасенко О.С. направлялось соответствующее извещение о месте, дате и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также направление его в адрес Стасенко О.С., в материалах дела не содержится.

Из пояснений защитника Стасенко П.Л. следует, что помощник прокурора его вызывала только в качестве директора ....., от него отбирались объяснения как от директора ..... при этом Стасенко О.С. никаких уведомлений не поступало, его как представителя Стасенко О.С. никто не допрашивал.

Как следует из представленных копий требований прокурора направленных начальнику ОП «Новоильинский» об обеспечении явки Стасенко О.С. на ..... к 10-00 час., на ..... к 10-00, а также требование о явке Стасенко О.С. на ..... к 10-00, последняя извещалась на ..... и ....., реестр отправлений заказной служебной корреспонденции содержит сведения о направлении в адрес Стасенко О.С. ..... заказного уведомления, то есть до вынесения ..... постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Сведений об обеспечении явки Стасенко О.С., либо об отсутствии таковой, а также уведомлений о явке, в материалы дела не представлено.

Из определения государственного инспектора Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального района по пожарному надзору от ..... о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении следует, что при подготовке дела к рассмотрению были изучены материалы административного дела, направленые вместе с данным постановлением на рассмотрение, в количестве 30 л. Сведения о необходимости явки Стасенко О.С. в районную прокуратуру для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, о направлении копии постановления, материалы дела не содержат.

При этом, участие защитника при составлении в отношении физического лица постановления об административном правонарушении не свидетельствует о надлежащем извещении о его составлении самого лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку, как следует из материалов дела, а также пояснений защитника Стасенко П.Л., в отношении него, как директора ..... по аналогичным событиям также было вынесено постановление об административном правонарушении, пояснения данный им давались от своего имени, доверенность на представления интересов Стасенко О.С. была представлена после вынесения постановления в отношении последней.

В силу положений ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные положения законодательства получили развитие в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ..... N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", по смыслу которого при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении (постановление прокурора о возбуждении дела), составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежит возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

Однако из материалов дела не следует, что государственным инспектором Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального района при подготовке настоящего дела к рассмотрению были надлежащим образом разрешены вопросы, определенные статьей 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несоблюдение процессуальных требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и порядка привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влечет нарушение права этого лица на защиту.

В настоящее время такая возможность утрачена, возвращение постановления прокурора о возбуждении дела для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Указанное процессуальное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого по делу постановления.

Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального округа по пожарному надзору ..... от 17.07.2023г. о привлечении Стасенко О.С. к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального округа по пожарному надзору ..... от ..... о привлечении Стасенко О.С. к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено данное постановление.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 10 суток с момента получения его копии путем подачи жалобы судье, которым вынесено решение по делу, или непосредственно в Кемеровский областной суд.

        Судья:                                                            .....

.....                Е.Н. Спицина

.....

12-23/2024

Категория:
Административные
Истцы
Прокурор Новоильинского района
Ответчики
Стасенко Павел Леонтьевич
Стасенко Ольга Сергеевна
Суд
Новоильинский районный суд г. Новокузнецк Кемеровской области
Дело на странице суда
novoilinsky.kmr.sudrf.ru
06.03.2024Материалы переданы в производство судье
03.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Судебное заседание
06.05.2024Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2024Вступило в законную силу
17.05.2024Дело оформлено
06.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее