Решение по делу № 2-А-80/2024 от 09.04.2024

Дело <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-А-<НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>/2024

УИД 21RS0<НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-<НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 мая 2024 года                                                                                                               <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>

Красноармейский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Толстовой Л.В., при секретаре судебного заседания Сергеевой С.В., с участием представителя истца – Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора – Хрычева А.В., представителя ответчика – БУ ЧР «Аликовская ЦРБ» Министерства здравоохранения Чувашской Республики <ФИО>3, представившего доверенность от 14.05.2024г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Аликовская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее по тексту –«БУ ЧР «Аликовская ЦРБ» МЗ ЧР) об устранении требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека и природоохранного законодательства,

установил:

Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту экологических прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к БУ ЧР «Аликовская ЦРБ» МЗ ЧР о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, а именно: обеспечить обезвреживание (обеззараживание) медицинских отходов класса «В» физическим методом с соблюдением требований СанПиН <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, исключив вывоз необеззараженных физическим методом медицинских отходов класса «В» за пределы территории медицинской организации, обосновав тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения анализа соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности БУ ЧР «Аликовская ЦРБ» МЗ ЧР выявлены нарушения при обращении с медицинскими отходами класса «В», а именно обеззараживание (обезвреживание) медицинских отходов класса «В» осуществляется химическим методом. Согласно схеме обращения с медицинскими отходами в БУ ЧР «Аликовская ЦРБ» образуются следующие отходы класса «В»: инфицированные и потенциально инфицированные отходы, материалы, инструменты загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями контактирующие с больными COVID-19 и туберкулезом: одноразовое хирургическое белье, маски, перчатки и другие изделия медицинского назначения, жидкие биологические отходы. Сбор отходов осуществляется в одноразовую маркированную упаковку красного цвета, контейнеры с отходами вывозятся на утилизацию специализированной организацией. 30.01.2023г. Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес руководителя БУ ЧР «Аликовская ЦРБ» внесено представление об устранении выявленных нарушений, на что главным врачом больницы был дан ответ о том, что аппарат для обеззараживания отходов класса «Б» и «В» дорогостоящая, то не было возможности закупить данную мобильную установку. До настоящего времени нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства не устранены. Непринятие ответчиком мер по обеззараживанию (обезвреживанию) медицинских отходов класса «В» в соответствии с требованиями законодательства в силу чрезвычайной эпидемиологической опасности может повлечь распространение инфекционных заболеваний.

В судебном заседании представитель истца Хрычев А.В. – поддержал требования по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить, дополнив, что наличие решения суда обязывающее бюджетное учреждение оборудовать устройством по обеззараживанию биологических отходов механическим методом, без вывоза за пределы учреждения, способствует пересмотреть бюджет с целью выделения средств для приобретение дорогостоящего оборудования.

Представитель ответчика–БУ ЧР «Аликовская ЦРБ» Министерства здравоохранения Чувашской Республики <ФИО>3, с требованиями истца согласился, указав, что причиной не устранения нарушений требований законодательства по представлению прокурора с установкой оборудования для обеззараживания биологических отходов, стоимость которого около 2000000 рублей является отсутствие финансирования на указанные цели.

Третьи лица Управление Роспотребнадзора Чувашской Республики, Министерство здравоохранения Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, не известив о причинах неявки, не просили об отложении дела, не представив возражений относительно требований прокурора.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

На основании положений п. 6 ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Федеральным законом от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения-состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

В соответствии с п.1 ст.49 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе, анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.

Пунктом 3 статьи 49 названного закона предусмотрено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В силу ст.39 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> утверждены санитарные правила и нормы СанПиН <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту СанПиН <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>-21).

В соответствии с п.183 СанПиН <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>-21, медицинские отходы класса «В» подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции физическими методами. Применение химических методов дезинфекции допускается только для обеззараживания пищевых отходов и выделений больных лиц, а также при организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний. Выбор метода обеззараживания (обезвреживания) определяется исходя из возможностей организации и при разработке Схемы. Вывоз необеззараженных медицинских отходов класса «В» за пределы территории медицинский организации не допускается. Вывоз необеззараженных медицинских отходов класса «В», а также относящихся к классу «Б», загрязненных и потенциально загрязненных мокротой пациентов, лиц, больных туберкулезом, в том числе из лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), отходов микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза, за пределы территории медицинский организации не допускается.

Как установлено судом и следует из материалов дела, БУ ЧР «Аликовская ЦРБ» МЗ ЧР на основании Устава, утвержденного <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> (в ред. от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>) является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сфере здравоохранения, целью деятельности Бюджетного учреждения является организация оказания медицинской помощи на территории <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики. Согласно п. 2.3 Устава учреждение осуществляет медицинскую деятельность, в том числе первичная медико-санитарная, специализированная медицинская помощь, консультативная, лечебно-диагностическая, амбулаторно-поликлиническая, стационарная, профилактическая, реабилитационная помощь населению; реализация положений приоритетного национального проекта «Здоровье» и обеспечение необходимыми лекарственными средствами, в том числе по программам обязательного медицинского страхования.

Как усматривается из материалов дела, в результате проведенной Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлено отсутствие оборудования для обеззараживания физическими методами медицинских отходов класса «В» в БУ ЧР «Аликовская ЦРБ» МЗ ЧР (л.д. 8, 9-11, 12, 13-15).

Следовательно, в нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения БУ ЧР «Аликовская ЦРБ» допускается вывоз необработанных физическими методами отходов класса «В» за пределы территории Учреждения.

Согласно схеме обращения с медицинскими отходами БУ ЧР «Аликовская ЦРБ», утвержденной приказом от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, к классу «В» чрезвычайно эпидемиологическим опасным отходам относятся: отходы от деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний 3-4 группы патогенности, в том числе: отходы клинико-диагностических лабораторий, ИМН, контактировавшие с больным инфекционным заболеванием. Отходы класса «В» в учреждении не образуются, за исключением случаев, когда проводятся первичные противоэпидемические мероприятия в очагах инфекционных заболеваний - COVID-19 и туберкулез. В этих случаях образующиеся отходы подвергаются дезинфекции химическим способом применением дезинфицирующих средств. Затем отходы собираются в пакеты красного цвета, завязываются, маркируются и перемещаются в многоразовой емкости в контейнер большего объема красного цвета с крышкой, установленный в отдельном помещении. Далее контейнер передается специализированной организации для дальнейшей утилизации и взамен остается пустой, уже прошедший дез.обработку. Многоразовые емкости после переноса пакета подвергаются мытью и дезинфекции. Кратность вывоза – ежедневно (л.д. 14-15).

По результатам проверки в адрес БУ ЧР «Аликовская ЦРБ» МЗ ЧР Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> внесено представление об устранении нарушений закона, в котором прокурор указал о нарушениях при обеззараживании медицинских отходов и требовал организовать обеззараживание (обезвреживание) медицинских отходов класса «В» физическим методом и децентрализованным способом (л.д. 16-19).

Согласно сообщениям БУ ЧР «Аликовская ЦРБ» от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, направленным в адрес Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры, главным врачом были даны ответы о том, что при планировании мероприятий в области работы с медицинскими отходами не было возможности закупить аппарат для обеззараживания отходов класса «Б» и «В», поскольку установка дорогостоящая, в Министерство здравоохранения Чувашской Республики было направлено письмо о выделении финансовых средств на закупку данной мобильной установки. Однако до настоящего времени финансовые средства не поступали.

Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что вышеуказанные действия ответчика по вывозу необеззараженных физическим методом медицинских отходов класса «В» за пределы территории медицинской организаций создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения муниципального образования и могут повлечь наступление неблагоприятных последствий для жизни, здоровья граждан.

В силу изложенных обстоятельств, принимая во внимание, что при рассмотрении спора отсутствие оборудования для обеззараживания физическими методами медицинских отходов класса «В» подтверждено совокупностью исследованных по делу доказательств, указанные действия медицинского учреждения создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения муниципальных образований и могут повлечь наступление неблагоприятных последствий для жизни, здоровья граждан, исходя из приведенных норм действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охраны окружающей среды, а также, принимая во внимание обязанности и полномочия ответчика в указанной сфере деятельности, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, в силу чего подлежат удовлетворению в полном объеме.

Принимая во внимание, что стороной ответчика не представлены возражения относительно приведенных в требовании природоохранного прокурора сроков устранения нарушений федерального законодательства, суд полагает данный срок достаточным для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ

решил:

Требования прокурора удовлетворить.

Возложить на Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Аликовская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (ИНН <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, ОГРН <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства путем обеспечения возможности обезвреживания (обеззараживания) медицинских отходов класса «В» физическим методом в соответствии с требованиями СанПиН <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, исключив вывоз необеззараженных физическим методом медицинских отходов класса «В» за пределы территории медицинской организации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вынесения его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноармейский районный суд Чувашской Республики.

Судья                                                                                                                              Л.В.Толстова

Мотивированное решение составлено <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>

2-А-80/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор ЧР
Ответчики
БУ ЧР "Аликовская ЦРБ"
Другие
Управление Роспотребнадзора по ЧР
Министерство здравоохранения ЧР
Суд
Красноармейский районный суд Чувашии
Судья
Толстова Луиза Васильевна
Дело на странице суда
krasnoarmeisky.chv.sudrf.ru
09.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2024Передача материалов судье
12.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2024Дело оформлено
14.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее