дело № 3а-23/2020
Решение
Именем Российской Федерации
14 января 2020 года г. Ижевск УР
Верховный суд Удмуртской Республики в составе судьи Ахкямова Р.Р., при секретаре Токаревой М.В., с участием представителя административного истца Т.Е.В. - С.С.Н., представителей: Правительства Удмуртской Республики Т.К.Ю., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР Л.М.В., Администрации города Ижевска Ш.М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Т.Е.В. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости
установил:
Т.Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Требования мотивировал тем, что он является собственником объекта капитального строительства: Нежилое здание, общей площадью <данные изъяты> кв.м. количество этажей, в том числе подземных этажей: 1,2, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) внесена соответствующая регистрационная запись о праве собственности №.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость данного объекта недвижимости была установлена в размере <данные изъяты> рублей.
Указанная кадастровая стоимость определена на основании Постановления Правительства УР № 419 от 24.09.2012 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Удмуртской Республики»
Датой определения кадастровой стоимости Объекта является ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ. рыночная стоимость объекта недвижимости, по состоянию на дату оценки - ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рублей. Сумма кадастровой стоимости объекта недвижимости влияет на размер уплачиваемого налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
Представители Правительства Удмуртской Республики, Администрации МО «Город Ижевск» возражений по представленному отчету об оценке не высказали.
Представитель Управления Росреестра по УР не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ФГБУ ФКП Росреестра по Удмуртской Республике не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Определением судьи Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике исключено из числа административных ответчиков и привлечено в качестве заинтересованного лица.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником объекта капитального строительства: Нежилое здание, общей площадью <данные изъяты> кв.м. количество этажей, в том числе подземных этажей: 1,2, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) внесена соответствующая регистрационная запись о праве собственности № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кадастровая стоимость указанного выше объекта недвижимости была определена на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Удмуртской Республики" и составляет <данные изъяты> рублей.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ., выполненным ООО «Бюро профессиональной оценки» рыночная стоимость объекта недвижимости, по состоянию на дату оценки - ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рублей.
Поскольку кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке, административный истец обратился в Верховный суд Удмуртской Республики с административным иском об оспаривании установленной кадастровой стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Согласно ст.24.18 Закона, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абз. 4 п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Таким образом, датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости, поименованного в ст.24.19 Закона, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
В рассматриваемом случае датой определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости является ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, суд признаёт, что кадастровая стоимость равная рыночной подлежит установлению на указанную дату, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
Статья 24.18 Закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как его собственника, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела по правилам главы 25 КАС РФ.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст.3 Закона).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Общие требования к содержанию отчета приведены в ст.11 Закона.
При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (ст.15 Закона).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст.14 Закона).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 Закона).
Стандарты оценочной деятельности отражены в ст.20 Закона.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ст. 24.20 Закона).
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об оценке рыночной стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ., выполненным ООО «Бюро профессиональной оценки».
В соответствии с указанным Отчетом рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рублей.
Данный Отчёт подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и имеющим необходимое образование. При этом Отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчёт об оценке рыночной стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ., составленным ООО «Бюро профессиональной оценки» достоверным, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим указанную в нём по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ величину рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.
Однако таких ходатайств не заявлено, поскольку размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, установленный в Отчёте об оценке рыночной стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ., составленным ООО «Бюро профессиональной оценки» участвующие в деле административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного Отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.
В соответствии с ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости объекта недвижимости по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера налога, поэтому размер кадастровой стоимости объекта недвижимости непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, является обоснованным.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Т.Е.В. об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, поданное 25 ноября 2019 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства – Нежилое здание, общей площадью <данные изъяты> кв.м. количество этажей, в том числе подземных этажей: 1,2, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня составления решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированная часть решения изготовлена 16 января 2020 года
Судья Ахкямов Р.Р.