Дело №2-289/2021
(УИД 02RS0008-01-2021-000751-71)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Усть-Кокса 27 июля 2021 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Вершининой А.В.,
при секретаре Плащенко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Тихонькое» о возложении обязанности разработать проект освоения лесного участка и предоставить его для проведения государственной экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Усть-Коксинский районный суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Тихонькое» о возложении обязанности разработать соответствующий требованиям приказа Рослесхоза от 29.02.2012 г. №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесного участка площадью 607,3 га, расположенного на землях лесного фонда РФ на части квартала № <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества <адрес> и предоставить его для проведения государственной экспертизы в Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.
Исковые требования мотивированы тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком лесного законодательства, в ходе которой установлено, что ответчиком в целях ведения сельского хозяйства используется на основании договора аренды лесной участок, на который проект освоения лесов не разработан. Ввиду отсутствия проекта освоения, необходимые мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов не предусматриваются и не проводятся. Бездействие лесопользователя нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также Российской Федерации как собственника земельного участка.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Коксинского района Тойдонова Э.Л., действующая по поручению горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил заявление о признании иска, указал, что работы по подготовке проекта уже проводятся.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменный отзыв, в котором не возражал удовлетворению требований, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
Статьей 1 Лесного кодекса РФ закреплены основные принципы лесного законодательства, к числу которых относятся: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Согласно ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст.9 ЛК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 71 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов Республики Алтай и ООО «Тихонькое» заключен договор аренды лесного участка №, в соответствии с которым, ООО «Тихонькое» передан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в аренду лесной участок площадью 607,3 га, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты> лесничество, <данные изъяты> участковое лесничество, на части квартала №.
В соответствии с требованиями статей 12, 88 Лесного кодекса Российской Федерации, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов. Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Пунктом 12 вышеуказанного договора также предусмотрена обязанность арендатора использовать земельный участок в соответствии с проектом освоения, разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
В соответствии с Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», проект освоения лесов и порядок его разработки устанавливают требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с ЛК РФ. Невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Исходя из системного толкования норм, регулирующих спорные правоотношения, ответчик, пользуясь лесным участком на основании договора, обязан разработать проект освоения лесов.
В нарушение требований законодательства проект освоения лесов на используемый лесной участок ответчиком не разработан, его экспертиза не проводилась.
Допущенные нарушения свидетельствуют об отсутствии обеспечения охраны и защиты лесов со стороны арендатора, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, учитывая, что деятельность ответчика в отсутствие проекта освоения лесов не свидетельствует о многоцелевом, рациональном, непрерывном, неистощительном их использовании, а также наличии мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, способствует возможному возникновению пожаров в лесах и, как следствие, уничтожению их биологического разнообразия, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований об обязании разработать проект освоения лесов.
В соответствии с п.«а» ч.6 раздела 3 постановления Правительства Республики Алтай от 21.05.2015 г. №135 «Об утверждении Положения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» (размещенного на официальном сайте Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай), в сфере отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай осуществляет полномочия по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Учитывая изложенное, на ответчика подлежит возложению обязанность представить в Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Истец просил установить срок для исполнения решения суда до 31.12.2021 г. Суд соглашается с указанным сроком, полагая такой срок достаточным и разумным.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно подп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины. Учитывая характер возникших правоотношений, степень вины ответчика в нарушении лесного законодательства, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в сумме 300 рублей в бюджет муниципального образования «Усть-Коксинский район».
В силу п.2 ч.1 ст.333.18 НК РФ, государственная пошлина должна быть уплачена в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Тихонькое» о возложении обязанности разработать проект освоения лесного участка и предоставить его для проведения государственной экспертизы удовлетворить.
Возложить на ООО «Тихонькое» обязанность в срок до 31.12.2021 г. разработать соответствующий требованиям приказа Рослесхоза от 29.02.2012 г. №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесного участка площадью 607,3 га, расположенного на землях лесного фонда РФ на части квартала № <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества <адрес>, и предоставить его для проведения государственной экспертизы в Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.
Взыскать с ООО «Тихонькое» в доход бюджета муниципального образования «Усть-Коксинский район» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд.
Председательствующий А.В.Вершинина
Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2021 года