Дело № 12-513/2022
УИД 04MS0038-01-2022-002862-45
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
28 июня 2022 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Буянтуевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП «Водоканал» на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 24.05.2022 о привлечении МУП «Водоканал» к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 24.05.2022 МУП «Водоканал» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, представитель МУП «Водоканал» обратился в суд с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить постановление мирового судьи от 24.05.2022. Требования мотивированы тем, что при вынесении оспариваемого постановления не было учтено то, что сооружение гражданской обороны не находится в собственности МУП «Водоканал», создание запасов материально-технических средств рассматривается, Администрацией г. Улан-Удэ бюджетом 2023 заложена статья расходов. Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ № 328 от 27.04.2020 здание (нежилое помещение, в том числе подвал: кадастровый номер ... и ... (подвал)) по адресу: <адрес> закреплено с 01.01.2021 на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал» г. Улан-Удэ, однако собственником является Администрация г. Улан-Удэ. Объект гражданской обороны не передавался и не принимался на баланс МУП «Водоканал» г. Улан-Удэ, в связи с чем МУП «Водоканал» не может отвечать за его сохранность. Кроме того, 05.06.2020 Советским районным судом г. Улан-Удэ принято решение о возложении обязанности на Администрацию г. Улан-Удэ привести защитное сооружение по <адрес> в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В судебном заседании представитель МУП «Водоканал» по доверенности от 22.09.2021 Заяшникова А.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что МУП «Водоканал» не является собственником защитных сооружений гражданской обороны, указанное имущество в ведение Общества не передавалось, поэтому на юридическое лицо не может быть возложена обязанность по приведению их в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений. Договор аренды от 24.12.202 не предусматривает создание бомбоубежищ Обществом.
Начальник отделения надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС Росси по РБ Баранов А.Б. с жалобой не согласился, пояснил, что МУП «Водокнала» является категорированной организацией, относится к субъектам, включенным в п. 3 Порядка создания убежищ и иных объектов № гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, для которых создание убежищ является обязательным. Однако, Обществом убежища для работников не созданы, что является одним из оснований привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Заслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьей 20.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Согласно Федеральному закону от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее по тексту - Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ) под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем привлекаемого к административной ответственности юридического лица, МУП «Водоканал» является юридическим лицом, с видом деятельности при которой должны соблюдаться обязательные требования в области гражданской обороны, является категорированной организацией по гражданской обороне.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 (ред. от 30.10.2019) (далее по тексту - Порядок № 1309), к объектам гражданской обороны относится, в том числе и убежище, под которыми понимается защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно-химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Из положений п. 3 Порядка № 1309 следует, что убежища создаются в следующих случаях: для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных; для работников максимальной по численности работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны.
Пунктом 10 Порядка № 1309 определено, что организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
По результатам анализа материалов дела об административном правонарушении, а также законодательства в области гражданской обороны установлено следующее.
При плановой выездной проверке по надзору за выполнением требований в области гражданской обороны выявлено невыполнение МУП «Водоканал» предусмотренных законодательством РФ мероприятий в области гражданской обороны, а именно: имеющийся план гражданской обороны не соответствует определенным единым на всей территории РФ требованиям по разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны); не созданы убежища для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, по состоянию на 28.01.2022 не созданы убежища для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, осуществляющих деятельность по адресу: <адрес> а также в Новых головных водозаборных сооружениях по адресу: г. Улан-Удэ на о. Спасский и Старых головных водозаборных сооружениях по адресу: г. Улан-Удэ на о. Богородский; в пределах полномочий и в порядке, установленными федеральными законами и иными правовыми нормативными актами Российской Федерации не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны запасы материально-технических продовольственных, медицинских и иных средств; не созданы запасы и не определена их номенклатуры и объемы, исходя из потребностей организации, отнесенной по гражданской обороне – для оснащения нештатных аварийно-спасительных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасительных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; руководитель структурного подразделения (работники) по гражданской обороне не подчиняются непосредственно руководителю организации.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности: наличие события; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), административного правонарушения за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
При рассмотрении дела мировой судья пришел к правильному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, мероприятия в области гражданской обороны, предусмотренные законодательством РФ, МУП «Водоканал» не выполнены в полном объеме.
Совершение МУП «Водоканал» правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 04.05.2022, решением о проведении плановой выездной проверки №4 от 11.02.2022, актом плановой выездной проверки от 28.02.2022, выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела.
Вопреки доводам жалобы обязанность по созданию объектов гражданской обороны возложена на организацию п. 10 Порядка № 1309, с целью создания убежищ для работающей смены работников Общество не лишено возможности обратиться к уполномоченным органам с целью согласования создания объектов гражданской обороны, предоставив документы о наличии соответствующей потребности.
Приведенные подателем жалобы доводы основанием для отмены правильно постановленного судебного акта не являются и не освобождают Общество от соблюдения требований в области гражданской обороны.
Материалы дела об административном правонарушении рассмотрены мировым судьей полно и объективно, постановление о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, учитывая степень общественной опасности и последствий допущенного правонарушения, суд приходит к выводу о том, что в данном случае оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения МУП «Водоканал» от административной ответственности не имеется.
Каких-либо нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении, мировым судьей не допущено. Оснований для прекращения производства по делу не усматривается.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления в отношении МУП «Водоканал» не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.4 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 24.05.2022 оставить без изменения, жалобу МУП «Водоканал» – без удовлетворения.
Судья С.Л. Доржиева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.07.2022.