Дело № 2-429/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 июня 2018 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Волковой Л.В.,
при секретаре Гулиной И.В.,
с участием истца Зуева А.П.,
представителя истца Устюжаниной Е.А., действующей по доверенности,
представителя ответчика Мысливец Д.М., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зуева А.П. к администрации Нытвенского городского поселения о признании действий незаконными, возложении обязанности выделить жилое помещение по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Зуев А.П. обратился в суд с иском к администрации Нытвенского городского поселения, просит: признать действия администрации Нытвенского городского поселения при выделении ему комнаты по адресу: г. Нытва, ул. Гагарина, 12-4 площадью 15,9 кв.м. незаконными, обязать выделить ему по договору социального найма 3-комнатную квартиру площадью 70 кв.м. в г. Нытва Пермского края.
В судебном заседании истец Зуев А.П. на иске настаивает, пояснил, что в 2015 г. ему позвонили из администрации, сказали, что дом в д. Белобородово признан аварийным и надо встать на учет, через 3 дна позвонили, сказали, что есть комната на Колхозном, а жилье не строят. Т.к. ему надо было где-то жить, согласился, ему дали комнату 14 кв.м. без ремонта, с долгами, сказали, что с очереди снимать не будут. Только нынче в феврале узнал, что с учета его сняли. В Белобородово дом получали родители от совхоза, после смерти родителей сестра жила в доме, с ней был перезаключен договор, на момент смерти отца в 2010 г. он и сестра в этом доме уже не жили, дом после смерти отца стоял пустой и стал разрушаться, он жил в Перми, снимал жилье. Нужны были деньги, поэтому комнату продал. Сейчас нет ни прописки, ни денег, ни жилья, статуса малоимущего не имеет, в очереди не состоит. Сестра о суде знает, сама в суд обращаться не выразила желание.
Представитель истца Устюжанина Е.А. на иске настаивает по доводам, указанным в исковом заявлении, считает, что имело место нарушение прав истца, т.к. вместо жилья площадью 70 кв.м. дали жилье площадью 15,9 кв.м., при этом заверили его, что с очереди не снимут, истец ждал, и только в феврале 2018 г. они узнали, что истца сняли с очереди, действия администрации следует признать незаконными, жилищные права истца были ухудшены. Истец сохраняет право состоять в очереди. Он продал комнату за 100 000 руб., а долгов было 70 000 руб.
Представитель ответчика Мысливец Д.М. с иском не согласна, представила письменный отзыв (л.д. 40-41), просит применить срок исковой давности, пояснила, что предоставление равного по площади жилого помещения происходит при выселении нанимателя, админитсрация в суд с заявлением о выселении Зуева А.П. не обращалась, с очереди истца сняли, т.к. жилое помещение ему было предоставлено. Зуев А.П. намеренно ухудшил свое положение, продав жилье. Сейчас истец в очереди не состоит, статуса малоимущего не имеет.
Третье лицо Гилева И.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, отзыв по делу не представила.
Суд, заслушав участников процесса, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
На основании заявления Гилевой И.П. от 11.09.2012 г. о переоформлении договора социального найма на ее имя в связи со смертью отца Зуева А.П. 11.09.2012 г. между администрацией НГП и Зуевой И.П. заключен договор социального найма жилого помещения, нанимателю и членам ее семьи: брату Зуеву А.П., сыновьям ФИО1, ФИО2 предоставлено жилое помещение, состоящее из 3 комнат, общей площадью 70,0 кв. м., расположенное по адресу: д. Белобородово, ул. Молодежная, 13 (л.д. 28-35).
На л.д. 15-16 имеется кадастровый паспорт жилого помещения по вышеуказанному адресу, площадь помещения указана 68 кв.м.
Заключением межведомственной комиссии от 15.05.2014 г. жилое помещение по адресу: д. Белобородово, ул. Молодежная, 13 признано непригодным для проживания (л.д. 6-7). В заключении указано, что дом в разрушенном состоянии, кровля частично отсутствует, стены дома сгнили и частично разобраны.
Постановлением администрации НГП от 12.03.2015 г. Зуев А.П. принят на учет с правом на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, на основании ст. 51-52 ЖК РФ, в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания (л.д. 42).
Из карточеи учета исходящей корреспонденции следует, что Зуеву А.П. 12.03.2015 г. направлялось решение о признании его малоимущим, 17.03.2015 г. – уведомление о постановке на учет (л.д. 66-67).
Постановлением администрации НГП от 17.03.2015 г. в соответствии с п. 1 ст. 57 ЖК РФ, согласно очередности на получение жилого помещения на условиях договора социального найма, на основании заявления решено предоставить Зуеву А.П. жилое помещение по адресу:. г. Нытва, ул. Гагарина, 12-4, общей площадью 15.9 кв.м. (л.д. 5).
20.03.2015 г. между ответчиком и истцом заключен договор № 7 социального найма жилого помещения по вышеуказанному адресу (л.д. 8-14), подпись истца в договоре имеется, сторонами подписан акт приема-передачи жилого помещения.
14.04.2015 г. между администрацией НГП и Зуевым А.П. заключен договор передачи комнаты в доме коридорного типа в собственность гражданина, согласно которого администрация передала, а Зуев А.П. принял в собственность на семью из одного человека комнату в доме коридорного типа по адресу: г. Нытва, ул. Гагарина, 12-4, площадью 15,9 кв.м. (л.д. 17-18), право собственности истца зарегистрировано в ЕГРП 07.05.2015 г.
Право собственности истца на жилое помещение по адресу: г. Нытва, ул. Гагарина, 12-4 прекращено 15.05.2015 г. на основании договора купли-продажи. В настоящее время истец в собственности объектов недвижимости не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.04.218 г. (л.д. 62-63).
Из справки ООО «РКЦ» г. Нытва от 21.04.2015 г. следует, что Зуев А.П. с 01.04.2002 г. по 02.04.2015 г. был зарегистрирован по адресу: д. Белобородово, ул. Молодежная, 13, с 02.04.2015 г. – по адресу: г. Нытва, ул. Гагарина, 12-4 (л.д. 19).
Из справки администрации Новоильинского городского опселения от 21.05.201078 г. следует, что Зуев А.П. в период с 10.04.2017 г. по 24.03.2018 г. был зарегистрирован по адресу: п. Новоильинский, ул. Ленина, 22-1 (л.д. 65).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Для предоставления гражданину, пользующемуся жилым помещением на условиях договора социального найма, другого жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ необходимо установить следующие юридически значимые обстоятельства:
1) жилой дом признан непригодным для проживания, не подлежащим ремонту или реконструкции;
2) гражданин является нуждающимся в улучшении жилищных условий и признан в установленном законом порядке малоимущим.
Истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств в обоснование своих требований не предоставлено.
Согласно частям 1 и 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Таким образом, поскольку в соответствии с указанными выше положениями действующего законодательства предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, а также учитывая, что предоставление жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, ответчик был обязан предоставить истцу по договору социального найма другое жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, т.е. общей площадью не менее 70 кв. м.
Таким образом, довод представителя ответчика о том, что поскольку истец ими не выселялся из аварийного жилого помещения, то жилое помещение ему должно быть предоставлено по норме предоставления, основан на неверном толковании закона.
Следовательно, действия администрации Нытвенского городского поселения по предоставлению Зуеву А.П. жилого помещения по адресу: г. Нытва, ул. Гагарина, 12-4 площадью 15,9 кв.м., т.е. меньшей площадью, чем занимаемое им ранее (70 кв.м.), являются незаконными.
Вместе с тем, суд учитывает, что жилое помещение, предоставленное истцу по договору социального найма от 20.03.2015 г., было им приватизировано, а впоследствии продано, что подтверждается договором передачи жилого помещения в собственность гражданина, выпиской из ЕГРП о переходе прав на объект недвижимости. Таким образом, истец по своей воле распорядился предоставленным ему по договору социального найма жилым помещением.
Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом суд учитывает, что наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке, нуждаемости в жилом помещении.
На день рассмотрения дела истец не признан органом местного самоуправления малоимущим в порядке, предусмотренном ст. 49 ЖК РФ, не состоит на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
Поскольку истец умышленными действиями намеренно ухудшил свои жилищные условия, в настоящее время не относится к категории малоимущих граждан, не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
Представителем ответчика заявлено о применении срока исковой давности.
Суд, заслушав пояснения участников процесса по данному вопросу, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Ч. 1 ст. 200 ГК РФ определяет, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Суд критически относится к доводам истца и его представителя о том, что о нарушении своих прав истец узнал в феврале 2018 г. при обращении в администрацию НГП, поскольку в материалах дела имеется договор социального найма жилого помещения, заключенный между истцом и ответчиком 20.03.2015 г.
Таким образом, суд считает, что об обстоятельствах, являющихся, с точки зрения истца, основанием для признания действий истца незаконными, а именно о том, что ему предоставлено жилое помещение меньшей площади, чем положено по закону, истец знал уже в день заключения договора – 20.03.2015 г.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 (ред. от 07.02.2017) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено следующее: если иное прямо не предусмотрено законом, для целей исчисления этого срока не принимается во внимание день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, и указанный срок не может быть восстановлен (п. 8).
В суд с иском истец обратился 21.03.2018 г., т.е. в последний день срока исковой давности.
Таким образом, ответчиком необоснованно заявлено о пропуске срока исковой давности.
Судом рассмотрен иск в пределах заявленных требований, с учетом представленных сторонами доказательств, которые оценены в их совокупности, с учетом их относимости и допустимости, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56, ст. 59, 60, 67, 196 ГПК РФ
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать Зуеву А.П. в удовлетворении требований о признании действий администрации Нытвенского городского поселения при выделении Зуеву А.П. комнаты по адресу: г. Нытва, ул. Гагарина, 12-4 площадью 15,9 кв.м. незаконными, обязании выделить по договору социального найма Зуеву А.П. 3-комнатную квартиру площадью 70 кв.м. в г. Нытва Пермского края.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Волкова