Решение по делу № 21-37/2024 от 11.01.2024

Судья Новикова И.В.                 дело № 21-37/2024

             (дело в суде первой инстанции № 12-982/2023)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Коми Колесникова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 января 2024 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу Оникул ФИО5, защищающей интересы юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми,

установил:

постановлением № 932/23/98011-АП врио начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов ФИО4 от 03 октября 2023 года Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее по тексту также Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, защитник Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Оникул Е.В. в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратилась с жалобой в Сыктывкарский городской суд Республики Коми, в которой просила оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приводя доводы о его незаконности и необоснованности.

По итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей Сыктывкарского городского суда Республики Коми 01 декабря 2023 года принято решение, в соответствии с которым постановление № 932/23/98011-АП должностного лица службы судебных приставов от 03 октября 2023 года оставлено без изменения, жалоба Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.

В настоящее время защитник Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Оникул Е.В. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой на состоявшееся по делу об административном правонарушении решение, в которой, просит о его отмене и прекращении производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что неисполнение Министерством требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, обусловлено объективными обстоятельствами, а не умышленным бездействием должника, что исключает состав вмененного правонарушения. Жалоба также содержит доводы о наличии оснований для прекращения производства по делу на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 25.1, статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

В силу статьи 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со статьей 11 указанного Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 105 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Как следует из материалов дела и установлено судьей городского суда, решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми 15 января 2018 года № 2-1171/2018, вступившим в законную силу 21 февраля 2018 года, на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми возложена обязанность организовать сбор и вывоз отходов, несанкционированно размещенных на территории следующих земельных участков лесного фонда: - в выделе 17 квартала 138 Пезмогского участкового лесничества ГКУ РК «Корткеросское лесничество» возле грунтовой дороги в 3 км. от д.Важкурья Корткеросского района в месте с координатами 610 52 / 20.1// 0510 53/ 49.7//; - на территории Подъельского участкового лесничества ГУ РК «Сторожевское лесничество» вдоль лесной дороги Подъельского лесопункта, идущей на юг от автодороги Сыктывкар – Троицко-Печорск, рядом с п.Подтыбок квартал 111 выдел 67, квартал 112 выдел 46, квартал 114 выдел 35, координаты: 61054/701// / 052047/637//, 61054/537// / 052048/003//, 61052/615// / 052045/374// соответственно; - на территории Сторожевского участкового лесничества ГУ РК «Сторожевское лесничество» в квартале 60 выдел 37 вдоль лесной дороги Вомынского лесопункта, идущей на север от автодороги Сыктывкар – Троицко-Печорск, напротив с.Вомын, координаты: 61056/40,0// / 052034/35,2// и 61056/38,1// / 052034/34,1//; - на территории Кересского участкового лесничества ГУ РК «Сторожевское лесничество» в квартале 39 выдел 8 возле лесной дороги Кересского лесопункта рядом с п.Подтыбок, координаты: 61049/36,3// / 052029/31,5//; - на территории Подъельского участкового лесничества ГУ РК «Сторожевское лесничество» в квартале 104 выдел 60 возле лесной дороги Подъельского участкового лесничества, координаты: 61055/204// / 052052/941//.

В Специализированном отделении судебных приставов по Республике Коми Главного межрегионального (специализированного) УФССП России по Республики Коми на исполнении находится исполнительное производство № 14556/20/98011-ИП, возбужденное 25 апреля 2018 года на основании исполнительного документа Сыктывкарского городского суда Республики Коми в отношении Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Постановлением 04 декабря 2020 года судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения требований.

Постановлениями должностных лиц Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России от 20 апреля 2023 года Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требованием судебного пристава-исполнителя от 31 мая 2021 года № 11022/23/85194 (полученным Министерством 06 июня 2023 года) должнику вновь установлен срок для исполнении решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу № 2-1171/2018 до 03 июля 2023 года.

При этом в указанном требовании должнику разъяснены последствия неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

Вместе с тем, требования исполнительного документа в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, должником не исполнены.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Министерства постановлением № 932/23/98011-АП должностного лица УФССП России по Республике Коми от 03 октября 2023 года к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья городского суда исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе рассмотрения дела, свидетельствуют о том, что Министерство, являясь должником по исполнительному производству, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми квалифицированы по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае Министерство, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 указанного Кодекса.

Доводы жалобы об отсутствии у Министерства достаточного финансирования не влекут отмену судебного акта.

Должностное лицо УФССП России по Республике Коми и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о том, что Министерством не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Вопреки доводам жалобы недостаточное финансирование, равно как и частичное исполнение решения суда, не влечет отмену состоявшихся по делу актов. Само по себе направление Министерством информации о потребностях в денежных средствах на исполнение решения суда, проведение 29 мая 2018 года сотрудниками ГУ «...» в рамках акции ликвидации несанкционированной свалки в выделе 17 квартала 138 Пезмегское участковое лесничество, 23 мая 2019 года сотрудниками ГУ «...» в рамках акции «...» ликвидации несанкционированных свалок в выделе 67 квартала 111, в выделе 46 квартала 112, в выделе 35 квартала 114 Подъельского участкового лесничества, в октябре 2022 года частичной ликвидации несанкционированной свалки на выделе 8 квартала 39 Керосского участкового лесничества, полная ликвидация которой проведена в мае 2023 года, как и недостаточное финансирование, не свидетельствуют о принятии должником всех исчерпывающих мер, направленных на исполнение судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок и не исключает административную ответственность.

С учетом даты возбуждения исполнительного производства (25 апреля 2018 года), суду не представлено безусловных и бесспорных доказательств того, что в настоящее время предпринимаются фактические меры, либо используются иные организационно-правовые механизмы, направленные на получение денежных средств с целью исполнения приведенного выше решения суда в полном объеме.

Совершенное Министерством правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.

Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» подлежит неукоснительному исполнению.

Статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.

Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.

При этом указание в жалобе на исполнение решения суда на 26 октября 2023 года решения суда полном объеме также не свидетельствует о незаконности постановленных по делу актов, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении и привлечении Министерства к административной ответственности решение суда в полном объеме исполнено не было.

Назначенное наказание отвечает требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми с учетом характера совершенного им административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица.

Оснований для применения положений части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу не допущено.

Таким образом, судебное решение, вынесенные с учетом обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми

решил:

решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми оставить без изменения, жалобу Оникул ФИО6, защищающего интересы юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его принятия.

Судья          Д.А. Колесникова

21-37/2024

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Минприроды РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Колесникова Д.А.
Статьи

17.15

Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
11.01.2024Материалы переданы в производство судье
17.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2024Дело оформлено
17.01.2024Дело передано в экспедицию
17.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее