Дело № 2а-2645/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2018 года гор. Ростов-на-Дону
Ворошиловский районный суд гор. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Акуз А.В.,
при секретаре Симонян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Николаева Э. А. к администрации ... о признании незаконным отказа в согласовании проведения пикетирований, обязании принятии мер к согласованию пикетирования,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец обратился в суд с административным иском, указав на то, что ... в администрацию ... им было подано уведомление о проведении публичного мероприятия, запланированного на ... в период времени с 18 час. по 19 час., с количеством участников пять человек, в месте проведения - ПКиО «Дружба» по адресу ..., б..., тема пикетирования – «Требование освободить украинского политзаключенного Олега Сенцова». В случае невозможности проведения публичного мероприятия по указанному адресу, в заявлении имелось указание на альтернативные места проведения пикетирования.
... на имя административного истца был выдан ответ №.04-17/626, в котором указывалось, что проведение заявленного публичного мероприятия в указанных в уведомлении местах, а равно предложенных альтернативных местах для его проведения на указанную дату не представляется возможным.
Не согласившись с указанным ответом, административный истец ссылаясь на то, что место в уведомлении о проведении общественного мероприятия в виде пикетирования не входит в перечень запрещенных законами, перенос места проведения общественного мероприятия в микрорайон Левенцовский является необоснованным, поскольку снижает общественную значимость и эффект публичности в достижении заявленной в уведомлении цели вследствие отдаленности и малолюдности места проведения, перенос даты пикетирования нарушает одну из целей его проведения - присоединение к международной кампании по Сенцову, проводимой 1 и ..., указывая, что ограничение мест проведения публичных мероприятий в городе Ростове-на-Дону противоречит действующему законодательству, просил суд признать отказ администрации ... в согласовании проведения пикетирования, незаконным, обязав администрацию ... принять меры по согласованию с Николаевым Э. А. проведение пикетирования.
Административный истец в судебное заседание явился, доводы изложенные в административном исковом заявлении поддержал в полном объеме, дополнительно суду пояснил, что ответ администрации ... расценивает как нарушение его конституционных прав и свобод, об ограничении места и времени проведения общественных мероприятий ему ранее было не известно, отказывая в согласовании места и времени проведения общественного мероприятия административному истца надлежало не исполнять постановления администрации ... № от ..., а руководствоваться нормами иного действующего законодательства, в том числе положениями Федерального закона от ... № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Конституцией РФ. Представленные письменные доказательства административным истцом указывают на нарушение его прав в том числе, и в порядке рассмотрения поданных заявок на проведение общественных мероприятий. Расценивая уведомление о необходимости переноса места и времени проведения общественного мероприятия как отказ в реализации гарантированного права, просил суд заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Ивахнина Т.С., действующая на основании доверенности от ... в судебное заседание явилась, заявленные административные исковые требования не признала, суду пояснила, что административным ответчиком не был совершен отказ Николаеву Э.А. в проведении запланированного им общественного мероприятия, а указано на необходимость проведения пикетирования на площадке в микрорайоне Левенцовский на пересечении ... и пер. Гарнизонного, в пределах которого согласовано проведение публичных мероприятий в период времени с 07.00 до 17.00 продолжительностью не превышающей двух часов, с количеством участников не более 150 человек, проведение мероприятия ... не представилось возможным в виду ранее поданных уведомлений о проведении публичных мероприятий и назначенных общественных мероприятий в указанном месте проведения.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что ... Николаевым Э.А. в администрацию ... было подано уведомление о проведении публичного мероприятия с заявлением о его проведении ... в период времени с 18 часов 00 минут до 19 часов 00 минут в форме пикетирования, по адресу - восточная площадка аллеи парка «Дружба», по адресу ..., в качестве альтернативных мест проведения общественного мероприятия указаны - западная площадка аллеи парка «Дружба», площадь перед зданием районной администрации ..., расположенная по адресу ..., с количеством участников до 5 человек, тема – требование освободить украинского политзаключенного Олега Сенцова.
По итогам рассмотрения поданного уведомления организатору мероприятия направлен ответ №.04-17/626 от ..., в котором указано на положения Указа Президента Российской Федерации от ... № «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и кубка конфедераций FIFA 2017 года» на территории ... в период с 25 мая по ....
С целью исполнения данного Указа постановлением Администрации ... от ... № «О мерах по реализации прав граждан по проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории ... в период проведения чемпионата мира FIFA 2018 года (с ... по ...)» определено, что собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, в период с 25 мая по ... могут проводиться на территории ... организаторами публичных мероприятий во временной интервал, не превышающий двух часов, в период времени с 07:00 до 17:00 с количеством участников не более 150 человек на площадке в микрорайоне Левенцовский, на пересечении ... и пер. Гарнизонного.
Исходя из оснований заявленных административных исковых требований, Николаенко Э.А. не согласен с применением при разрешении вопроса о месте и времени проведения общественного мероприятия постановления Администрации ... от ... № «О мерах по реализации прав граждан по проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории ... в период проведения чемпионата мира FIFA 2018 года (с ... по ...)», а также с невозможность проведения мероприятия в запланированном месте и в запланированное административным истцом время.
Исходя их представленных суду письменных доказательств по делу, а именно, ответов администрации ... на имя Салиева С.В., Нужнова Э.Е., администрации ... на имя Грицихиной А.А., Холостовой М.А., Ивко В.Н., ... на период времени с 07:00 до 17:00 на площадке в микрорайоне Левенцовский, на пересечении ... и пер. Гарнизонного запланировано и согласовано проведение иных публичных мероприятий, уведомления о проведении которых были поданы организаторами мероприятий ранее. Проведение двух публичных мероприятий одновременно повлечет за собой нарушение прав других граждан, участников ранее согласованных мероприятий и может привести к созданию конфликтных ситуаций.
Судом также установлено, что Николаеву Э.А. предложено подать новое уведомление в соответствии с требованиями Федерального закона от ... № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Областного закона от ... №-ЗС «О некоторых вопросах, связанных с проведением публичных мероприятий на территории ...», что не может расцениваться судом как нарушение конституционных прав административного истца и отказ административного ответчика в рассмотрении вопроса о проведении запланированного Николаевым Э.А. общественного мероприятия.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ... N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.
На основании ст. 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения о невозможности его проведения и необходимости изменить место его проведения является одним из возможных вариантов действий органа исполнительной власти субъекта РФ, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от ... № 54-ФЗ.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации использование в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» таких понятий, как «мотивированное предложение» и «согласование», свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. Содержащееся в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» понятие «мотивированное предложение» - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению (Определение Конституционного Суда РФ от ... N 705-О-О).
Исследуя ссылку административного истца на необходимость руководствоваться при согласовании места и времени запланированного Николаевым Э.А. общественного мероприятия нормами действующего законодательства, за исключением постановления Администрации ... от ... № «О мерах по реализации прав граждан по проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории ... в период проведения чемпионата мира FIFA 2018 года (с ... по ...)», суд приходит к выводу об ошибочности выводов административного истца и не может положить их в основу выносимого по делу решения.
Так, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ... № «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и кубка конфедераций FIFA 2017 года» на территории ... в период с 25 мая по ... введены усиленные меры безопасности, определено, что собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, в период с 25 мая по ... могут проводиться на территории ... организаторами публичных мероприятий во временной интервал, не превышающий двух часов, в период времени с 07:00 до 17:00 с количеством участников не более 150 человек на площадке в микрорайоне Левенцовский, на пересечении ... и пер. Гарнизонного.
На ... в период времени с 07:00 до 17:00 на площадке в микрорайоне Левенцовский, на пересечении ... и пер. Гарнизонного согласовано проведение иных публичных мероприятий, уведомления о проведении которых были поданы организаторами мероприятий ранее.
Судом обращено внимание и на запланированное время проведения мероприятия Николаевым Э.А., что противоречит указанным положениям закона, поскольку постановлением Администрации ... от ... № «О мерах по реализации прав граждан по проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории ... в период проведения чемпионата мира FIFA 2018 года (с ... по ...)» время проведения пикетирования, не связанного с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года определено с 7 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин.
Таким образом, суд не усматривает, что в действия административного ответчика привели к ущемлению законных прав и интересов административного истца, поскольку Николаев Э.А. не лишен права на подачу уведомлений о проведении публичных мероприятий в местах и период времени в соответствии с постановлением Администрации ... от ... № «О мерах по реализации прав граждан по проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории ... в период проведения чемпионата мира FIFA 2018 года (с ... по ...)» время проведения пикетирования, не связанного с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.
При таких обстоятельствах, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с приведенными нормами действующего законодательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Николаева Э. А. к администрации Ворошиловского района гор. Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в согласовании проведения пикетирований, обязании принятии мер к согласованию пикетирования, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд гор. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полный текст решения суда изготовлен в совещательной комнате.
Судья