№2-3/2023
61RS0018-01-2022-001671-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2023 года г. Миллерово
Миллеровский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующей судьи Шоркиной А.В.,
при секретаре судебного заседания Шевлюга Ю.М.,
с участием старшего помощника Миллеровской межрайонной прокуратуры Пятицкой С.В.,
представителя ответчика Беницкого К.С.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Миллеровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Миллеровского городского поселения, третье лицо ООО «Донтеплоэнерго Север» об обязании организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованной системы теплоснабжения муниципального образования «Миллеровское городское поселение»,
УСТАНОВИЛ:
В Миллеровский районный суд Ростовской области обратился Миллеровский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц к администрации Миллеровского городского поселения, третье лицо ООО «Донтеплоэнерго Север» об обязании организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованной системы теплоснабжения муниципального образования «Миллеровское городское поселение». В обоснование иска указав, что Миллеровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Миллеровского городского поселения требований федерального законодательства при передаче находящихся в муниципальной собственности объектов теплоснабжения.
В ходе проверки установлено, что согласно договору аренды от 02.09.2021,
находящееся в муниципальной собственности муниципального образования
«Миллеровское городское поселение» имущество - комплекс сооружений
теплоснабжения котельной, расположенный по адресу: Ростовская область, г.
Миллерово, ул. квартал им. М. Ефимова, строение 18, включающие в себя:
здание котельной № 22, площадью 494,4. кв.м., наружные сети теплоснабжения, протяженностью 8000 кв.м., сети газа к котельной, протяженностью 52 м., в том числе движимое имущество, входящее в вышеуказанный комплекс сооружений теплоснабжения котельной, переданы в пользование ООО «Донтеплоэнерго север».
В связи с допущенными нарушениями межрайонной прокуратурой главе администрации Миллеровского городского поселения 18.11.2021 внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о муниципальной собственности. Однако, до настоящего времени нарушения антимонопольного законодательства не устранены и работа по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов теплоснабжения Миллеровского городского поселения не организована.
Принимая во внимание то, что предметом договора аренды является предоставление объекта аренды в пользование за плату, а предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования, передача муниципальных объектов теплоснабжения по договору аренды влечёт их эксплуатацию без принятия должных мер к производству необходимых работ по капитальному ремонту и замене изношенных объектов, предотвращению возникновения аварийных ситуаций. Указанные обязательства нарушают права граждан, проживающих на территории Миллеровского городского поселения, в части предоставления услуг теплоснабжения надлежащего качества.
В связи с чем, Миллеровский межрайонный прокурор просит обязать администрацию Миллеровского городского поселениям в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованной системы теплоснабжения муниципального образования «Миллеровское городское поселение».
Помощник Миллеровского межрайонного прокурора заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, указав в обоснование своей позиции, что на территории муниципального образования «Миллеровское городское поселение» находится сооружение: наружные тепловые сети и ГВС, местоположение: г. Миллерово, ул. Квартал им. Маршала Ефимова, в/г № 8, протяженностью 8726 м. с кадастровым номером 61:54:0000000:8110. Ввиду того, что в тексте было несоответствие наименования и протяженности передаваемого объекта указано 8000 м, а в Росреестре согласно выписке из ЕГРН указана протяженность 8726 м. с кадастровым номером 61:54:0000000:8110, администрация Миллеровского городского поселения направила в Минобороны письмо 12.08.2021, с просьбой внеси изменения к приказу. Согласно договору администрация Миллеровского городского поселения передала в аренду не все объекты централизованной системы теплоснабжения. Сооружение с кадастровым номером 61:54:0000000:8110, а также имущество, переданное по договору аренды № 61ФФ8133279 от 02.09.2021, входит в состав централизованной системы теплоснабжения и находится в фактическом пользовании ООО «Донтеплоэнерго Север» для предоставления услуги по теплоснабжению. В настоящее время договор аренды от 02.09.2021 не расторгнут, услуги по теплоснабжению населения оказываются, права на благоприятные и безопасные условия проживания граждан не нарушаются. Администрацией Миллеровского городского поселения ведется подготовительная работа для получения необходимых документов, для проведения конкурса на заключение концессионного соглашения для включения в конкурсную документацию.
Представитель третьего лица о дате и времени судебного заседания уведомлялся надлежащим образом, в деле имеется заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением обстоятельств, предусмотренных частью 1 названной статьи.
Согласно статье 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям (ч. 2). В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно- технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В силу указанных положений в отношении государственных и муниципальных систем теплоснабжения, имеющих значительный период эксплуатации (более 5 лет), установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования - по концессионным соглашениям, который призван обеспечивать более широкие по сравнению с арендой возможности реализации инвестиционных программ в сфере ЖКХ на основе государственно-частного партнерства.
В соответствии с ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 11.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» целями указанного Закона являются обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение заключается путём проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Материалами гражданского дела установлено, что на основании приказа о передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Миллеровского городское поселение» Ростовской области № 811 от 13.09.2019, выданного Министерством обороны РФ, был передан комплекс сооружений теплоснабжения котельной, включающее в себя: нежилой здание – котельная № 22, нежилое сооружение – сети газа к котельной инв № 22, протяженностью 52 м., наружные сети теплоснабжения, протяженностью 8000 м., расположенные по адресу: Ростовская область, г. Миллерово, ул. Маршала Ефимова в/г № 8.
02.09.2021 года между администрацией Миллеровского городского поселения и ООО «Донтеплоэнерго Север» был заключен Договор аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, согласно которому Арендатору за плату во временное владение и пользование, на период с 02.09.22021 по 01.01.2024, передано вышеуказанное имущество, для использования по назначению, а именно в целях осуществления производства, передачи, распределения тепловой энергии, продажи тепловой энергии и горячего водоснабжения (л.д.14-23).
18.11.2021 Миллеровской межрайонной прокуратурой в адрес Главы администрации Миллеровского городского поселения вынесено представление об устранении нарушений законодательства о концессионных соглашениях, поскольку администрацией Миллеровского городского поселения был нарушен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения, вместо концессионного соглашения заключен договор аренды (л.д.9-11). Из письма администрации Миллеровского городского поселения от 28.12.2021 следует, что на основании Приказа Заместителя Министра обороны РФ от 13.09.2019 № 811 «О безвозмездной передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Миллеровское городское поселение» Ростовской области» были переданы объекты, обеспечивающие теплоснабжение, без одновременной передачи земельных участков под ними, тем самым, нарушив принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. В связи с чем, было принято решение о необходимости заключения договора аренды (л.д.12-13).
30.12.2022 Федеральной антимонопольной службой по Ростовской области вынесено решение по признакам нарушения администрацией Миллеровского городского поселения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому установлено, что Договор аренды от 02.09.2021 имущества, находящегося в муниципальной собственности (комплекс сооружений теплоснабжения котельной № 22, расположенной по адресу: г. Миллерово, ул. Квартал им. Маршала Ефимова, строение 18, насосы, сети газа к котельной протяженностью 52 м., наружные сети теплоснабжения, общей протяженностью 8000 м.) заключен без проведения торгов. Согласно выпискам из ЕГРН, котельная № 22 введена в эксплуатацию 1991 году, сети газа к котельной № 22 данные отсутствуют, год завершения строительства 1995 г. Таким образом, передача прав владения и (или) пользования спорными объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности должна была осуществляться по концессионному соглашению, которое, в соответствии со ст. 13 ФЗ «О концессионных соглашениях», подлежало заключению по итогам проведения конкурса на право заключения данного соглашения, а не на основании заключенного договора аренды. Учитывая изложенное, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу о наличии со стороны администрации Миллеровского городского поселения нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (л.д. 116-120).
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что действия ответчика по передаче имущества предприятию без проведения торгов не соответствуют ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ, поскольку приводят к созданию дискриминационных условий посредством предоставления преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности предприятия, и ограничения доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам. Таким образом, требования заявлены обосновано, и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Миллеровского городского поселениям в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованной системы теплоснабжения муниципального образования «Миллеровское городское поселение».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Шоркина А.В.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 18 января 2023 года.