№а-74/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2019 года <адрес>
Судья Сунженского районного суда Республики Ингушетия Наурузов А.И., при секретарях: ФИО7 и ФИО8, с участием истцов: ФИО11-А. А.-М. и ФИО1-А., представителей МВД по <адрес>: ФИО9, ФИО10, ФИО12, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО17 ФИО5-Али Абдул-Мажидовича и ФИО1-Алиевны к Управлению по вопросам миграции МВД по <адрес> на неправомерные действия (бездействие) Управления по вопросам миграции МВД по <адрес>, выразившихся в отказе исключить их из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество, и возложении обязанности на Управления по вопросам миграции МВД по <адрес> по исключению их из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество, в том числе списках, находящихся в Центральной базе данных «Компенсация»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО11-А.А.-М. и ФИО1-А. обратились с административным исковым заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц Управления по вопросам миграции МВД по <адрес> (УВМ МВД по РИ), выразившихся в отказе исключить их из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество, и возложении обязанности на УВМ МВД по РИ по исключению их из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество, в том числе списках, находящихся в Центральной базе данных «Компенсация» УВМ МВД по РИ.
Решением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ административный иск ФИО11-М. и ФИО1-А. иск удовлетворен на Управление по вопросам миграции МВД по <адрес> возложены обязанности по исключению истцов из списков получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решение районного суда оставлено без изменения. По кассационной жалобе Управления по вопросам миграции МВД по <адрес> определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ указанные решение районного суда и апелляционное определение отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
В судебном заседании административные истцы ФИО11-А.С.-М. и ФИО1-А. исковые требования поддержали, ссылаясь на следующие обстоятельства. В результате военных действий в Чеченской Республике им пришлось покинуть место постоянного проживания и обосноваться на территории Республики Ингушетия. По заявленному ходатайству в Миграционной службе им был предоставлен статус вынужденного переселенца. По истечении срока действия статуса вынужденного переселенца они обратились в УВМ МВД по РИ с соответствующим заявлением о продлении срока статуса вынужденного переселенца, однако им было отказано на том основании, что они состоят в базе данных как лица, получившие компенсацию за утраченное жилье и имущество. При обращении в УВМ МВД по РИ с заявлением об исключении их семьи из списка лиц, получивших компенсацию, было получено уведомление, в котором указывалось на то, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, в Миграционную службу РИ были поданы документы на получение компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике по адресу: <адрес> «а», <адрес>, с включением их в качестве членов семьи, а также УВМ МВД по РИ сослалось на то, что временной комиссией при Правительстве РИ от ДД.ММ.ГГГГ № им в составе семьи ФИО2 выплачена компенсация за утраченное жилье и имущество по указанному адресу в размере 118 560 рублей. Решение УВМ МВД по РИ считают незаконным. Компенсацию они не получали, с соответствующим заявлением в Миграционную службу не обращались. Также они никогда не входили в состав семьи ФИО2. Он (ФИО11-А.А-М.) состоял в гражданском браке с ФИО3, от которой он имеет их общих детей, и которая в период военных действий в Чеченской Республике бросила их и уехала в неизвестном направлении. Брак с ФИО3 не был зарегистрирован, и она не являлась членом его семьи, поэтому они не могли получить компенсацию в составе семьи ФИО2. В настоящее время наличие сведений о выплате им компенсации за утраченное жилье и имущество в компьютерной базе данных, препятствует им продлить статус вынужденного переселенца, а также восстановить их права на жилье и жилищное обустройство в соответствии с законом. По настоящее время они не обустроены жильем. Просят признать действия УВМ МВД по РИ незаконными и обязать УВМ МВД по РИ исключить их из списков, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество.
Представитель административного ответчика – УВМ МВД России по РИ – ФИО12 в судебном заседании требования административных истцов не признала. Просила суд отказать в удовлетворении административного искового заявления на основании доводов, изложенных в письменных возражениях. В представленных суду письменных возражениях представители административного ответчика ссылаются на следующие обстоятельства. Согласно п. 22 Административного регламента срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца. Следовательно, необходимым условием для продления срока действия статуса вынужденного переселенца является одновременно наличие оснований, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия такого статуса, перечисленных в части 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ члену семьи административных истцов ФИО13 Миграционной службой Республики Ингушетия произведена выплата компенсации за жилье и имущество, утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в сумме 118560 рублей. Данное обстоятельство подтверждается заявлением на получение компенсации, которое было подписано ФИО2, а также административным истцом С.-А.А.-М. ФИО17. Кроме того, нельзя согласиться с доводом истца о том, что он состоял в гражданском браке не с ФИО2 а с ФИО3 и соответственно он и его дочь ФИО1-А. не могли получить компенсацию за утраченное жилье в составе семьи ФИО2. Как усматривается из свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ, брак между ФИО14 и ФИО3 был расторгнут. После расторжения брака присвоены фамилии: ФИО19, ФИО18. Также надо отметить, что решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО2 об установлении факта фактического проживания было установлено, что заявительница находилась в незарегистрированном браке с ФИО11-А.А.-М. и у них трое несовершеннолетних детей. Кроме того, согласно всем письменным материалам учетного дела о получении компенсации ФИО2 за утраченное жилье, представленное представителем ответчика в суд для обозрения, административные истцы проходят как члены семьи ФИО2.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГг. №-П, вынужденный переселенец нуждается в дополнительной поддержке государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула, статьи 1,4,5,6,7 и 8). Предоставление гражданину данного статуса ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества. Статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен.
Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ, статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В соответствии с подпунктом 3 п. 3 ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-I "О вынужденных переселенцах" территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, участвуют в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания.
Пунктом 1 ст. 10 вышеназванного Закона установлено, что к основным направлениям работы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов с вынужденными переселенцами относятся прием вынужденных переселенцев, предоставление им статуса вынужденного переселенца, ведение учета вынужденных переселенцев, оказание им содействия в обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Представителем ответчика представлены письменные материалы учетного дела о получении компенсации ФИО2 за утраченное жилье, исследованные в судебном заседании.
Согласно решению Временной комиссии при Правительстве Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО11-А. А.-М. и ФИО1-А. в составе семьи ФИО2 назначена компенсация за утраченное жилье и имущество по адресу: Чеченская Республика, <адрес> сведения об этом включены в Центральную базу данных «Компенсация» Управления внутренних дел МВД по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ члену семьи административных истцов ФИО13 Миграционной службой Республики Ингушетия произведена выплата компенсации за жилье и имущество, утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в сумме 118560 рублей. Данное обстоятельство подтверждается заявлением на получение компенсации, которое было подписано ФИО2, а также административным истцом С.-А. А.-М. ФИО17.
Из удостоверений вынужденного переселенца серии АЕ № и серии IV-ОЖ № следует, что статус вынужденного переселенца истцами ежегодно продлевался до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако при обращении в УФМС России по РИ о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца административным истцам письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № отказано в связи с тем, что ими в составе семьи ФИО2 выплачена компенсация за утраченное жилье и имущество по адресу: <адрес>.
Доводы истца ФИО11-А. А.-М. о том, что он состоял в гражданском браке не с ФИО2, а с ФИО3 и соответственно он и его дочь ФИО1-А. не могли получить компенсацию за утраченное жилье в составе семьи ФИО2 суд считает несостоятельными в виду следующих обстоятельств, установленных в судебном заседании.
Как усматривается из свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ, брак между ФИО14 и ФИО3 был расторгнут. После расторжения брака присвоены фамилии: ФИО19, ФИО18.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО2 об установлении факта фактического проживания было установлено, что заявительница находилась в незарегистрированном браке с ФИО11-А.А.-М. и у них трое несовершеннолетних детей.
Согласно справке о составе семьи, выданной ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> РИ, ФИО18 зарегистрирована и проживает в <адрес>, имея в составе семьи: мужа ФИО11-А. А.-М., ФИО15-А. и других. Согласно справке о составе семьи, выданной ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ администрацией с.<адрес> РИ, ФИО18 зарегистрирована и временно проживает в с.<адрес>, имея в составе семьи: мужа ФИО11-А. А.-М., ФИО15-А. и других.
Согласно всем письменным материалам учетного дела о получении компенсации ФИО2 за утраченное жилье, представленное представителем ответчика в суд для обозрения, административные истцы проходят как члены семьи ФИО2. Подлинность подписей ФИО2 и ФИО11-А. А.-М. в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на получение компенсации, принятые с документами ДД.ММ.ГГГГ, удостоверена нотариусом Малгобекской государственной нотариальной конторы ФИО16.
Как усматривается из учетного дела, исследованного в судебном заседании, в заявлении об отказе от права владения жильем, находящимся по адресу: <адрес> «а» <адрес>, подписи учинены также от имени ФИО2 и С.-А.А.-М. ФИО17.
Вместе с тем согласно заключениям экспертов в судебных почерковедческих экспертизах № от ДД.ММ.ГГГГ, а также № от 01.04 2019 подпись от имени ФИО17 ФИО5-Али Абдул-Мажидовича в заявлении ФИО4 на получение компенсации от ДД.ММ.ГГГГ в графе «Подписи совершеннолетних членов семьи, указанных в настоящем заявлении» в учетном деле № учинена не ФИО11-А. А.-М., а другим лицом.
В силу положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документы или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право на подписание документа, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.
Согласно статье 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта исследуется в судебном заседании, оценивается судом наряду с другими доказательствами.
Суд критически оценивает заключения экспертов в судебных почерковедческих экспертизах № от ДД.ММ.ГГГГ, а также № от 01.04 2019, согласно которых подпись от имени ФИО17 ФИО5-Али Абдул-Мажидовича в заявлении ФИО4 на получение компенсации от ДД.ММ.ГГГГ в графе «Подписи совершеннолетних членов семьи, указанных в настоящем заявлении» в учетном деле № учинена не ФИО11-А. А.-М., а другим лицом. При этом суд принимает во внимание, что заключения экспертов противоречат иным объективным материалам дела. Подлинность подписей ФИО2 и ФИО11-А. А.-М. в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на получение компенсации, принятые с документами ДД.ММ.ГГГГ, удостоверена нотариусом Малгобекской государственной нотариальной конторы ФИО16, в связи с этим их подлинность не вызывает сомнений у суда, как и подлинность сведений, отраженных в справках о составе семьи, выданных ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> РИ и ДД.ММ.ГГГГ администрацией с.<адрес> РИ, о том, что ФИО18 зарегистрирована и проживает по указанным адресам, имея в составе семьи: мужа ФИО11-А. А.-М., ФИО15-А. и других. В то же время указанные экспертные заключения противоречат судебным решениям, вступившим в законную силу – упомянутому выше решению Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решению Сунженского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО11-А.А.-М. и ФИО1-А. о признании неправомерными действий должностных лиц Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес>.
Как следует из решения Сунженского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11-А.А.-М. и ФИО1-А. обратились в суд с заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес>, выразившихся в отказе продлить заявителям статус вынужденных переселенцев, ссылаясь на то, что в 2000 году Миграционной службой Республики Ингушетия им произведена выплата компенсации за жилье и имущество, утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в сумме 118560 рублей, однако указанная компенсация является незначительной и не соответствует реальной стоимости жилья. В связи с этим суд, установив, что полученная, семьей заявителей, состоящей из четырех человек компенсация в размере 118000 рублей не обеспечивала их жилищное обустройство в силу ее незначительности, удовлетворил заявление и обязал УФМС России по <адрес> продлить заявителям статус вынужденных переселенцев на один год.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Данные обстоятельства еще называют преюдициальными, поскольку они установлены вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу.
Как разъяснил Пленум ВС РФ в п. 9 своего постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 23, под судебным постановлением, указанным в ч. 2 ст. 61 ГПК, понимается любое судебное постановление, которое согласно ч. 1 ст. 13 ГПК принимает суд. Часть 1 ст. 13 ГПК предусматривает, что суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.
Лицам, участвующим в деле, не нужно доказывать в новом гражданском деле с тем же субъектным составом обстоятельства, которые будут установлены такими судебными постановлениями, при условии вступления их в законную силу по правилам ст. 209, 391 ГПК. При этом не будет иметь значение, в каком статусе эти лица участвовали в первом деле, по которому факты установлены судебным постановлением, вступившим в законную силу, главное, чтобы они были лицами, участвующими в деле.
При указанных обстоятельствах судом установлено, что административные истцы компенсацию за утраченное жилье и имущество, находящегося по адресу: <адрес> «а» <адрес>, получали, тогда как в настоящее время не имеют своего жилья и нуждаются в улучшении жилищных условий.
При таких условиях, требования административных истцов о признании неправомерными действий должностных лиц Управления по вопросам миграции МВД по <адрес> (УВМ МВД по РИ), выразившихся в отказе исключить их из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество, и возложении обязанности на УВМ МВД по РИ по исключению их из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество, в том числе списках, находящихся в Центральной базе данных «Компенсация», являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО17 ФИО5-Али Абдул-Мажидовича и ФИО1-Алиевны на неправомерные действия (бездействие) Управления по вопросам миграции МВД по <адрес>, выразившиеся в отказе исключить их из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество, и возложении обязанности на Управления по вопросам миграции МВД по <адрес> по исключению их из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество, в том числе списках, находящихся в Центральной базе данных «Компенсация», отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Сунженский районный суд Республики Ингушетия.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья
копия верна, судья
Сунженского районного суда РИ А.И. Нау