Дело № 2а-3128/2017 02 ноября 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Пальмина А.В.,
при секретаре Смирновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (Архангельская область, г. Северодвинск, ул.Ломоносова, д. 107А) административное дело по административному исковому заявлению Бондарука Сергея Алексеевича о признании незаконным предварительного решения отделения (территориального, г.Архангельск) Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 30 марта 2017 года № 29-70/26 и частично незаконным решения Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 24 мая 2017 года №1/2-13/98, обязании восстановить нарушенное право,
установил:
Бондарук С.А. обратился в суд с административным иском (с учётом уточнений от 07.07.2017) о признании незаконным решения начальника отделения (территориального, г.Архангельск) Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 30.03.2017 № 29-70/26 о внесении изменений в норму предоставления жилой площади и решения начальника Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 24.05.2017 №1/2-13/98 о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения - в части уменьшения норматива общей площади жилого помещения до 15,7 кв.м.; обязании восстановить нарушенное право.
В обоснование указал, что как лицо, уволенное с военной службы, имеет право на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. В целях реализации данного права направил ответчику заявление о перечислении жилищной субсидии от 10.12.2015 и представил все предусмотренные законом документы. 30.03.2017 ответчик уведомил его о внесении изменений в норму предоставления жилой площади: уменьшении нормы предоставления общей площади жилого помещения на 26,3кв.м. в связи с отказом истца предоставить обязательство о сдаче при перечислении жилищной субсидии занимаемого им жилого помещения (Архангельская область, г. Северодвинск, <адрес>). Истец полагает, что истребование указанного обязательства является незаконным. Кроме того, указывает, что не отказывался от сдачи занимаемого жилья. Считает, что оспариваемые решения не основаны на законе и нарушают его право на получение жилищной субсидии в причитающемся размере.
22.08.2017 административный истец уточнил исковые требования - просил в солидарном порядке взыскать с административных ответчиков в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Определением суда от 02.11.2017 производство по делу в части искового требования о взыскании компенсации морального вреда прекращено в связи с отказом истца от данного требования.
10.10.2017 административный истец уточнил исковые требования: полагал незаконным предварительное решение отделения (территориального, г.Архангельск) Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 30.03.2017 № 29-70/26 о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в части учёта наличия жилых помещений, занимаемых по договору социального найма общей площадью 26,30 кв.м. и жилой площадью 15,7 кв.м.
Просил возложить на Федеральное государственное казённое учреждение «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность внести изменения в решение от 24.05.2017 № 1/2-13/98, указав норматив общей площади жилого помещения 42,0 кв.м и обязать Федеральное казённое учреждение «Объединённое стратегическое командование Северного флота» в лице филиала - «2финансово-экономическая служба» произвести ему доплату жилищной субсидии с учётом указанного норматива общей площади жилого помещения.
Определением суда от 02.11.2017 начальник отделения (территориального, г.Архангельск) Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Скворцова Н.С., освобождена от участия в деле в качестве административного ответчика, привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Административный истец Бондарук С.А., будучи извещённым, в суд неявился. Направил своего представителя ЩербаковуО.В., которая в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержала. Пояснила, что истец неотказывался предоставить обязательство о сдаче занимаемого им жилого помещения и впоследствии представил его в орган жилищного обеспечения.
Административные ответчики отделение (территориальное, г.Архангельск) Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казённое учреждение «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ«Северрегионжильё»), будучи извещённым, в судебное заседание своих представителей не направили.
Заинтересованные лица начальник ФГКУ«Северрегионжильё» БудкоЮ.В., начальник отделения (территориального, г.Архангельск) ФГКУ«Северрегионжильё» Скворцова Н.С., будучи извещёнными, в судебное заседание не явились.
Заинтересованные лица Федеральное казённое учреждение «Объединённое стратегическое командование Северного флота» в лице филиала - «2финансово-экономическая служба», Администрация Северодвинска, будучи извещёнными, своих представителей в судебное заседание не направили.
Заинтересованные лица ..... будучи извещёнными, в судебное заседание не явились.
Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суд рассмотрел дело при данной явке.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право на жилищную субсидию установлено п.п. 1, 16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которым государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Утверждение порядка расчёта жилищной субсидии в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации Постановлением от 03.02.2014 № 76 утвердило Правила расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее - Правила).
Согласно п. п. 3 и 4 Правил установленный норматив общей площади жилого помещения (42 кв. м на семью из двух человек) при расчёте размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, её освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.
Содержание названной правовой нормы указывает на то, что при расчёте размера жилищной субсидии учёту подлежит занимаемая военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является её нанимателем, и в отношении которой не дано обязательство о её освобождении.
Названные предписания Правил соответствуют положениям ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, согласно которой при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Судом установлено, что Бондарук С.А. до ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту. В период прохождения военной службы истцу на состав семьи ..... предоставлено жилое помещение по адресу: Архангельская область, г.Северодвинск, <адрес>, общей площадью 52,6 кв.м.
Бондарук С.А. ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья, имея выслугу лет 33 года 10 месяцев. За истцом признано право на получении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
Решением уполномоченного органа жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ истцу и его супруге распределено жилое помещение в г. Санкт-Петербурге, предложено представить справку о сдаче занимаемого по указанному адресу жилого помещения. В связи с непредоставлением указанных документов жилое помещение было перераспределено иному лицу.
ДД.ММ.ГГГГ форма обеспечения Бондарука С.А. жилым помещением изменена на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
30.03.2017 врио начальника отделения (территориального, г.Архангельск) ФГКУ«Северрегионжильё» принято предварительное решение № 29-70/26 о предоставлении уволенному с военной службы Бондаруку С.А. и его супруге ..... субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере ..... исчисленной с учётом наличия у истца и его супруги жилых помещений, занимаемых по договору социального найма общей площадью 26,3 кв.м. (......), жилой площадью 15,7 кв.м. и непредоставлением обязательства о сдаче занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, г.Северодвинск, <адрес> площадью 52,6 кв.м. Административному истцу направлено уведомление об уменьшении нормы предоставления общей площади жилого помещения на 26,3кв.м. (т. 1 л.д. 89).
Указанное решение является предварительным, в силу чего не создаёт правовых последствий для административного истца, не нарушает его права и законные интересы. При таких обстоятельствах оснований для признания его незаконным исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ не имеется.
24.05.2017 ФГКУ«Северрегионжильё» в лице его начальника Будко Ю.В. принято решение №1/2-13/98 о предоставлении Бондаруку С.А. и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере ..... с учётом наличия жилого помещения, занимаемого Бондаруком С.А. и его ..... по договору социального найма площадью 26,30кв.м. и исходя из норматива общей площади жилого помещения 15,70кв.м. (т. 1 л.д. 60-61).
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Бондарук С.А. направил в уполномоченный орган жилищного обеспечения заявление, в котором просил предоставить жильё в избранном месте жительства после увольнения с военной службы и сохранить за ним (без выселения и сдачи) занимаемую по договору социального найма квартиру по адресу: Архангельская область, г.Северодвинск, <адрес>, общей площадью 52,6 кв.м. (т. 1 л.д. 114).
Таким образом, Бондарук С.А. обеспеченный жилым помещением по договору социального найма менее учётной нормы, фактически поставил вопрос об улучшении жилищных условий с предоставлением ему ещё одного жилого помещения в избранном месте жительства после увольнения с военной службы с сохранением права пользования жилым помещением по прежнему месту жительства. В последующем согласился изменить форму жилищного обеспечения на предоставление жилищной субсидии. При этом до момента принятия административными ответчиками оспариваемых решений непредставил им обязательство о расторжении договора социального найма в отношении квартиры, расположенной по адресу: Архангельская область, г.Северодвинск, <адрес> и её освобождении.
При таких обстоятельствах выделение истцу жилищной субсидии из расчёта 42кв.м. на семью ..... и без учёта доли жилого помещения, в котором он вместе с супругой проживает по договору социального найма, приведёт к сверхнормативному обеспечению его жильём.
Следовательно, что Бондарук С.А. и его ..... вправе претендовать на получение жилищной субсидии с учётом занимаемой ими общей площади жилого помещения, занимаемого ими по договору социального найма.
Вместе с тем, ФГКУ«Северрегионжильё» неправильно исчислило норматив общей площади жилого помещения, исходя из наличия у БондарукаС.А и ..... права пользования жилым помещением в размере 26,3 кв.м. Административный ответчик не принял во внимание, что как следует из листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ договора социального найма от 19.12.2014, вступившего в законную силу решения Северодвинского городского суда от 14.05.2015 по делу № 2-2577-15, финансового лицевого счёта от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 25, 104) совместно с нанимателем Бондаруком С.А. в квартире, расположенной по адресу: Архангельская область, г.Северодвинск, <адрес>, в качестве членов семьи вселены ..... Следовательно, у административного истца и ..... имеется право пользования жилым помещением по договору социального найма в размере 13,15 кв.м. (......). При этом норматив общей площади жилого помещения для расчёта жилищной субсидии Бондаруку С.А. составит 28,85 кв.м. (42,0 кв.м. – 13,15 кв.м.).
Направление в уполномоченный орган Бондаруком С.А. и его ..... обязательства от 10.07.2017 о расторжении договора социального найма квартиры, расположенной по адресу: Архангельская область, г.Северодвинск, <адрес>, не имеет для настоящего дела правового значения, поскольку указанные действия совершены после принятия оспариваемых решений.
Довод административного истца о преюдициальном значении решения Северодвинского городского суда Архангельской области от 22.09.2016 по делу № 2а-6899/2016 не принимаю, поскольку указанным судебным актом неустановлен факт представления административным истцом в орган жилищного обеспечения обязательства о расторжении договора социального найма в отношении квартиры, расположенной по адресу: Архангельская область, г.Северодвинск, <адрес> и её освобождении.
По результатам рассмотрения дела суд приходит к выводу, что административный истец имеет право на получение жилищной субсидии, соответствующей 28,5 кв.м. общей площади жилого помещения.
Таким образом, оспариваемое решение ФГКУ«Северрегионжильё» от 24.05.2017 №1/2-13/98 является незаконным в части величины норматива общей площади жилого помещения, размера жилищной субсидии и в данной части должно быть изменено административным ответчиком с последующей доплатой жилищной субсидии.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ суд взыскивает с филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба», которое является довольствующим органом ФГКУ«Северрегионжильё», в пользу БондарукаС.А. расходы на оплату госпошлины в размере 300руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Бондарука Сергея Алексеевича о признании незаконным предварительного решения отделения (территориального, г.Архангельск) Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 30 марта 2017 года № 29-70/26 о предоставлении Бондаруку Сергею Алексеевичу субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения и частично незаконным решения Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 24 мая 2017 года №1/2-13/98 о предоставлении Бондаруку Сергею Алексеевичу и члену его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения, обязании восстановить нарушенное право, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 24 мая 2017 года №1/2-13/98 о предоставлении Бондаруку Сергею Алексеевичу и члену его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в части норматива общей площади жилого помещения и размера жилищной субсидии.
Обязать Федеральное государственное казённое учреждение «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации внести изменение в своё решение от 24 мая 2017 года №1/2-13/98 о предоставлении Бондаруку Сергею Алексеевичу и члену его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения, указав норматив общей площади жилого помещения 28,85 кв.м. и соответствующий указанному нормативу размер жилищной субсидии.
Обязать филиал Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» произвести Бондаруку Сергею Алексеевичу доплату жилищной субсидии, исходя из норматива общей площади жилого помещения 28,85 кв.м.
Об исполнении решения суда административный ответчик обязан сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» за счёт средств, предусмотренных на финансирование Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в пользу Бондарука Сергея Алексеевича расходы на оплату государственной пошлины в размере 300(триста) рублей 00копеек.
В удовлетворении искового заявления Бондарука Сергея Алексеевича о признании незаконным предварительного решения отделения (территориального, г.Архангельск) Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 30 марта 2017 года № 29-70/26 о предоставлении Бондаруку Сергею Алексеевичу субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Пальмин
Мотивированное решение изготовлено 07.11.2017.
Судья