дело № 67RS0003-01-2021-002439-49
производство №1-15/2023
П Р И Г О В О Р
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2023 года
г. Смоленск
Промышленный районный суд г. Смоленска
В составе
председательствующего судьи Ковалевой Л.В.,
при секретаре Михайловой Т.В.,
с участием
прокуроров Грищенко В.Ю., Тищенко В.В., Макарова И.А., Гаврилова О.Ю., Ковалевой К.А.,
подсудимого Бормакова И.М.,
защитников адвокатов Раткевича В.В., Корнеева С.А.,
представителя потерпевшего Потерпевший №1,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению
Бормакова Игоря Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, русского, гражданина Российской Федерации, с высшим образованием, холостого, иждивенцев, хронических заболеваний, инвалидности не имеющего, работающего генеральным директором ООО «<данные изъяты>», зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, не судимого,
находящегося под подпиской о невыезде и надлежащем поведении (в порядке ст.ст. 91,92 УПК РФ не задерживался),
в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159 УК РФ,
у с т а н о в и л:
Подсудимый виновен в мошенничестве с использованием своего служебного положения в крупном размере.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах.
ООО «Коммунальные системы «Кощино» (далее по тексту ООО «КС «Кощино») зарегистрировано в качестве юридического лица 05.12.2007 по адресу: Смоленская область, Смоленский район, д. Кощино, ул.Дружбы, д.31, с фактическим расположением по адресу: Смоленская область, Смоленский район, д. Кощино, ул.Дружбы, д.25-б. Основным видом деятельности организации являлось распределением воды, а дополнительными видами деятельности являлось производство и распределение тепловой энергии.
Управляющим ООО «КС «Кощино» являлся индивидуальный предприниматель Бормаков И.М., который на основании договора оказания услуг по управлению от 18.03.2015 исполнял обязанности директора ООО «КС «Кощино», следовательно, единолично выполнял управленческие (организационно-распорядительные и административно-хозяйственные) функции по руководству в ООО «КС «Кощино», которое как вырабатывающее и поставляющее тепловую энергию населению с использованием взятой в аренду у Администрации Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (далее по тексту Администрации Кощинского с/п), котельной, расположенной на земельном участке, по адресу: Смоленская область Смоленский район д. Кощино (договор аренды №4 от 15.04.2014), являлось теплоснабжающей организацией.
Осуществляя поставку тепловой энергии потребителям, ООО «КС «Кощино» в соответствии с положением, регулирующим предоставление из областного бюджета субсидий теплоснабжающим организациям, утвержденным Постановлениями Администрации Смоленской области от 29.12.2014 № 923 и № 171 от 22.03.2017, имело право получить субсидию, целью которой являлась компенсация теплоснабжающим организациям недополученных доходов по предоставлению населению услуг по централизованному отоплению жилищного фонда по льготным тарифам на тепловую энергию. Одним из условий предоставления субсидий является заключение договорных отношений между Департаментом Смоленской области по строительству и ЖКХ и теплоснабжающей организацией., для чего в срок до 10 числа каждого месяца, следующего за отчетным, подсудимый обязался предоставлять в Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ требуемый пакет документов, в том числе справку-расчет и счета на компенсацию выпадающих доходов, акты о фактически поставленной тепловой энергии на отопление жилищного фонда, и пр.
Для получения субсидии Бормаков И.М. заключил с Департаментом Смоленской области по строительству и ЖКХ (далее Департаментом по ЖКХ) соглашение № 2/2017-КВД от 09.01.2017, дополнительное соглашение №1 от 03.04.2017 и дополнительное соглашение №2 от 29.12.2017 к основному соглашению от 09.01.2017, и № 199/2017-КВД от 29.12.2017 с дополнительным соглашением №1 от 06.08.2018 о предоставлении из областного бюджета соответственно в 2017 и 2018 годах субсидии, приняв на себя обязательство в срок до 10 числа, следующего за отчетным, ежемесячно предоставлять в Департамент по ЖКХ соответствующий пакет документов, в том числе заявку на получение субсидий, справку-расчет на компенсацию выпадающих доходов, счет на компенсацию выпадающих доходов, ведомость начисления платежей по отоплению жилищного фонда по льготным тарифам и иные документы.
Управляющий ООО «КС «Кощино» Бормаков И.М., заключая вышеуказанные соглашения, будучи осведомленным с порядком предоставления из бюджета Смоленской области субсидий, с вышеуказанным законодательством и нормативно-правовыми актами, используя свое служебное положение, умышленно, с целью извлечения материальной выгоды в пользу ООО «КС «Кощино», в период времени с 01.02.2017 по 31.07.2018, решил путем предоставления в Департамент по ЖКХ завышенных показателей объемов отпуска тепловой энергии населению по сравнению с реальными показателями этих объемов, то есть с помощью обмана, получить субсидию в большем размере, после чего незаконно полученную часть субсидии похитить.
С этой целью Бормаков И.М. издал приказ № 2 от 10.02.2017, согласно которому с 01.02.2017 внес в табель рабочего времени в должности экономиста - Бормакова И.М. (то есть себя) с оплатой согласно штатному расписанию, в обязанности которого входила подготовка необходимой документации для финансово-хозяйственной деятельности ООО «КС «Кощино» (в том числе подготовка и направление документов для получения субсидий в Департамент по ЖКХ), после чего ежемесячно стал готовить и предоставлять в Департамент по ЖКХ для получения субсидии пакет документов, в которых размер объемов поставленной населению тепловой энергии определять не по нормам потребления для населения, как то предписано Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилах домах, утвержденных постановлением Правительства России от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» и ст. 157 ЖК РФ, а с учетом корректировки по температуре наружного воздуха ( не предусмотренной нормативно-правовыми актами), рассчитанной им самим, тем самым завысив сведения об объемах поставленной тепловой энергии потребителям, находящимся на обслуживании в ООО «КС «Кощино».
Затем после ежемесячного в период времени с 01.02.2017 по 31.07.2018 неоднократного подписания указанного пакета документов главным бухгалтером ООО «КС «Кощино» Свидетель №7, директором ООО «ЖЭО «Кощино» Свидетель №6, главой Кощинского муниципального образования Свидетель №11, не осведомленными об истинных намерениях Бормакова И.М., без соответствующей проверки правильности и законности произведенных расчетов, подсудимый Бормаков И.М. лично передавал каждый пакет документов, содержащий неверный расчет объема поставленной тепловой энергии населению, в Департамент по ЖКХ по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской Революции, д. 14-а, для получения субсидий.
Тем самым Бормаков И.М. за период времени с 01.01.2017 по 31.07.2018 ввел сотрудников Департамента по ЖКХ в заблуждение относительно своих истинных намерений и реально поставленных населению объемов тепловой энергии, в связи с чем сотрудники Департамента по ЖКХ рассчитали ООО «КС «Кощино» размер субсидии, исходя из объема поставленной тепловой энергии в размере 9028.59 Гкал, тогда как фактически ООО «КС «Кощино» поставило населению 7652,800 Гкал, в результате чего незаконно получило из бюджета Смоленской области 527 577 руб. 06 коп., которые в качестве субсидии были перечислены в указанный период со счета №40201810900000100001, открытого в ГРКЦ ГУ Банк России по Смоленской области, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Большая Советская, д. 41/18, на расчетный счет № 40702810659310105234, открытый на ООО «КС «Кощино» в Смоленском отделении «Сбербанк России» № 8609.
Поступившие на счет ООО «КС «Кощино» 527 577 руб. 06 коп. Бормаков И.М., используя свое служебное положение, похитил путем обмана, распорядившись ими по своему усмотрению, причинив Департаменту по ЖКХ материальный ущерб в крупном размере на указанную сумму.
Подсудимый Бормаков И.М. виновным себя не признал и показал, что вопрос переплаты по начисленным субсидиям носит гражданско-правовой характер, и этот вопрос должен рассматриваться в Арбитражном суде с зачетом встречных однородных требований, и его действия не носят уголовно-наказуемого характера. Изложенные в обвинительном заключении правоотношения по поводу излишнего получения компенсации межтарифной разницы вследствие установления регулятором льготного тарифа ООО «Коммунальные системы «Кощино» являются гражданско-правовыми отношениями хозяйственного характера, вытекающими из установленной ст. 10 ФЗ РФ «О теплоснабжении» и ежегодно подписываемого соглашения с распорядителем бюджетных средств о компенсации такой разницы как выпадающих доходов. Все отчеты сдавались открытым образом и были доступны для распорядителя бюджетных средств. Подлежали проверке, сопоставлению, коррекции, в том числе в рамках запросов получателей отчетов. При наличии запросов и выявлении неточностей, ошибок, подлежали уточнению таким же образом, как и уточнялись расчеты самой субсидии с последующей коррекцией расчетов.
На необходимость определения фактического объема поставляемой потребителям тепловой энергии прямо указывает приказ Департамента Смоленской области от 16.02.2011 г № 5-ОД, установивший расчет потребности в субсидиях исходя из расчета факта поставленной тепловой энергии потребителям, рассчитанного исходя из температурного графика при условии отсутствия приборов коммерческого учета тепловой энергии. Пункт 9 Постановления Администрации Смоленской области от 22.03.2017 г № 171 также установил порядок определения размера субсидии как «разница между тарифом на тепловую энергию (мощность) для получателя субсидии (без налога на добавленную стоимость) и льготным тарифом на тепловую энергию (мощность) (без налога на добавленную стоимость), установленными уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов, умноженная на объем фактически оказанных услуг по централизованному отоплению жилищного фонда за отчетный период». Законом Смоленской области от 23.11.2011 г № 112-З «Об отдельных вопросах установления тарифов на тепловую энергию (мощность) в Смоленской области лишь предусматривалась обязанность компенсации Смоленской областью выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, возникших в следствие установления льготных тарифов. Порядок компенсации и расчетов размера компенсации не устанавливалось данным Законом.
Изменения же порядка расчетов размера компенсации выпадающих доходов теплоснабжающим организациям на территории Смоленской области произошли вследствие вступления в законную силу Постановления Администрации Смоленской области от 03.07.2018 г № 461, определивший точную формулу для расчета субсидии с учетом определения отпуска тепловой энергии согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г № 354.
Считает, что в его действиях отсутствует событие преступления.
Представитель потерпевшего Департамента Смоленской области по строительству и ЖКХ - Потерпевший №1 в судебном заседании пояснила, что Бормаков И.М. являлся директором ООО «Коммунальные системы Кощино», и в период с 2017 по 2018 год данной организации предоставлялась субсидия на выпадающие доходы по теплоснабжению и горячему водоснабжению. В ходе следственных действий Департаменту стало известно, что Бормаковым была получена сумма 527 577 рублей необоснованно в связи с тем, что были завышены объемы предоставляемой тепловой энергии населению. Субсидия предусмотрена 171 постановлением Администрации Смоленской области, утвердившей Положение о предоставлении субсидии. Законы по Смоленской области №№ 190 и 192 регламентируют предоставление из областного бюджета соответствующих субсидий. Статьей 10 ФЗ № 190-ФЗ предусмотрена возможность установления льготных тарифов определенной категории потребителей, в том числе и физических лиц. В силу ст. 2 закона Смоленской области от 23.11.2011 года № 122-з льготные тарифы на тепловую энергию устанавливаются в целях сдерживания роста платы граждан за коммунальные услуги в рамках предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в МО Смоленской области, утвержденных НПА Губернатора Смоленской области на соответствующий календарный год. Ст. 2 закона Смоленской области от 30.11.2011 года № 122-з «О порядке компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающий вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию» также предусмотрено, что компенсация выпадающих доходов предоставляется теплоснабжающим организациям, в которых выпадающие доходы возникают вследствие установления уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен льготных тарифов на тепловую энергию в соответствие с областным законом. Т.е. ООО «КС «Кощино» был установлен Департаментом энергетики, энергоэффективности в Смоленской области соответствующий тариф. В связи с чем они стали получателями указанной субсидии. Порядок получения данной субсидии установлен 171-м Постановлением Администрации Смоленской области, в соответствии с которым соответствующими ресурсоснабжающими организациями, которым установили тариф, предоставляются документы, подтверждающие предоставление населению теплоснабжения по льготному тарифу. Соответственно, предоставляются документы, в которых отражается объем, который был предоставлен населению. Дальше этот объем умножается на разницу между двумя тарифами (экономически обоснованный тариф минус льготный тариф для населения), и таким образом полученная сумма – это сумма субсидий, которые выплачиваются соответствующей ресурсоснабжающей организации. При расчетах данной субсидии Бормаков предоставлял завышенные объемы как по льготным тарифам, так и по счетчикам, т.е. дополнительно увеличивая объемы поставленной теплоэнергии. Сумму субсидии рассчитывает непосредственно получатель субсидии. Организация после того, как отпустила тепловую энергию, приносит полный пакет документов по списку. Специалист проверяет расчеты, смотрит объемы, разницу между экономически обоснованным и льготным тарифами, умножает на объемы. Фактические расчеты делает ресурсоснабжающая организация, а задача специалиста только проверить правильность расчетов. Если всё нормально, составляется соответствующий акт, который подписывается начальником Департамента и субсидия предоставляется.
Из оглашенных в порядке ч.1 ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля Свидетель №3 (т.3 л.д. 130-133) следует, что с 2012 года она работает в Департаменте Смоленской области по строительству и ЖКХ в должности консультанта финансово-экономического отдела. В ее должностные обязанности входит в том числе проверка полноты предоставляемого пакета документов от теплоснабжающих и ресурсоснабжающих организаций для получения субсидии.
В связи с тем, что Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике для ООО «Коммунальные системы «Кощино»» были установлены льготные тарифы для населения, у Департамента в соответствии с законодательством возникли обязательства по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов. Департамент, как главный распределитель бюджетных средств, заключал соглашения с теплоснабжающей организацией ООО «Коммунальные системы «Кощино»» на получение вышеуказанной субсидии в период времени с 2017г. по 2018 г.
При проверке расчета размера субсидии Департамент проверяет установленные тарифы, указанные в расчете, осуществляет проверку объемов оказанных услуг, указанных организацией в ведомостях (2018 год) начислений платежей населению и актах (2017 год) о фактически поставленных объемов населению, указанных в расчете.
Размер субсидии определяется как разница между тарифом на коммунальную услугу для теплоснабжающей организации и льготным тарифом для населения, умноженная на объем фактически оказанных услуг за отчетный период (за предыдущий месяц). До августа 2018 года ООО «Коммунальные системы «Кощино»» получало субсидии только в отопительный период, а с августа 2018 года субсидии предоставляются ежемесячно. Достоверность предоставляемых сведений со стороны теплоснабжающей организации ООО «Коммунальные системы «Кощино»» по объемам тепловой энергии, предоставляемых в Департамент, сотрудниками Департамента не проверяются, так как на это отсутствуют полномочия и это не закреплено нормативными актами. Ответственность за достоверность предоставляемых данных в соответствии с заключенными Департаментом договорами с получателем субсидии - ООО «Коммунальные системы «Кощино»», несет получатель субсидии, то есть сотрудники ООО «Коммунальные системы «Кощино»», в том число лицо, осуществляющее его руководство.
В период времени с 01.01.2017 по 31.07.2018 документы от ООО «Коммунальные системы «Кощино»» предоставлял управляющий данного общества индивидуальный предприниматель Бормаков И.М.
По постановлению Администрации Смоленской области № 923 от 29.12.2014, теплоснабжающая организация ООО «Коммунальные системы «Кощино»» предоставляло также ряд документов для статистической отчетности, одним из которых являлся отчет Федерального Статистического наблюдения по форме №22-ЖКХ. Данный отчет не предоставляется с 2017 года, так как был отменен Постановлением Администрации Смоленской области № 171 от 22.03.2017.
Из оглашенных в порядке ч.1 ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля Свидетель №6 (т.3 л.д. 143-145, 146-149) следует, что с 18.03.2015 по 24.12.2018 согласно договору управления обществом обязанности руководителя были возложены на индивидуального предпринимателя Бормакова И.М.
ООО «Коммунальные системы «Кощино»» является энергоснабжающей (теплоснабжающей) организацией, основным видом экономической деятельности которого является производство, передача горячей воды и тепловой энергии потребителям, находящимся на территории Кощинского сельского поселения. С февраля 2017 года Бормаков И.М. на основании приказа организации являлся экономистом организации. Бормаков И.М. сам издал приказ о назначении себя на должность экономиста.
Общество осуществляет свою предпринимательскую деятельность через арендованные у МО «Кощинское сельское поселение» котельные и теплосети и осуществляет поставку потребителям Кощинского с/п (в 40 многоквартирных жилых домов и социальных объектов) тепловой энергии и горячего водоснабжения. Котельные не оборудованы специальными приборами учета отпуска тепловой энергии, кроме счетчиков на потребление. В период времени с 01.01.2017 по 31.07.2018 учет тепловой энергии производился расчетным способом по методическим рекомендациям Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политики. Расчет объемов поставляемой тепловой энергии потребителям-населению Кощинского с/п в 2017-2018 г.г. производилось по приборам учета, при их отсутствии - по нормативам.Общество является получателем субсидии на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям. В соответствии с порядком получения субсидии, общество ежегодно заключает договор на выдачу вышеуказанной субсидии с Департаментом по ЖКХ. В данном соглашении указываются все условия и порядок получения субсидии. В пакет документов, необходимых для получения субсидии, входит: заявка, справка -расчет, счет на оплату, ведомости по начислению поставленной тепловой энергии населению (потребителям). В период времени с 01.01.2017 по 31.07.2018 пакет документов для получения вышеуказанной субсидии предоставлялся только в отопительный период (за 7 месяцев), и необходимым сбором, формированием документов, а также производством расчетов для получения субсидии занимался ИП Бормаков И.М., он сам отвозил документы в Департамент по ЖКХ для получения субсидии под сопроводительное письмо. Каким образом и по какой методике Бормаков И.М. производил расчеты для субсидии, ему неизвестно. В декабре 2018 года договор оказания услуг по управлению с ИП Бормаковым И.М. был расторгнут.
Согласно исследованным в порядке ст. 281 ч.1 УПК РФ показаниям свидетеля Свидетель №7 (т.3 л.д. 150-152, 153-154), которая давала аналогичные показания, следует также, что расчеты для населения выполняются по данным приборов учета, если приборы учета отсутствуют, то расчеты производятся только по нормативу.
Субсидии поступали на расчетный счет ООО «Коммунальные системы «Кощино»», данные денежные средства расходовались на расходы организации: оплату счетов поставщикам, заработную плату ИП Бормакову И.М. (по договору управления), налоги. Оплату услуг по управлению в размере 50 000 рублей Бормаков И.М. самостоятельно получал в отделении банка ПАО «Сбербанк». Он самостоятельно туда приходил, оплачивал услуги банка по формированию платежного поручения, в котором указывал, что данные средства ему переводятся на счет в качестве заработной платы, а не по договору оказания услуг как ИП, и ему банк перечислял денежные средства самостоятельно со счета организации. На дату прихода Бормакова И.М. как управляющего в организации были наложены аресты на счета, которые не сняты до настоящего периода по задолженности за газ, свет. В банке есть очередь по оплате задолженности, в первую очередь оплачивается задолженность по газу, по электроэнергии, в третью очередь по зарплате, и дальше оплату других расходов. Если бы Бормаков И.М. получал денежные средства по договору управления и указывал в платежных поручениях свое ИП, то он бы не смог получить денежные средства.
Из оглашенных в порядке ст. 281 ч.1 УПК РФ показаний свидетеля Свидетель №2 (т.3 л.д. 164-166, 167-169) следует, что руководителем ООО «Коммунальные системы Кощино» был Бормаков И.М.на основании договора управления. Ей известно, что у Бормакова И М. было свое ИП. С февраля 2017 года Бормаков И.М. назначил на должность экономиста самого себя. Как экономист ООО он производил расчеты на субсидию по выпадающим доходам по теплотой энергии льготным категориям потребителей (населению) в Департамент Смоленской области но строительству и ЖКХ. В связи с этим она предоставляла по просьбе Бормакова данные по начислениям и оплате по отоплению по каждому многоквартирному жилому дому на бумажных носителях. Объем предоставленной тепловой энергии в Гкал рассчитывал сам Бормаков И.М.. Некоторые многоквартирные жилые дома, которые находятся на обслуживании в ООО, оборудованы приборами учета тепловой энергии. Если многоквартирный жилой дом оборудован прибором учета тепловой энергии, то расчеты по начислению она производила, исходя из данных прибора учета, если не оборудован, то расчеты по начислению она производила по нормативам потребления. Каких-либо расчетов для предоставления субсидии по просьбе Бормакова она не делала. Объемы тепловой энергия считал Бормаков, каких-либо документов она не подписывала.
Ежемесячную ведомости начисления платежей по отоплению жилищного фонда по населению делал сам Бормаков. Денежные средства, полученные по субсидии, поступали на расчетный счет ООО и шли на нужды Общества и погашение задолженностей.
Из оглашенных в порядке ст. 281 ч.1 УПК РФ показаний свидетеля Свидетель №11 (т.3 л.д. 174-176) следует, что она состоит в должности главы муниципального образования «Кощинское сельское поселение». Бормаков являлся руководителем ООО «Коммунальные системы «Кощино»», которое осуществляло и осуществляет свою предпринимательскую деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Согласно договору аренды, заключенного между муниципальным образованием с.п. Кощинского и ООО «Коммунальные системы «Кощино» тепловые сети, земельные участки под котельными и котельные, нежилые помещения, расположенные в д. Кощино, переданы в аренду Обществу, которое осуществляет выработку тепловой энергии и поставляет ее населению д. Кощино. Справки-расчеты об объемах отпущенной энергии предоставляются в Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ на получение субсидии для компенсации на выпадающие доходы. Она как глава МО «Кощинское сельское поселение» и начальник Департамента Смоленской области по строительству и ЖКХ согласовывают ежегодный график отпуска тепловой энергии для населения за 12 месяцев, составленный и подписанный руководителем Бормаковым И.М.
Из оглашенных в порядке ст. 281 ч.1 УПК РФ показаний свидетеля Свидетель №8 (т.3 л.д. 155-157) следует, что между Обществом и Департаментом по ЖКХ заключено соглашение на предоставление субсидий на компенсацию выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность). В случае установления органами власти льготных тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги, исполнитель коммунальных услуг выставляет плату населению исходя из этих льготных тарифов, а выпадающие доходы (то есть разница между реальным тарифом и льготным) возмещается из бюджета в виде субсидий. Данную субсидию за период времени с 01.01.2017 по 31.07.2018 рассчитывал Бормаков И.М. По какой методике производились расчеты субсидии ей неизвестно. Также в период своего руководства Бормаков издал приказ о назначении себя как физического лица на должность экономиста (данная должность предусмотрена штатным расписанием ООО «Коммунальные системы Кощино»). За период с 01.01.2017 по 31.07.2018 ООО «Коммунальные системы «Кощино» получило субсидий на сумму около 3 900 000 руб. Все денежные средства поступали на расчетный счет ООО в банке, однако счет арестован, и поступающие денежные средства списываются в счет удовлетворения требований кредиторов. Задолженность составляет около 35 000 000 руб.
Согласно оглашенным с согласия сторон показаний свидетеля Свидетель №10 (т.3 л.д. 170-171), он работает в ООО «Коммунальные системы «Кощино» в должности инженера- теплотехника. В аренде у ООО «Коммунальные системы Кощино» находится газовая котельная, аренда заключена с Администрацией сельского поселения Кощино Смоленского района Смоленской области. На котельной есть температурный график, по которому выдается температура теплоносителя. Температура наружного воздуха записывается каждый час в оперативный журнал в течении суток. На газовой котельной снаружи, с северной стороны расположен градусник, на котором отражается температура наружного воздуха. На газовой котельной не стоят приборы учета тепловой энергии, они стоят на узлах учета по домам. По просьбе Бормакова он (свидетель) рассчитывал тепловые нагрузки, но потом перестал. В период времени с 01.01.2016 по 31.07.2018 они комиссионно (он, оператор, иногда были жильцы домов) ходили по домам и снимали показатели Гкал с приборов учета, находящихся в многоквартирных домах, все это оформлялось справкой и передавалось в бухгалтерию.
Согласно оглашенным с согласия сторон показаниям свидетеля Свидетель №4 (т.3 л.д. 137-140) ООО «Коммунальные системы «Кощино»» при проведении расчетов по отпуску тепловой энергии должно придерживаться ст. 157 Жилищного Кодекса РФ и во втором приложении и главе VI Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011 «О предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах», в котором отражена методика определения объемов предоставление коммунальных ресурсов, выразившиеся в формулу, которая позволяет определить фактический объем предоставленной тепловой энергии при наличии приборов учета, а также их отсутствии (учитываются нормативы) и соответственно выводится сумма платежей населения. Если ООО «Коммунальные системы «Кощино»» руководствовалось методикой, указанной в Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011, то объёмы полезного отпуска тепловой энергии за 2017 год и 2018 год, которые они предоставили в Департамент энергетике, энергоэффективности и тарифной политике и в Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ не должны отличаться. Если показатели объёмов отпуска тепловой энергии потребителям (гражданам многоквартирных жилых домов), указанные в документах ООО «Коммунальные системы «Кощино»», предоставленные в Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ, выше, чем показатели объемов отпуска тепловой энергии потребителям (гражданам многоквартирных жилых домов) и указанные в документах ООО, предоставленные в Департамент энергетике, энергоэффективности и тарифной политике, по его мнению, это может свидетельствовать о том, что руководство Общества хотело получить больше денежных средств предоставляемой субсидии, предназначенной теплоснабжающей организации на выпадающие доходы, предназначенной для покрытия своих затрат. За 2017 год и 2018 год сотрудниками Департамента Смоленской области по энергетике, энергеэффективности и тарифной политике фактически предоставленные объемы отпуска тепловой энергии ООО «Коммунальные системы «Кощино»» не проверялись, так как отсутствовало заявление ООО «КС «Кощино»» о корректировке необходимой валовой выручки по причине наличия недополученных доходов, связанных с отклонением объема реализуемых услуг.
Из оглашенных в порядке ст. 281 ч.1 УПК РФ показаний свидетеля Свидетель №5 (т.3 л.д. 134-136) следует, что он являет начальником отдела технической экспертизы и энергетических балансов Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике. Их Департамент ежегодно осуществляет установление тарифов (цен) для разных теплоснабжающих организаций на территории Смоленской области, подлежащих регулированию. На основании пакета документов, который теплоснабжающие организации направляют в Департамент, формируется свой тариф для каждой теплоснабжающей организации. Тариф по теплоснабжению формируется ежегодно, на первое и второе полугодие, это связано с требованием федерального законодательства. Данные, предоставляемые в Департамент теплоснабжающей организацией, каждый раз не проверяются, рассчитывается на добросовестность теплоснабжающих организаций, так как формируются тарифы на них. Сотрудники Департамента могут производить анализ с данными, поданными ранее теплоснабжающей организацией, за несколько лет до этого, и при необходимости могут запросить дополнительные материалы, сделать свои выводы о правильности предоставленных данных в текущий момент. Плановые показатели объемов тепловой энергии определяются из схемы теплоснабжения. Фактические показатели объема тепловой энергии рассчитываются теплоснабжающей организацией. Расчет на очередной плановый период всегда должен производится по нормативным показателям, зафиксированных в нормативных актах, указанных в СНИП, по каждому региону РФ. В СНИПе указывается средняя температура воздуха, которая должна указываться в расчетах. Предполагает, что если теплоснабжающая организация выставляет счета по предоставленной тепловой энергии населению (потребителю) по нормативу, то и данные в Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ они должны рассчитывать по нормативу.
Согласно оглашенным с согласия сторон показаний свидетеля Свидетель №13 (т.3 л.д. 181-183) следует, что она является начальником производственной службы сбыта теплоснабжающей организации «Смоленскрегионтеплоэнерго, которая получает в Департаменте Смоленской области по строительству и ЖКХ субсидию на компенсацию выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность). Расчеты для получения вышеуказанной субсидии производятся в соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 22.03.2017 № 171, в котором в п.9 прописано как производится расчет субсидии. Одним из коэффициентов расчета объема тепловой энергии для получения субсидии является фактически предоставленный объем населению, а фактически предоставленный объем населению - это тот объем, по которому выставлены счета потребителям. Счета потребителям выставляются по нормативу, который устанавливается Департаментом Смоленской области по энергетике. Расчет объема предоставленной тепловой энергии для населения рассчитывается в соответствием с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением правительства № 354 от 06.05.2011, и Жилищным Кодексом РФ по нормативу (при отсутствии общедомовых приборов учета) или по данным общедомовых приборов учета. Также в соглашении между теплоснабжающей организацией и Департаментом Смоленской области по строительству и ЖКХ одним из нормативных актов, регулирующих предоставление субсидии, указано Постановление правительства № 354 от 06.05.2011 именно для определения объемов тепловой энергии потребителям. Для определения объема предоставленной тепловой энергии населению при отсутствии прибора учета для получения субсидии нельзя учитывать температуру наружного воздуха, так как это не предусмотрено законодательством, регулирующим получение субсидии, все расчеты производятся только по нормативу или показателям общедомового прибора учета. В Постановлении правительства № 354 от 06.05.2011 при расчете объема тепловой энергии, предоставляемой населению, не учитываются потери в сетях РСО, это не предусмотрено. Общедомовой прибор учета в многоквартирном жилом доме - это собственность жильцов, а не организаций. Счетчик, который установлен на котельной, не является счетчиком, применяемым при коммерческом учете для расчета с населением. Счетчик коммерческого учета должен быть допущен к эксплуатации представителями РСО, должен стоять непосредственно в доме, на линии балансового разграничения (чем является стена дома). Все расчеты, которые связаны с населением, регулируются государством. Льготный тариф предусмотрен только для населения при оказании коммунальных услуг.
Из оглашенных в порядке ст. 281 ч.1 УПК РФ показаний свидетеля Свидетель №12 (т.3 л.д. 184-186), который является заместителем генерального директора в ООО «Смоленская биоэнергетическая компания», усматриваются аналогичные сведения.
Согласно исследованным показаниям свидетеля Свидетель №9 (т.3 л.д. 158-163) она с 2008 года по январь 2017 работала в ООО «Коммунальные системы «Кощино» в должности экономиста. В аренде у Общества была газовая котельная, на которой не были установлены приборы учета отпуска тепловой энергии. В многоквартирных домах, находящихся на их обслуживании, в большинстве случаев также не было приборов учета. На тех домах, где счетчики были, они не были введены в эксплуатацию. Населению начисление было по нормативу. Расчет для выпадающих доходов она делала в таблице, которые после нее остались на ее компьютере. Объем рассчитывался по наружному объему здания, расчеты по горячей воде, сколько идет на обогрев. В расчет входит средняя температура, она утверждена и ее ей диктовал Департамент энергетики, она была нормативной. Также ежемесячно с котельной приносили журналы с ежедневной температурой, она рассчитывала среднюю температуру и потом производила объем фактической тепловой энергии, который шел на выпадающие расходы. Расчеты фактического объема тепловой энергии на выпадающие доходы были в основном ниже объемов, рассчитанных по нормативу. Объемы, рассчитанные по нормативу тепловой энергии в Департаменте по энергетике были больше фактического, за счет этого тариф устанавливался Обществу меньше. В Департамент по энергетике они подавали баланс тепловой энергии годовой. Также в статистику они предоставляли справки по форме 22-ЖКХ, там указывается фактический объем тепловой энергии. Увеличить объемы тепловой энергии возможно для выпадающих доходов только за счет увеличения температуры наружного воздуха, другие данные постоянны. К ней со стороны Департамента по энергетике и Департамента по ЖКХ претензий не было.
Из заключения специалиста №224 усматривается, что ООО «КС «Кощино» в период с 01.01.2017 по 31.12.2018 получило в качестве субсидий 3 518 196 руб. 96 коп., из которых 527 577 руб. 06 коп. оплачено излишне вследствие нарушения установленного законодательством порядка расчета размера подлежащей выплате субсидии (т.3 л.д.5-22).
Специалист Свидетель №1 в судебном заседании пояснила, что данное заключение ею дано на основании документов, имеющихся в распоряжении следствия. Сумму субсидий рассчитала на основании документов, которые предоставило ООО «Кощинские коммунальные системы» в Департамент по строительству и ЖКХ и в Департамент энергетики и энергоэффективности. В один и другой департаменты предоставлены документы с разными цифрами. Разница в размере субсидий составила 527 577,60 руб.
Кроме того, она пояснила, что в ее распоряжении были данные о движении денежных средств по счетам Общества, предоставленные из ПАО «Сбербанк». Однако для окончательных выводов ( расчета переплаченной субсидии ) эти сведения не имеют значения, поскольку только подтверждают факт поступления денежных средств и организация могла их использовать.
Данные, которые предоставлялись в территориальный орган государственной статистики, она не использовала.
Согласно протоколу осмотра предметов и документов от 02 ноября 2022 года, которым осмотрены: соглашение от 09 января 2017 года № 2/2017-КВД о предоставлении из областного бюджета в 2017 году субсидии теплоснабжающей организации в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих вследствие установления уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) заключенное между Департаментом Смоленской области по строительству и ЖКХ и управляющим ООО «Коммунальные системы «Кощино» в лице Бормакова И.М. Основанием для предоставления субсидии являются: ФЗ 190 от 27.07.2010 «О теплоснабжении», областной закон от 17.11.2011 № 112-з «Об отдельных вопросах установления тарифов на тепловую энергию в Смоленской области», областной закон от 30.11.2011 № 122-з «О порядке компенсации выпадающих доходов теплоснабжающим организациям...», постановление Администрации Смоленской области от 29.12.2014 №923 «Об утверждении положения регулирующего предоставление из областного бюджета в 2014-2020 г.г. субсидий », постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг….». Применять для расчетов по данному соглашению тарифы на тепловую энергию для получателя и льготный тариф на тепловую энергию, установленный уполномоченным органом; дополнительное соглашение №1 от 03.04.2017 к соглашению от 09 января 2017 года № 2/2017-КВД о внесении в соглашение ссылку на постановление Администрации Смоленской области № 171 от 22.03.2017; дополнительное соглашение №2 от 29.12.2017 об изменении в п.5.2 соглашения; документы, подписанные Бормаковым И.М. и предоставляемые в Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ для получения субсидии за период с января 2017 года по июль 2018 года (заявки, справки-расчеты, акты, ведомости начислений (т.3 л.д. 39-65)
Из бухгалтерских справок по начислению населению платы за отопление в период с 01 января 2017 года по 31 июля 2018 года следует, что в них отражены тариф за 1 Гкал, объем потраченной энергии из расчета на один обслуживаемый дом (т.4 л.д. 2-40).
Согласно сведениям Департамента по энергетике в соответствии с плановым отпуском ООО «КС «Кощино» населению на отопление принято экспертным советом: в 2017 - 5824 Гкал, в 2018 - 5986 Гкал. Согласно структурному отпуску тепловой энергии ООО «КС «Кощино» предоставило населению на отопление: за 2017 - 4753 Гкал (по приборам учета 1685 Гкал, расчетным способом 3068 Гкал), за 2018 - 4737,3 Гкал (по приборам учета 2880 Гкал, расчетным способом 1857,3 Гкал) (т.1 л.д. 94-113).
Также Департамент по энергетике сообщил, что при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению для населения всех поселений на территории Смоленского района Смоленской области использовалась информация из СП 131.13330.2012 «Свод правил. Строительная климатология», введенная 01.01.2013». Норматив потребления коммунальных услуг по отоплению в многоквартирных домах на территории Кощенского с/п составляет 0,0332 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц (т.4 л.д.42-45).
Из копии протокола общего собрания участников ООО «КС «Кощино» от 11.03.2015 усматривается, что управляющим Общества избран ИП Бормаков И.М., и ему переданы полномочия единоличного исполнительного органа (т.2 л.д.51-52).
Согласно копии приказа № 2 от 10.02.2017 управляющего «КС «Кощино» Бормакова И.М. Бормаков И.М. назначен на должность экономиста «КС «Кощино» с 01.02.2017 с оплатой согласно штатному расписанию (т.2 л.д.53).
Из копии договора оказания услуг по управлению от 18.03.2015усматривается, что управляющий ООО «КС «Кощино» ИП Бормаков И.М. за 50 000 руб. ежемесячно предоставляет обществу услуги по управлению его делами и имуществом, осуществляя полномочия постоянно действующего исполнительного органа - директора общества с соблюдением Устава и действующего законодательства РФ (т.2 л.д.79-87).
Согласно копии устава ООО «КС «Кощино» основным видом деятельности Общества является: распределение воды, эксплуатация инженерных канализаций, котельных, тепловых сетей, водонапорных башен, и т.д. с целью осуществления производственно-хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение общественной потребности юридических и физических лиц в работе, совершенствование рынка коммунальных услуг… (т.2 л.д. 55-70).
Согласно Положениям, утвержденным постановлениями Администрации Смоленской области №923 от 29.12.2014 и №171 от 22.03.2017, теплоснабжающим организациям предоставляются субсидии в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию. Размер субсидий определяется как разница между тарифом на тепловую энергию для теплоснабжающей организации и льготным тарифом на тепловую энергию, установленными уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов, умноженная на объем фактически оказанных услуг по централизованному отоплению жилищного фонда за отчетный период, в соответствии с показаниями приборов учета, при их отсутствии - в соответствии с нормативами потребления, предъявленный к оплате населению за отчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (т.3 л.д.100-101,102-104).
Все указанные доказательства суд признает достоверными и допустимыми, так как находит, что они добыты в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, дополняют и согласуются друг с другом, поэтому достаточны для вынесения приговора.
Анализируя исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что вина подсудимого в совершении инкриминируемого ему преступления установлена и доказана.
Действия подсудимого суд квалифицирует по ч. 3 ст. 159 УК РФ как мошенничество, т.е. хищение чужого имущества путем обмана, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере.
Ст. 159 УК РФ определяет мошенничество как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество, и один из способов совершения данного преступления определен - путем обмана.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года ( в ред. от 15.12.2022) N 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», мошенничество совершается путем обмана, под воздействием которого владелец имущества или иное лицо передают имущество или право на него другому лицу либо не препятствуют изъятию этого имущества или приобретению права на него другим лицом ( п.1).
Обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество может состоять в сознательном сообщении (представлении) заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях, направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение. Сообщаемые при мошенничестве ложные сведения (либо сведения, о которых умалчивается) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества, личности виновного, его полномочиям, намерениям. ( п.2 названного постановления ).
В судебном заседании установлено, что Бормаков И.М.в период времени с 1 января 2017 года до 31 июля 2018 года путем обмана, выразившегося в предоставлении завышенных показателей объемов тепловой энергии в Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ, отличных от показателей объемов тепловой энергии, фактически предоставленных потребителям Кощинского сельского поселения, относящимся к льготной категории, и сведений, предоставленных в Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике для установления тарифа на тепловую энергию. В частности производил расчет одного из показателей при расчете субсидии не с учетом установленного законодательством норматива, а с учетом внесения корректировки по температуре наружного воздуха.
Тем самым, используя свое служебное положение, умышленно, из корыстных побуждений, с целью извлечения материальной выгоды в пользу ООО «Коммунальные системы «Кощино»», совершил в указанный в приговоре период времени хищение денежных средств в размере 527 577 рублей 06 копеек из бюджета Смоленской области, предоставляемых ООО «Коммунальные системы «Кощино»» в виде субсидий.
По смыслу закона и правовой позиции, отраженной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №19 от 16 октября 2009 года «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных и муниципальных учреждениях. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Как усматривается из материалов дела, Бормаков И.М. являлся управляющим ООО «Коммунальные системы «Кощино»» на основании решения общего собрания участников ООО «КС «Кощино» и согласно Уставу Общества ему переданы полномочия единоличного исполнительного органа (т.2 л.д.51-52), в связи с чем он исполнял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в ООО «Коммунальные системы «Кощино»», использование которых способствовало совершению хищения чужого имущества.
Учитывая данные обстоятельства, Бормаков И.М. совершил преступление с использованием своего служебного положения.
Поскольку стоимость похищенного подсудимым имущества в соответствии с примечанием к ст.158 УК РФ превышает 250 000 рублей, в его действиях имеется квалифицирующий признак совершения мошенничества в крупном размере.
К такому выводу суд пришел на основании исследованных доказательств, а именно показаний представителя потерпевшего Потерпевший №1, свидетелей Свидетель №11, Свидетель №10, Свидетель №2, Свидетель №9, Свидетель №6, Свидетель №8, Свидетель №7, Свидетель №5, Свидетель №4, Свидетель №3, Свидетель №13, Свидетель №12, которые являются последовательными и непротиворечивыми, согласуются между собой, и полностью подтверждают выводы следствия и государственного обвинения.
Более того, суд учитывает, что в соответствии с областным законом № 122-з от 30.11.2011 «О порядке компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию в Смоленской области, компенсация выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, у которых выпадающие доходы возникают вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию, осуществляется путем предоставления субсидий. Согласно положению, регулирующему предоставление субсидий в рамках реализации областной государственной программы «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ населения Смоленской области» на 2014 - 2020 теплоснабжающим организациям, в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию (утверждено постановлением Администрации Смоленской области от 29.12.2014 №923), размер субсидий определяется как разница между тарифом на тепловую энергию для теплоснабжающей организации и льготным тарифом на тепловую энергию, установленными уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов, умноженная на объем фактически оказанных услуг по централизованному отоплению жилищного фонда за отчетный период. Аналогичный порядок расчета размера подлежащей выплате субсидии, установлен постановлением Администрации Смоленской области от 22.03.2017 №171 (в редакции, действовавшей до 03.07.2018г.).
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, п. 42 (1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
При этом, нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории сельских поселений Смоленского района Смоленской области регламентируются постановлениями Департамента Смоленской области по энергетике, в частности, постановлением №553 от 12.12.2013г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению».
В судебном заседании установлено, что управляющий ООО «КС «Кощино» Бормаков И.М. в период с 01.01.2017г. по 31.07.2018г. лично ежемесячно предоставлял в Департамент по ЖКХ пакеты документов, в которых, согласно его собственным показаниям в суде, размер субсидии рассчитывал он лично, работая в ООО «КС «Кощино» в качестве экономиста, но не по нормативу, а с учетом корректировки по температуре наружного воздуха, утверждая, что это была правильная методика производства таких расчетов. В связи с его расчетами ООО «КС «Кощино» получило в качестве субсидий на расчетный счет общества 3 518 196 руб. 96 коп.
Однако, как следует из заключения специалиста Свидетель №1 и ее показаниям в суде, за указанный период, исходя из сравнительного расчета с данными, предоставленными в Департамент по энергетике, ООО «КС «Кощино» должно было получить субсидию в размере 2 990 619 руб. 90 коп., что свидетельствует об излишне полученной части субсидии вследствие несоответствия применяемой методики расчета Бормаковым И.М. фактического объема тепловой энергии, поставленной населению, в размере 527 577 руб. 06 коп.
Данное заключение специалиста не вызывает у суда сомнений в обоснованности его выводов, поскольку оно соответствует требованиям п. 3.1 ч.2 ст. 74 и ч.1 ст. 80 УПК РФ, исследования проведены компетентным лицом, обладающим специальными познаниями и навыками в исследуемой области, достаточным стажем работы по специальности, в пределах поставленных вопросов, входящих в компетенцию специалиста, которому разъяснены положения 58 УПК РФ, он был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Выводы специалиста не противоречивы, мотивированы, объективно подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, оснований полагать о наличии у эксперта личной заинтересованности в исходе уголовного дела не усматривается.
То обстоятельство, что представленные специалисту для исследования в числе иных данных сведения ПАО «Сбербанк» о движении денежных средств на счетах ООО «Коммунальные системы «Кощино», полученные в результате проведения ОРМ, которые не были переданы следствию в установленном законом порядке в нарушение требований ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и ст. 89 УПК РФ ( т.1 л.д. 73-75), не ставит под сомнение выводы специалиста, поскольку, как следует из ее показаний в суде, данные сведения не имели влияния на ее выводы, поскольку для расчета размера полученной субсидии и оценки ее соответствия законодательству указанная справка не имела значения.
Также из показаний свидетеля Свидетель №3 усматривается, что отчет Федерального Статистического наблюдения по форме №22-ЖКХ не предоставляется с 2017 года, так как был отменен Постановлением Администрации Смоленской области № 171 от 22.03.2017. Поэтому сведения, направляемые Обществом в Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Смоленской области о снабжении теплоэнергией ( т.4 л.д. 48-60), не имеют значения для установления обстоятельств данного дела и не влияют на выводы специалиста, исходя из периода, вменяемого подсудимому.
Как следует из материалов дела, а также показаний представителя потерпевшего Потерпевший №1, свидетелей Свидетель №4, Свидетель №3, ФИО14, Свидетель №8, Свидетель №6, Свидетель №2, именно собранные и представленные управляющим Бормаковым И.М. в Департамент по ЖКХ документы послужили основанием для выплаты ООО «КС «Кощино» субсидии в завышенном размере.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что Бормаков И.М., самостоятельно как экономист ООО «КС «Кощино» произведя расчеты субсидии по методике, заведомо не предусмотренной постановлениями Администрации Смоленской области от 29.12.2014 №923 и №171 от 22.03.2017, предоставил необходимые для получения субсидии документы в Департамент по ЖКХ, чем ввел сотрудников Департамента в заблуждение относительно своих истинных намерений, что позволило ему завладеть денежными средствами, превышающими истинный размер субсидии, поэтому совершил мошенничество именно путем обмана.
О наличии у подсудимого умысла на хищение денежных средств в виде разницы между обоснованно положенной и фактически полученной субсидией, свидетельствует то, что он, исходя из своего опыта в этой области, осознавал общественную опасность своих действий в виде использования не подлежащего применению нормативного акта (приказа №5-ОД от 16.02.2011), предвидел причинение этим имущественного ущерба путем получения завышенной субсидии, следовательно, желал этого.
Кроме того, наличие умысла на хищение имущества бюджета Смоленской области путем обмана подтверждается тем, что при расчете субсидии необходимо использовать для определения объема фактически оказанных услуг населению по отоплению установленные нормативы, а не температуру наружного воздуха, что безусловно следует из постановлений администрации Смоленской области от 10 сентября 2015 года №570, от 22 марта 2017 года №171, соглашения между ООО «КС «Кощино»» и Департаментом Смоленской области по строительству и ЖКХ, что полностью согласуется с положениями ст. 157 ЖК РФ и постановлением Правительства России от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», из которых следует, что стоимость коммунальной услуги по отоплению определяется исходя из установленных нормативов.
Доводы подсудимого и защиты о том, что документы, предоставляемые ООО «КС «Кощино»» в Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ на получение субсидий должны проверяться сотрудниками Департамента путем простых арифметических расчетов, что закреплено, в том числе, и в п. 12 постановления Администрации Смоленской области №171 от 22 марта 2017 года, не опровергает выводов суда о виновности в совершении мошенничества, поскольку из показаний представителя потерпевшего Потерпевший №1, свидетеля Свидетель №3 у сотрудников Департамента не было полномочий по проверке произведенного получателем субсидии в части правильности расчета объема фактически оказанных услуг по отоплению, проверялись сотрудниками условия предоставления субсидии, при этом, что в соответствии с заключенным с Департаментом Смоленской области по строительству и ЖКХ договором и последующими соглашениями к нему о предоставлении из областного бюджета субсидии, подсудимый обязан действовать добросовестно, на что обоснованно рассчитывали сотрудники Департамента Смоленской области по строительству и ЖКХ.
Это установлено из показаний представителя потерпевшего Потерпевший №1, свидетелей Свидетель №3, Свидетель №4, Свидетель №5, Свидетель №13, Свидетель №12, указавших, что при определении объема фактически оказанных услуг по отоплению для расчета размера субсидии мог быть применен только норматив потребления тепловой энергии.
Ссылка подсудимого на постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политики от 12.12.2013 №553 как на основание методики расчета норматива потребляемой тепловой энергии и размера субсидий и ответ указанного Департамента ( т.4 л.д. 42-45) представляется суду неубедительной, поскольку как усматривается из вышеуказанных документов, они содержат правила определения объема потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящейся на жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, который не оборудован прибором учета тепловой энергии, опять же со ссылкой на постановление Правительства РФ №354, и не подтверждают доводы подсудимого.
Также суд критически оценивает доводы стороны защиты о том, что в действиях подсудимого наличествуют гражданско-правовые отношения, которые регулируются иными, нежели предусмотренные уголовным законом, нормативными актами.
Согласно вышеприведенному постановлению Пленума ВС РФ №48 от 30.11.2017, в случаях, когда лицо получает чужое имущество или приобретает право на него, не намереваясь при этом исполнять обязательства, связанные с условиями передачи ему указанного имущества или права, в результате чего потерпевшему причиняется материальный ущерб, содеянное следует квалифицировать как мошенничество, если умысел, направленный на хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество, возник у лица до получения чужого имущества или права на него.
Не придается иной смысл указанной норме закона и в многочисленных постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ, неоднократно подчеркивавшего, что статья 159 УК Российской Федерации определяет мошенничество как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. При этом под хищением, согласно пункту 1 примечаний к статье 158 данного Кодекса, в его статьях понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 2017 года N 78-О, от 19 декабря 2017 года N 2861-О, от 27 марта 2018 года N 834-О и др.). Привлечение к уголовной ответственности за мошенничество, совершенное под прикрытием правомерной гражданско-правовой сделки, в случае, если будет доказано, что, заключая такую сделку, лицо действовало умышленно, преследуя цель хищения имущества или приобретения права на него, не исключается и на основании статьи 159 УК Российской Федерации (Постановление от 11 декабря 2014 года N 32-П; определения от 29 января 2009 года N 61-О-О, от 2 июля 2009 года N 1037-О-О, от 29 мая 2012 года N 1049-О, от 23 июля 2020 года N 1897-О и др.).
Судом объективно и достоверно установлено исследованными материалами дела, что Бормаков И.М. для получения субсидии умышленно применил заведомо неправильный расчет одного из показателей, что привело к получению субсидии в завышенном размере, тем самым совершил действия, специально направленные на создание условий для принятия Департаментов по ЖКХ неверного решения в его пользу, следовательно, действовал с заранее сформированным умыслом на незаконное получение бюджетных средств.
При этом он действовал из корыстных побуждений, поскольку денежные средства, полученные в качестве субсидий, зачислялись на счет ООО «КС «Кощино»», которые в связи с арестом счетов шли на погашение задолженностей Общества, а сам Бормаков И.М. при этом получал заработную плату как управляющий Обществом, чего в ином случае получить бы не смог. Это усматривается из показаний свидетелей Свидетель №2, Свидетель №8, а также Свидетель №7, которая показывала, что в банке есть очередь по оплате задолженностей, в первую очередь оплачивается задолженность по газу, по электроэнергии, в третью очередь - по зарплате, и дальше других расходов; если бы Бормаков И.М. получал денежные средства по договору управления и указывал в платежных поручениях свое ИП, то он бы не смог получить денежные средства, а получал их как штатный экономист Общества, которым сам себя назначил.
При указанных обстоятельствах суд считает, что в действиях подсудимого доказан состав уголовного преступления.
При назначении наказания суд в силу ч.3 ст.60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Подсудимый впервые привлекается к уголовной ответственности; им совершено тяжкое преступление; холост, иждивенцев не имеет, трудоустроен ; на учетах у врачей психиатра и нарколога не состоит ( л.д.89,91,92 т.4).
По месту жительства характеризуется положительно ( т.4 л.д. 94).
Психическое состояние подсудимого сомнений не вызывает, иных документов на этот счет суду не представлено, в связи с чем суд признает его вменяемым.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств суд в силу ч.2 ст. 61 УК РФ признает совершение им преступления впервые, а также положительную характеристику по месту жительства.
Отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК РФ, судом не установлено.
С учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности суд не находит оснований, предусмотренных ч.6 ст.15 УК РФ, для снижения категории преступления, являющегося тяжким, учитывая характер преступного деяния, направленного против государственной собственности.
Исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью подсудимого, его поведением во время или после совершения преступления, и иных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, по настоящему делу не усматривается, в связи с чем оснований для применения ст.64 УК РФ не имеется.
Оценивая имеющиеся в распоряжении суда данные о личности подсудимого, его образ жизни, наличие смягчающих обстоятельств и отсутствие отягчающих; обстоятельства совершения преступления, их общественную значимость и родовую принадлежность, а также иные заслуживающие внимание обстоятельства, суд считает целесообразным, исходя их принципа справедливости и индивидуализации уголовного наказания, назначить наказание в виде штрафа, полагая, что именно такая мера наказания будет соответствовать в данном случае целям и задачам уголовной ответственности и исправлению подсудимого.
Назначение наказания в виде лишения свободы представляется суду в данном конкретном случае чрезмерно суровым, исходя из вышеуказанных доводов суда.
Избирая наказание в виде штрафа, суд считает, что его назначение целесообразно в твердой денежной сумме без применения правил кратности.
Заявленный потерпевшим – Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству иск о взыскании материального ущерба подлежит полному удовлетворению.
Арест, наложенный на имущество подсудимого, сохранить до исполнения приговора суда в части назначения штрафа.
Судьбу вещественных доказательств суд разрешает в порядке ст. 81 УПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 296-302, 304, 307-310 УПК РФ, суд
п р и г о в о р и л:
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░. 159 ░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 150 000 (░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ //░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░, ░░░ 016614901, ░░░░. ░░░░ 40102810445370000055, ░░░ 6730013564, ░░░ 673001001, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░/░ 04631205420, ░/░ 03100643000000016300.
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 527 577 (░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ 21070, 1995 ░░░░ ░░░░░░░, (VIN) №, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░:
-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 143 ░░░░░░, - ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ;
-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 303 ░░░░░░, - ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ;
-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 470 ░░░░░░, 5 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» (░░░░░░░░ ░ 1-░ ░░░░ ░░ 100 ░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░ 2-░ ░░░░ ░░ 59 ░░░░░░; ░░░░░░░░ ░ 3-░ ░░░░ ░░ 60 ░░░░░░; ░░░░░░░░ ░ 4-░ ░░░░ ░░ 100 ░░░░░░; ░░░░░░░░ ░ 5-░ ░░░░ ░░ 96 ░░░░░░) - ░░░░░░░ ░░░ «░░ «░░░░░░» ;
- ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░ «░░░░░░» ░░ 11.03.2015, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. №2 ░░ 10.02.2017, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░»» ░░ 28.02.2015, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░ «░░░░░░» ░░ 2015, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░ «░░░░░░» ░░ 18.03.2015, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 4 ░░ 15.04.2014, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ 57 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
-░░░ ░░░░░░░–░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 401.7 ░ 401.8 ░░░ ░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░